Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан
от 25 ноября 2009 г. N 2458/09
"Об утверждении ведомственных целевых программ на 2010-2012 годы"
Во исполнение Плана мероприятий по реализации поручений Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева в рамках задач в сфере бюджетной и финансовой политики в Республике Татарстан на 2010-2012 годы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.07.2009 года N 494, приказываю:
I. Утвердить следующие ведомственные целевые программы:
1. "Общепрограммная деятельность на 2010-2012 годы"
2. "Развитие системы государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2010-2012 годы"
3. "Развитие системы специального (коррекционного) образования на 2010-2012 годы"
4. "Социальные выплаты опекунам и приемным родителям на 2010-2012 годы"
5. "Программа развития среднего профессионального образования на 2010-2012 годы"
6. "Развитие системы высшего профессионального образования на 2010-2012 годы"
7. "Повышение квалификации и переподготовка кадров в системе образования на 2010-2012 годы"
8. "Государственная поддержка талантливой молодежи на 2010-2012 годы в рамках реализации программы грантов Правительства Республики Татарстан"
9. "Обеспечение учебной и другой литературой учащихся учреждений общего образования Республики Татарстан на 2010-2012 годы"
10. "Капитальный ремонт объектов образования республиканского подчинения на 2010-2012 годы"
11. "Противопожарные мероприятия на объектах образования республиканского и муниципального подчинения на 2010-2012 годы"
II. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Хоменко В.В.
Министр | А.Х. Гильмутдинов |
Ведомственная целевая программа
"Общепрограммная деятельность на 2009-2011 годы"
Паспорт
ведомственной целевой программы "Общепрограммная
деятельность на 2009-2011 годы"
Наименование субъекта бюджетного планирования | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Наименование программы | Общепрограммная деятельность на 2009-2011 годы |
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного акта | Министр образования и науки Республики Татарстан Н.М. Валеев |
Цели и задачи программы | Цели: |
Задачи: | |
Характеристика программных мероприятий | В рамках реализации программы предполагается выполнение комплекса мероприятий, направленных на доступность и повышение качества образовательных услуг, обеспечение потребностей отраслей экономики и социальной сферы в высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадрах, создание условий для самореализации личности в свободное от учебы время, для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, исполнение федеральных государственных образовательных стандартов и требований организациями |
Сроки реализации программы | 2009-2011 годы |
Объемы и источники финансирования программы | Бюджет МОиН Республики Татарстан - 211566 тыс. руб., |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы (индикаторы оценки результата) и показатели бюджетной эффективности программы | 1) Обеспечение доступности и повышение качества образовательных услуг, в том числе: |
1. Характеристика проблемы
В настоящее время в Республике Татарстан отмечается тенденция усиления значимости дошкольного возраста как базового ресурса развития детей на последующий ступени образования. Охват детей дошкольным образованием республики составляет 71,6%, что на 10% превышает общий показатель по Российской Федерации. Для обеспечения равных стартовых возможностей детей в республике внедряется предшкольное образование детей старшего дошкольного возраста. Охват предшкольным образованием составляет 53,4%.
Общее образование является основой для получения гражданами республики доступного, качественного образования всех уровней. Его дальнейшее обновление и развитие призвано обеспечить эффективность образовательной отрасли в целом, создать и расширить возможности для удовлетворения образовательных потребностей.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" учителям общеобразовательных учреждений за счет федерального, республиканского и муниципальных бюджетов выплачивается денежное вознаграждение за классное руководство. Это дает возможность предъявлять определенные требования к их работе с учащимися, активизировать работу с детскими общественными организациями.
Реализация Республиканской комплексной программы "Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Татарстан на 2002-2006 годы" позволила повысить нравственный потенциал, развить гражданственность и патриотизм детей и молодежи; сохранить и развить систему патриотического воспитания; снизить уровень преступности в детской и молодежной среде; активизировать деятельность общественных объединений, увеличить охват детей и молодежи организованными формами отдыха и занятости.
Реализация Программы отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи, утверждаемой ежегодно Кабинетом Министров Республики Татарстан, направлена на сохранение, укрепление здоровья и полноценного отдыха детей, продолжение образовательного процесса, предоставление возможностей для реализации интересов и творческих устремлений детей школьного возраста, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан.
