Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан
от 25 ноября 2009 г. N 2458/09
"Об утверждении ведомственных целевых программ на 2010-2012 годы"


Во исполнение Плана мероприятий по реализации поручений Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева в рамках задач в сфере бюджетной и финансовой политики в Республике Татарстан на 2010-2012 годы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.07.2009 года N 494, приказываю:

I. Утвердить следующие ведомственные целевые программы:

1. "Общепрограммная деятельность на 2010-2012 годы"

2. "Развитие системы государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2010-2012 годы"

3. "Развитие системы специального (коррекционного) образования на 2010-2012 годы"

4. "Социальные выплаты опекунам и приемным родителям на 2010-2012 годы"

5. "Программа развития среднего профессионального образования на 2010-2012 годы"

6. "Развитие системы высшего профессионального образования на 2010-2012 годы"

7. "Повышение квалификации и переподготовка кадров в системе образования на 2010-2012 годы"

8. "Государственная поддержка талантливой молодежи на 2010-2012 годы в рамках реализации программы грантов Правительства Республики Татарстан"

9. "Обеспечение учебной и другой литературой учащихся учреждений общего образования Республики Татарстан на 2010-2012 годы"

10. "Капитальный ремонт объектов образования республиканского подчинения на 2010-2012 годы"

11. "Противопожарные мероприятия на объектах образования республиканского и муниципального подчинения на 2010-2012 годы"

II. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Хоменко В.В.

Министр

А.Х. Гильмутдинов

     

Ведомственная целевая программа
"Общепрограммная деятельность на 2009-2011 годы"

     
Паспорт
ведомственной целевой программы "Общепрограммная
 деятельность на 2009-2011 годы"

Наименование субъекта бюджетного планирования

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Наименование программы

Общепрограммная деятельность на 2009-2011 годы

Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного акта

Министр образования и науки Республики Татарстан Н.М. Валеев
Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан N 2308/08 от 24 декабря 2008 г.

Цели и задачи программы

Цели:
- Обеспечение доступности и повышение качества образовательных услуг. Создание условий, способствующих духовно-нравственному, физическому развитию учащихся, формированию у них толерантности, предприимчивости, ответственной жизненной позиции.
- Обеспечение потребностей отраслей экономики и социальной сферы в высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадрах.
- Исполнение федеральных государственных образовательных стандартов и требований организациями

Задачи:
- эффективное управление дошкольным, общеобразовательным, дополнительным образованием;
- эффективное управление начальным, средним и высшим профессиональным образованием;
- организация надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ в области образования, совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений

Характеристика программных мероприятий

В рамках реализации программы предполагается выполнение комплекса мероприятий, направленных на доступность и повышение качества образовательных услуг, обеспечение потребностей отраслей экономики и социальной сферы в высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадрах, создание условий для самореализации личности в свободное от учебы время, для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, исполнение федеральных государственных образовательных стандартов и требований организациями

Сроки реализации программы

2009-2011 годы

Объемы и источники финансирования программы

Бюджет МОиН Республики Татарстан - 211566 тыс. руб.,
в том числе по годам: 2009 - 66618 тыс. руб.
2010 - 70459 тыс. руб.
2011 - 74489 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы (индикаторы оценки результата) и показатели бюджетной эффективности программы

1) Обеспечение доступности и повышение качества образовательных услуг, в том числе:
- обеспечение эффективной многоуровневой системы общего и профессионального образования
- модернизация образовательных технологий образования на основе дальнейшей информатизации
- развитие независимой общественно-государственной системы оценки качества образовательного процесса
- совершенствование организационно-экономического и финансового механизма управления системой образования
- модернизация материальной базы образовательных учреждений.
2) Обеспечение потребностей отраслей экономики и социальной сферы в высокопрофессиональных и конкурентоспособных кадрах, в том числе:
- повышение качества обучения в образовательных учреждениях;
- насыщение экономики в квалифицированных кадрах;
- восприимчивость экономики к инновационным технологиям;
- создание сети ресурсных центров информационной и научно-методической поддержки учебного процесса.
3). Создание условий для самореализации личности в свободное от учебы время, для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, в том числе:
- расширение доступности образования и досуга для социально незащищенных групп детей;
- повышение социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание благоприятных условий для активизации общественных институтов воспитания, социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение совершенствования нормативного правового и методического обеспечения деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- улучшение ресурсного, информационного научно-методического и кадрового обеспечения сферы воспитания, систем специального образования, дополнительного образования детей, службы практической психологии в образовании.
4). Создание условий для активизации инновационной деятельности, в том числе:
- осуществление проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладных исследований в широком диапазоне предметных областей;
- увеличение числа инновационно-активных предприятий в экономике, рост капитализации предприятий за счет вовлечения в экономический оборот интеллектуальной собственности, повышение заинтересованности предприятий в инновациях;
- повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, сохранение рабочих мест в сфере науки, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи

     

1. Характеристика проблемы


В настоящее время в Республике Татарстан отмечается тенденция усиления значимости дошкольного возраста как базового ресурса развития детей на последующий ступени образования. Охват детей дошкольным образованием республики составляет 71,6%, что на 10% превышает общий показатель по Российской Федерации. Для обеспечения равных стартовых возможностей детей в республике внедряется предшкольное образование детей старшего дошкольного возраста. Охват предшкольным образованием составляет 53,4%.

