ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2009 года N 6
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДО 2010 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА
(в редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 N 562, от 29.12.2014 N 1054, от 26.12.2016 N 989, с изм., внесенными Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.11.2010 N 896, от 05.12.2011 N 995)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 22 марта 2023 года N 324
____________________________________________________________________
В целях улучшения демографической ситуации в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года (далее - Программа).
2. Министерству экономики Республики Татарстан совместно с Министерством финансов Республики Татарстан, заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Татарстан:
до 1 апреля 2009 года представить в Кабинет Министров Республики Татарстан план мероприятий по реализации Программы на 2009 год;
абзац исключен. - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2014 N 1054;
3. Установить, что финансирование мероприятий Программы в 2009 году осуществляется в пределах средств, предусмотренных по сводным сметам министерств и ведомств.
4. Министерству экономики Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов включить Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять размер ассигнований, выделяемых на ее реализацию.
5. Утратил силу. - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2014 N 1054.
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДО 2010 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА
(в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2016 N 989)
1. Наименование Программы | Комплексная программа демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года (далее - Программа) |
2. Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Программы | |
2. Государственный заказчик | Министерство экономики Республики Татарстан |
3. Разработчик Программы | Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан |
4. Цель и задачи Программы | Целью реализации Программы является обеспечение расширенного воспроизводства населения Республики Татарстан посредством осуществления последовательной и эффективной государственной социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни населения и минимизацию социального неравенства. Задачи Программы: 1. Содействие увеличению рождаемости населения Республики Татарстан (к 2010 г. до 47,9 тыс. человек в год (на 17,1% к уровню 2007 г.); к 2030 г. - до 54,8 тыс. человек в год (на 34,0% к уровню 2007 г.) посредством реализации системных мер экономического и социального стимулирования. 2. Создание условий для уменьшения смертности населения (к 2010 г. до 48,2 тыс. человек в год (на 1,6% к уровню 2007 г.); к 2030 г. - до 44,9 тыс. человек в год (на 8,3% к уровню 2007 г.) посредством мер по устойчивому повышению уровня жизни, развитию здравоохранения, деалкоголизации и денаркотизации населения, охране труда и проведению последовательной политики социальных льгот и гарантий. 3. Сохранение и развитие семьи как важнейшего социального института. Содействие увеличению количества официально зарегистрированных браков к 2010 г. до 28,6 тыс. браков в год (на 2,1% выше уровня 2007 г.); к 2030 г. - до 30,6 тыс. браков в год (на 9,3% выше уровня 2007 г.). Достижение соотношения браков и разводов к 2010 г. уровня 1,94 раза, что в целом соответствует тенденциям развитых государств. |
4. Мобилизация ранее неиспользуемых резервов увеличения занятости населения (до 1875,9 тыс. человек к 2010 г. и 2372,6 тыс. человек к 2030 г.) и гармонизации спроса и предложения на рынке рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе. 5. Регулирование миграции в соответствии с потребностями экономики в трудовых ресурсах определенного уровня образования и квалификации и достижение к 2010 г. ежегодного миграционного прироста населения в трудоспособном возрасте в размере 19,5 тыс. человек (в 2007 г. - 9,24 тыс. человек) при одновременном нивелировании эффекта нелегальной миграции. 6. Стимулирование, в т.ч. экономическое, формирования здорового образа жизни как важнейшей ценности граждан Республики Татарстан. 7. Совершенствование медицинского обеспечения решения социально-демографических проблем. 8. Максимально полное информирование заинтересованных групп населения по вопросам организации и осуществления государственной демографической политики | |
5. Сроки и этапы реализации Программы | 2009 - 2030 годы, в т.ч.: |
6. Перечень подпрограмм | 1. Подпрограмма "Стимулирование рождаемости". 2. Подпрограмма "Улучшение здоровья и сокращение смертности населения". 3. Подпрограмма "Развитие института семьи". 4. Подпрограмма "Занятость населения". 7. Подпрограмма "Информационное обеспечение демографической политики". |