Выполнение Республиканской комплексной программы профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2002-2006 годы способствовало широкой пропаганде и формированию здорового образа жизни населения, целенаправленной работе образовательных учреждений в вопросах противодействия распространения наркомании в ученической среде, повышению роли семьи и образовательных учреждений в вопросах профилактики наркотизации детей и подростков, созданию эффективной системы пресечения незаконного оборота наркотиков, распространения их среди населения, в первую очередь, среди учащихся учреждений образования, разработке и внедрению образовательных программ для различных групп населения.
Повышению качества и доступности общего образования способствует участие образовательных учреждений в федеральном и региональном экспериментах по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах, осуществляемых в соответствии с Концепцией модернизации российского образования.
Свое развитие в рамках профильного обучения получило кадетское образование. Создана сеть кадетских школ-интернатов, кадетских классов на базе общеобразовательных учреждений. Министерством образования и науки Республики Татарстан разработана программа развития кадетского образования на 2008-2010 годы. К 2010 году планируется увеличить охват обучающихся в кадетских образовательных учреждениях до 7300 человек. Постановлением Кабинета Министров РТ утверждены нормативы на содержание одного кадета в школах-интернатах и школах.
Осуществляются программные мероприятия по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи. Комплекс проводимых мероприятий в рамках направления ПНПО "Государственная поддержка талантливой молодежи" призван условия для реализации инновационного потенциала молодого поколения.
Проводится совместный контроль институтов гражданского общества и органов управления образованием за качеством образовательных услуг, что гарантирует соблюдение государственных образовательных стандартов в городах и районах республики. Так, с 2005 года Республика Татарстан участвует в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), единого республиканского экзамена (ЕРЭ) по аналогам контрольных измерительных материалов и апробации новых форм государственной (итоговой) аттестации девятиклассников.
Доля выпускников общеобразовательных учреждений, сдававших ЕГЭ, от общего числа выпускников увеличилась с 33,7% в 2005 году до 100% в 2008 году. С 2007 года значительно увеличилось количество выпускников, сдавших в форме ЕГЭ и (или) ЕРЭ два и более экзаменов.
По сравнению с 2007 годом произошел рост средней оценки по физике, химии, биологии, истории и обществознанию. В то же время, в этом году отмечается снижение средней оценки по общеобразовательным предметам "русский язык" и "математика". Отрицательная динамика объясняется тем, что впервые в ЕГЭ по данным предметам приняли участие 100% выпускников 11 классов.
Реализация Республиканской целевой программы модернизации сети сельских образовательных учреждений на 2005-2007 годы позволила обеспечить доступность качественного образования для более чем 4,4 тыс. детей, проживающих в сельской местности, частично в ряде сельских районах завершить структурную модернизацию учреждений образования, в том числе оптимизировать их инфраструктуру, что, в результате, позволило обеспечить возможность использования преимущества вариативной системы образования, профильного обучения и выбора образовательных программ для сельских школьников, модернизировать систему подготовки и переподготовки кадров для малокомплектных сельских учреждений образования, улучшить материальное оснащение сельских базовых школ техническими средствами обучения, обеспечивающими образовательный процесс.
С учетом предложений местных органов самоуправления муниципальных образований подготовлена новая редакция Республиканской целевой программы реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений на 2008-2011 годы.
Программу предусматривается реализовать путем создания системы школьных перевозок учащихся в сельской местности, обеспечивающей условия равного доступа к образовательным ресурсам, соответствующим требованиям материально-технического, кадрового и методического обеспечения образовательного процесса для учащихся сельских школ.
Благодаря принятым мерам по реализации комплексного плана мероприятий в рамках года семьи является активное содействие в развитии института семьи и семейного воспитания на всех ступенях образования, расширение участия семей в образовательном пространстве республики. Проводится работа по поддержке детей, оказавшихся в социально опасном положении, их воспитанию в семейном окружении, а также по формированию позитивного отношения общества к усыновлению детей, оставшихся без попечения родителей.
Итоги 2007 года подтвердили правильность стратегии, направленной на развитие семейных форм устройства детей. На сегодняшний день в республике на воспитание в семьи передается больше детей-сирот, чем выявляется в течении года.
Успешно реализуется широкомасштабный проект по профилактике наркомании под патронажем Кабинета Министров РТ. Организована работа по созданию системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков, и наркозависимых. Обучено более 1500 специалистов системы образования и 120 медицинских работников и врачей.