Общее образование является основой для получения гражданами республики доступного, качественного образования всех уровней. Его дальнейшее обновление и развитие призвано обеспечить эффективность образовательной отрасли в целом, создать и расширить возможности для удовлетворения образовательных потребностей.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" учителям общеобразовательных учреждений за счет федерального, республиканского и муниципальных бюджетов выплачивается денежное вознаграждение за классное руководство. Это дает возможность предъявлять определенные требования к их работе с учащимися, активизировать работу с детскими общественными организациями.

Реализация Республиканской комплексной программы "Патриотическое воспитание детей и молодежи Республики Татарстан на 2002-2006 годы" позволила повысить нравственный потенциал, развить гражданственность и патриотизм детей и молодежи; сохранить и развить систему патриотического воспитания; снизить уровень преступности в детской и молодежной среде; активизировать деятельность общественных объединений, увеличить охват детей и молодежи организованными формами отдыха и занятости.

Реализация Программы отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи, утверждаемой ежегодно Кабинетом Министров Республики Татарстан, направлена на сохранение, укрепление здоровья и полноценного отдыха детей, продолжение образовательного процесса, предоставление возможностей для реализации интересов и творческих устремлений детей школьного возраста, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан.

Выполнение Республиканской комплексной программы профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2002-2006 годы способствовало широкой пропаганде и формированию здорового образа жизни населения, целенаправленной работе образовательных учреждений в вопросах противодействия распространения наркомании в ученической среде, повышению роли семьи и образовательных учреждений в вопросах профилактики наркотизации детей и подростков, созданию эффективной системы пресечения незаконного оборота наркотиков, распространения их среди населения, в первую очередь, среди учащихся учреждений образования, разработке и внедрению образовательных программ для различных групп населения.

Повышению качества и доступности общего образования способствует участие образовательных учреждений в федеральном и региональном экспериментах по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах, осуществляемых в соответствии с Концепцией модернизации российского образования.

Свое развитие в рамках профильного обучения получило кадетское образование. Создана сеть кадетских школ-интернатов, кадетских классов на базе общеобразовательных учреждений. Министерством образования и науки Республики Татарстан разработана программа развития кадетского образования на 2008-2010 годы. К 2010 году планируется увеличить охват обучающихся в кадетских образовательных учреждениях до 7300 человек. Постановлением Кабинета Министров РТ утверждены нормативы на содержание одного кадета в школах-интернатах и школах.

Осуществляются программные мероприятия по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи. Комплекс проводимых мероприятий в рамках направления ПНПО "Государственная поддержка талантливой молодежи" призван условия для реализации инновационного потенциала молодого поколения.

Проводится совместный контроль институтов гражданского общества и органов управления образованием за качеством образовательных услуг, что гарантирует соблюдение государственных образовательных стандартов в городах и районах республики. Так, с 2005 года Республика Татарстан участвует в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), единого республиканского экзамена (ЕРЭ) по аналогам контрольных измерительных материалов и апробации новых форм государственной (итоговой) аттестации девятиклассников.

Доля выпускников общеобразовательных учреждений, сдававших ЕГЭ, от общего числа выпускников увеличилась с 33,7% в 2005 году до 100% в 2008 году. С 2007 года значительно увеличилось количество выпускников, сдавших в форме ЕГЭ и (или) ЕРЭ два и более экзаменов.

По сравнению с 2007 годом произошел рост средней оценки по физике, химии, биологии, истории и обществознанию. В то же время, в этом году отмечается снижение средней оценки по общеобразовательным предметам "русский язык" и "математика". Отрицательная динамика объясняется тем, что впервые в ЕГЭ по данным предметам приняли участие 100% выпускников 11 классов.

Реализация Республиканской целевой программы модернизации сети сельских образовательных учреждений на 2005-2007 годы позволила обеспечить доступность качественного образования для более чем 4,4 тыс. детей, проживающих в сельской местности, частично в ряде сельских районах завершить структурную модернизацию учреждений образования, в том числе оптимизировать их инфраструктуру, что, в результате, позволило обеспечить возможность использования преимущества вариативной системы образования, профильного обучения и выбора образовательных программ для сельских школьников, модернизировать систему подготовки и переподготовки кадров для малокомплектных сельских учреждений образования, улучшить материальное оснащение сельских базовых школ техническими средствами обучения, обеспечивающими образовательный процесс.

С учетом предложений местных органов самоуправления муниципальных образований подготовлена новая редакция Республиканской целевой программы реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений на 2008-2011 годы.

Программу предусматривается реализовать путем создания системы школьных перевозок учащихся в сельской местности, обеспечивающей условия равного доступа к образовательным ресурсам, соответствующим требованиям материально-технического, кадрового и методического обеспечения образовательного процесса для учащихся сельских школ.