7. Объемы и источники финансирования | Необходимые для выполнения программных мероприятий объемы финансовых ресурсов будут уточняться по мере реализации других республиканских программ, связанных с демографическим развитием, а также при разработке ежегодных планов мероприятий по реализации Программы. Решения по их финансированию должны приниматься отдельными актами Правительства Республики Татарстан при наличии бюджетных средств на эти цели. |
8. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) | 1. Увеличение численности постоянного населения Республики Татарстан: к 2010 г. - до 3797,7 тыс. человек (прирост - 37,2 тыс. человек, или 1,0% к уровню 2007 г.); к 2020 г. - до 3961,2 тыс. человек (прирост - 200,7 тыс. человек, или 5,3% к уровню 2007 г.); к 2030 г. - до 4182,4 тыс. человек (прирост - 421,9 тыс. человек, или 11,2% к уровню 2007 г.). 2. Повышение рождаемости к 2010 г. до 47,9 тыс. человек в год (на 17,1% к уровню 2007 г.). 3. Снижение смертности населения к 2010 г. до 44,9 тыс. человек в год (на 8,3% к уровню 2007 г.). 4. Снижение смертности населения в трудоспособном возрасте к 2010 г. до 5,3 человека на 1000 человек населения в год (на 11,68% к уровню 2007 г.). 5. Достижение к 2015 г. положительного естественного прироста населения. 6. Увеличение количества официально зарегистрированных браков к 2010 г. до 28,6 тысяч браков в год (на 2,1% больше уровня 2007 г.). 7. Достижение соотношения браков и разводов к 2010 г. уровня 1,94 раза, что в целом соответствует тенденциям развитых государств. |
8. Повышение занятости населения Республики Татарстан до 1875,9 тыс. человек к 2010 г. (на 3,2% к уровню 2007 г.) и до 2372,6 тыс. человек к 2030 г. (на 30,6% к уровню 2007 г.). 9. Увеличение численности легального миграционного прироста до 19,5 тыс. человек к 2010 г. (из них 68% - в трудоспособном возрасте), что на 9,2 тыс. человек, или на 89%, выше уровня 2007 г., при обязательном условии общего соответствия профессионально-квалификационной структуры мигрантов в трудоспособном возрасте потребностям экономики Республики Татарстан в трудовых ресурсах. |
________________
<1> При написании данного раздела Программы использовались материалы Росстата Российской Федерации и конференции "Семья, дети и демографическая ситуация в России" (Москва, 17.10.2006).
По оценке специалистов Всемирного банка, демографическая проблема "является центральной проблемой современности", которая непосредственно связана с проблемами обеспечения устойчивых темпов экономического роста мировой экономической системы в целом и национальных экономик в частности, а также преодолением социального неравенства.
В соответствии с наиболее вероятным прогнозом Организации Объединенных Наций население Российской Федерации к 2050 г. сократится на 31,5 млн человек (22%) и составит порядка 111,8 млн человек. Вместе с тем, по прогнозу ООН, суммарная численность населения планеты к 2050 г. превысит 9 млрд человек.
В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2006 г.) решение демографической проблемы рассматривается в качестве одного из важнейших направлений социально-экономической политики государства.
Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев в Послании Государственному Совету Республики Татарстан (май 2007 г.) отметил: "Исправление нынешней демографической ситуации остается приоритетной задачей".
В 2007 г. по коэффициенту демографической нагрузки <2> (50,3%) (для сравнения: в 2000 г. данный коэффициент составлял 58,0%) Российская Федерация заняла одно из первых мест в мире. Так, в США указанный коэффициент составляет 59,7%, Великобритании - 64,6%, Таджикистане - 76,8%, Израиле - 70,2%), Республике Беларусь - 51,6%.
________________
<2> Интегральный показатель демографического развития - отношение численности лиц в возрасте 60 лет и старше и детей моложе 15 лет к численности населения в возрасте 15 - 59 лет.
С одной стороны, данная тенденция демонстрирует одни из наименее благоприятных в мировой экономике <3> пропорции рождаемости и, в особенности, средней продолжительности жизни. С другой стороны, значение и тенденция изменения коэффициента демографической нагрузки опровергает широко распространенную, но не вполне корректную оценку того, что в ближайшей перспективе количество граждан Российской Федерации за пределами трудоспособного возраста превысит численность трудоспособного населения.
________________
<3> Исключая наименее развитые государства Африки, характеризующиеся первобытнообщинным способом организации производства и труда.
Отрицательный естественный прирост населения в настоящее время характерен только для постсоциалистических государств Европы. Для развитых капиталистических стран и азиатских государств характерен положительный естественный прирост населения - в первом случае небольшой, а во втором - как правило, довольно высокий.