В результате реализации мероприятий национального проекта все школы подключены к сети Интернет, снизилось количество учеников на 1 компьютер, и по этому показателю республика в числе российских регионов с высоким уровнем информатизации образования. Улучшились условия обучения в 849 школах республики (где ученики изучают предметы в современных кабинетах); качественное образование в базовых школах стало доступным более чем для 7000 учащихся сельских школ.
Проводимая в последние годы Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами работа привела к заметным позитивным изменениям: обновляется перечень специальностей, реально создается система непрерывного образования (НПО-СПО-ВПО), развивается сфера дополнительных образовательных услуг, постепенно восстанавливаются некогда законсервированные отрасли подготовки кадров по машиностроению, нефтехимии, самолетостроению. Одновременно с этим снижается прием на специальности гуманитарного, юридического и экономического профиля, потребность в которых уже не столь актуальна. Развивается программа обучения рабочим профильным профессиям студентов ВУЗов. В 2007 году разработаны модели и начали действовать 13 образовательных кластеров.
По инициативе Президента Республики Татарстан и решению Совета безопасности РТ, в целях подготовки конкурентоспособных специалистов мирового масштаба, начата работа по созданию Поволжского Федерального университета, что является новой ступенью в комплексном управлении системой высшего образования и координации его развития.
Однако дальнейшему развитию системы образования препятствуют следующие проблемы:
система профессионального образования не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда;
не получила должного развития система непрерывного профессионального образования, что сдерживает технико-технологическое обновление экономики, не позволяет эффективно модернизировать социальную сферу;
высшее образование слабо интегрировано с научной деятельностью, что негативно сказывается на качестве подготовки специалистов;
сложившаяся система образования обладает низкой инвестиционной привлекательностью, что ведет к ее ресурсному "истощению", снижению конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;
образование перестало играть роль "социального лифта", снизилась образовательная и социальная мобильность молодежи, ограничен доступ детей из низкодоходных семей к качественному образованию;
несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития республики;
чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств и недостаточной свободе их использования;
неэффективное использование ресурсов, поступающих в систему образования.
Существующая система образования характеризуется нерациональной организацией сети образовательных учреждений с устаревшей материально-технической и информационной базой. Кадровый состав системы образования не отвечает современным требованиям.
Для решения данных проблем представляется целесообразным провести следующие работы:
приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями организации экономики и социальной сферы;
разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;
создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность сферы образования.
Решение указанных задач достигается также благодаря использованию системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы образования.
Указанные работы будут в полной мере соответствовать полномочиям Министерства образования и науки Республики Татарстан, установленным "Положением о Министерстве образования и науки Республики Татарстан" и могут в полном объеме быть выполнены Министерством образования и науки Республики Татарстан.
2. Основные цели и задачи программы
Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
- совершенствование содержания и технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- повышение эффективности управления в системе образования;
- совершенствование экономических механизмов в сфере образования.
Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития образовательной системы Республики Татарстан, в том числе:
развитие современной системы непрерывного профессионального образования (обеспечивается главным образом в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования и развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, совершенствованию экономических механизмов в сфере образования);
повышение качества профессионального образования (реализуется в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования, развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, повышению эффективности управления в сфере образования);
обеспечение доступности качественного общего образования (решается в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования, развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, повышению эффективности управления в системе образования);
повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования (обеспечиваются в рамках задач по повышению эффективности управления и совершенствованию экономических механизмов в сфере образования).
Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.
3. Перечень программных мероприятий и ожидаемые
результаты реализации Программы
Осуществление работы по обеспечению программных мероприятий планируется проводить Министерством образования и науки Республики Татарстан во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами Республики Татарстан на основе соблюдения федеральных и республиканских законодательных и нормативных документов.
Программные мероприятия:
1). Обеспечение взаимовыгодной и тесной интеграции образования, производства и науки на основе создания эффективной системы мотивации научных кадров к решению приоритетных социально-экономических задач Республики Татарстан, которое позволит достичь в 2009-2011 гг. следующих значимых результатов:
- снижение дифференциации доступа детей и молодежи к качественным образовательным услугам в зависимости от социального происхождения, доходов и места жительства граждан;
- повышение качества образования за счет создания общественно-государственной системы контроля качества образовательных услуг;
- повышение эффективности расходов на образование за счет оптимизации сети учебных заведений и перехода на нормативное бюджетное финансирование;