Благодаря принятым мерам по реализации комплексного плана мероприятий в рамках года семьи является активное содействие в развитии института семьи и семейного воспитания на всех ступенях образования, расширение участия семей в образовательном пространстве республики. Проводится работа по поддержке детей, оказавшихся в социально опасном положении, их воспитанию в семейном окружении, а также по формированию позитивного отношения общества к усыновлению детей, оставшихся без попечения родителей.

Итоги 2007 года подтвердили правильность стратегии, направленной на развитие семейных форм устройства детей. На сегодняшний день в республике на воспитание в семьи передается больше детей-сирот, чем выявляется в течении года.

Успешно реализуется широкомасштабный проект по профилактике наркомании под патронажем Кабинета Министров РТ. Организована работа по созданию системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков, и наркозависимых. Обучено более 1500 специалистов системы образования и 120 медицинских работников и врачей.

В результате реализации мероприятий национального проекта все школы подключены к сети Интернет, снизилось количество учеников на 1 компьютер, и по этому показателю республика в числе российских регионов с высоким уровнем информатизации образования. Улучшились условия обучения в 849 школах республики (где ученики изучают предметы в современных кабинетах); качественное образование в базовых школах стало доступным более чем для 7000 учащихся сельских школ.

Проводимая в последние годы Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами работа привела к заметным позитивным изменениям: обновляется перечень специальностей, реально создается система непрерывного образования (НПО-СПО-ВПО), развивается сфера дополнительных образовательных услуг, постепенно восстанавливаются некогда законсервированные отрасли подготовки кадров по машиностроению, нефтехимии, самолетостроению. Одновременно с этим снижается прием на специальности гуманитарного, юридического и экономического профиля, потребность в которых уже не столь актуальна. Развивается программа обучения рабочим профильным профессиям студентов ВУЗов. В 2007 году разработаны модели и начали действовать 13 образовательных кластеров.

По инициативе Президента Республики Татарстан и решению Совета безопасности РТ, в целях подготовки конкурентоспособных специалистов мирового масштаба, начата работа по созданию Поволжского Федерального университета, что является новой ступенью в комплексном управлении системой высшего образования и координации его развития.

Однако дальнейшему развитию системы образования препятствуют следующие проблемы:

система профессионального образования не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда;

не получила должного развития система непрерывного профессионального образования, что сдерживает технико-технологическое обновление экономики, не позволяет эффективно модернизировать социальную сферу;

высшее образование слабо интегрировано с научной деятельностью, что негативно сказывается на качестве подготовки специалистов;

сложившаяся система образования обладает низкой инвестиционной привлекательностью, что ведет к ее ресурсному "истощению", снижению конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;

образование перестало играть роль "социального лифта", снизилась образовательная и социальная мобильность молодежи, ограничен доступ детей из низкодоходных семей к качественному образованию;

несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития республики;

чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств и недостаточной свободе их использования;

неэффективное использование ресурсов, поступающих в систему образования.

Существующая система образования характеризуется нерациональной организацией сети образовательных учреждений с устаревшей материально-технической и информационной базой. Кадровый состав системы образования не отвечает современным требованиям.

Для решения данных проблем представляется целесообразным провести следующие работы:

приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями организации экономики и социальной сферы;

разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;

создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность сферы образования.

Решение указанных задач достигается также благодаря использованию системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы образования.

Указанные работы будут в полной мере соответствовать полномочиям Министерства образования и науки Республики Татарстан, установленным "Положением о Министерстве образования и науки Республики Татарстан" и могут в полном объеме быть выполнены Министерством образования и науки Республики Татарстан.


2. Основные цели и задачи программы


Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:

- совершенствование содержания и технологий образования;

- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

- повышение эффективности управления в системе образования;

- совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития образовательной системы Республики Татарстан, в том числе:

развитие современной системы непрерывного профессионального образования (обеспечивается главным образом в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования и развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, совершенствованию экономических механизмов в сфере образования);

повышение качества профессионального образования (реализуется в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования, развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, повышению эффективности управления в сфере образования);

обеспечение доступности качественного общего образования (решается в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования, развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, повышению эффективности управления в системе образования);

повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования (обеспечиваются в рамках задач по повышению эффективности управления и совершенствованию экономических механизмов в сфере образования).

Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.


3. Перечень программных мероприятий и ожидаемые
результаты реализации Программы


Осуществление работы по обеспечению программных мероприятий планируется проводить Министерством образования и науки Республики Татарстан во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами Республики Татарстан на основе соблюдения федеральных и республиканских законодательных и нормативных документов.

Программные мероприятия:

1). Обеспечение взаимовыгодной и тесной интеграции образования, производства и науки на основе создания эффективной системы мотивации научных кадров к решению приоритетных социально-экономических задач Республики Татарстан, которое позволит достичь в 2009-2011 гг. следующих значимых результатов:

- снижение дифференциации доступа детей и молодежи к качественным образовательным услугам в зависимости от социального происхождения, доходов и места жительства граждан;

- повышение качества образования за счет создания общественно-государственной системы контроля качества образовательных услуг;

- повышение эффективности расходов на образование за счет оптимизации сети учебных заведений и перехода на нормативное бюджетное финансирование;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»