По уровню урбанизации населения (72% в 2007 г.) Российская Федерация в целом соответствует среднемировым показателям, хотя и отстает от постиндустриальных государств. В целом существующие тенденции урбанизации населения России дают возможности для дальнейшего роста экономики индустриального и формирующегося постиндустриального типа.
На рис. 1.1.1 приведена зависимость темпов экономического развития, оцениваемых показателем индекса ВВП (т.е. показателя ВВП, скорректированного на уровень занятости населения и учитывающего паритет покупательной способности валют), и укрупненного индекса человеческого развития государства. Последний представляет собой интегральный показатель, включающий показатели продолжительности жизни, уровня образования и экономического роста.
________________
* Рисунок 1.1.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Рис. 1.1.1. Влияние производительности труда на уровень жизни населения (2007 г.).
В мировой экономике сложилась очевидная тенденция прямого влияния темпов роста производительности труда на уровень жизни населения (включая составляющие образования и средней продолжительности жизни). Несмотря на высокие темпы роста экономики в 2000 - 2007 гг., Российская Федерация входит в последнюю треть государств по параметрам как производства ВВП на душу населения, так и индекса человеческого развития.
Имеет место общая обратная тенденция влияния темпов роста экономики государств мира на дифференциацию доходов в указанных государствах. Вместе с тем данная тенденция статистически не очень сильна - на 16,5% снижение дифференциации доходов обуславливается темпами экономического роста, а на 83,5% - иными факторами, прежде всего институционального порядка.
________________
* Рисунок 1.1.2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Рис. 1.1.2. Социально-демографическая модель влияния индекса ВВП на дифференциацию доходов государств мировой экономики.
Проведенный укрупненный анализ международных пропорций социально-демографического развития позволил сделать вывод о том, что, несмотря на имеющие место в настоящее время тенденции экономического роста, для Российской Федерации в обозримой исторической перспективе будут характерны существующие в настоящее время направления трудовой миграции: отток части квалифицированных специалистов в Европу и США и приток относительно низкоквалифицированной рабочей силы из государств Средней Азии.
По оценке Федеральной службы государственной статистики, численность постоянного населения Российской Федерации на 01.01.2008 составляла 142,0 млн человек и за прошедший год уменьшилась на 237,8 тыс. человек, или на 0,17%. С момента проведения переписи населения (октябрь 2002 г.) число россиян уменьшилось на 3,7 млн человек, или на 2,5%.
Динамика численности постоянного населения Российской Федерации, тыс. человек
Годы | Численность населения на начало года | Изменения за год | Численность населения на конец года | ||
общий прирост | в том числе | ||||
естественный | миграционный | ||||
1990 | 147665,1 | 608,6 | 333,6 | 275,0 | 148273,7 |
1991 | 148273,7 | 241,0 | 104,9 | 136,1 | 148514,7 |
1992 | 148514,7 | 47,0 | -219,2 | 266,2 | 148561,7 |
1993 | 148561,7 | -205,8 | -732,1 | 526,3 | 148355,9 |
1994 | 148355,9 | 104,0 | -874,0 | 978,0 | 148459,9 |
1995 | 148459,9 | -168,3 | -822,0 | 653,7 | 148291,6 |
1996 | 148291,6 | -263,0 | -776,5 | 513,5 | 148028,6 |
1997 | 148028,6 | -226,5 | -740,6 | 514,1 | 147802,1 |
1998 | 147802,1 | -262,7 | -691,5 | 428,8 | 147539,4 |
1999 | 147539,4 | -649,3 | -918,8 | 269,5 | 146890,1 |
2000 | 146890,1 | -586,5 | -949,1 | 362,6 | 146303,6 |
2001 | 146303,6 | -654,3 | -932,8 | 278,5 | 145649,3 |
2002 | 145649,3 | -685,7 | -916,5 | 230,8 | 144963,6 |
2003 | 144963,6 | -795,4 | -888,5 | 93,1 | 144168,2 |
2004 | 144168,2 | -694,0 | -792,9 | 98,9 | 143474,2 |
2005 | 143474,2 | -720,7 | -846,6 | 125,9 | 142753,5 |
2006 | 142753,5 | -532,5 | -687,1 | 154,6 | 142221,0 |
2007 | 142221,0 | -237,8 | -477,7 | 239,9 | 141983,2 |
2008 | 141983,2 |