КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2010 года N 1184
"Об утверждении Концепции развития системы профилактики инвалидизации
и реабилитации инвалидов в Республике Татарстан на 2011-2013 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 19 сентября 2023 года N 1160
____________________________________________________________________
В целях осуществления единой государственной политики при решении проблем инвалидности и инвалидов в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов в Республике Татарстан на 2011-2013 годы (далее - Концепция).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан при решении проблем инвалидности и инвалидов, разработке и реализации республиканских, ведомственных и отраслевых программ руководствоваться Концепцией.
3. Предложить органам местного самоуправления в Республике Татарстан, общественным организациям инвалидов учитывать в своей деятельности положения Концепции.
4. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на управление социального развития Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Концепция
развития системы профилактики инвалидизации и реабилитации
инвалидов в Республике Татарстан на 2011-2013 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 31 декабря 2010 г. N 1184)
Концепция развития системы профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов в Республике Татарстан на 2011-2013 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993, Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24.01.2007, Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", федеральными законами от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, законами Республики Татарстан от 27.12.2005 N 133-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы", от 24.07.2006 N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите", от 13.10.2006 N 69-ЗРТ "О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан" и постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.01.2009 N 6 "Об утверждении Комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года", от 18.05.2009 N 321 "Об утверждении Концепции формирования социально эффективного здорового образа жизни населения Республики Татарстан на 2009-2011 годы".
Концепция представляет собой стратегию развития системы профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов в Республике Татарстан.
Современное состояние и основные проблемы
Современное развитие общественных отношений актуализировало внимание государства и общества к проблемам инвалидов как одной из социально уязвимых категорий населения.
В экономически развитых странах с 80-х годов XX века программы социальной помощи инвалидам переориентированы с изолирующих институтов (специальные клиники, приюты, мастерские) на интегрированные в общества (реабилитационные службы).
Систему реабилитации инвалидов в России и Республике Татарстан, несмотря на имеющиеся ресурсы, можно характеризовать как низкоэффективную, поскольку идеи интеграции инвалидов в активную общественную жизнь не являются доминирующими.
Основные проблемы:
отсутствие стратегии в сфере профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов;
низкая эффективность механизмов компенсации последствий инвалидности на основе существующих индивидуальных программ реабилитации;
отсутствие благоприятной социальной среды для интеграции инвалидов в общество, включая низкий уровень оснащения быта маломобильных категорий специальными техническими и вспомогательными средствами, низкий уровень доступности для инвалидов объектов социальной и транспортной инфраструктуры, отсутствие эффективных механизмов создания безбарьерной среды для инвалидов;
несовершенная система охраны труда;
правовой нигилизм в отношении обеспечения инвалидов базовыми социальными гарантиями (предоставление возможности обучения, трудоустройства, обеспечение жильем, адекватным потребностям, и т.д.).
Вышеуказанные проблемы носят системный характер, и их решение требует использования программно-целевого подхода.
Цель и задачи Концепции
Цель Концепции - определить основные принципы и приоритеты развития системы профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов в Республике Татарстан на среднесрочную перспективу в соответствии с ресурсной базой и возможностями ее расширения.
Основные принципы функционирования системы профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов в Республике Татарстан (далее - Система):
комплексность и системность подходов к решению вопросов профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов;
согласованность деятельности заинтересованных министерств и ведомств на основе преемственности и последовательности (от профилактики, восстановительного лечения и социально-психологической реабилитации к профессиональному обучению, труду и активному участию в общественной жизни);
информированность субъектов Системы;
активное участие и личная заинтересованность инвалидов в их интеграции в общественную жизнь.
Основные задачи:
реализация государственной политики в сфере профилактики инвалидизации, усиление профилактической направленности;
переход от существующей модели преимущественно медицинской реабилитации к системе медико-социальной реабилитации с акцентом на трудоустройство и интеграцию инвалидов в общество;
формирование благоприятной социальной среды для интеграции инвалидов в общество;
приведение нормативно-правовой базы, регулирующей отношения между субъектами Системы, в соответствие с международными стандартами;
создание оптимальной системы учреждений и организаций на республиканском, межрайонном и территориальном уровнях, а также совершенствование взаимодействия между ними;
укрепление, модернизация и расширение ресурсной базы для решения вопросов профилактики инвалидизации и реабилитации инвалидов;
создание безбарьерной среды для перемещения и транспортировки маломобильных инвалидов, разработка ее критериев;
формирование благоприятной социальной среды для психологической реабилитации, профориентации, рационального трудоустройства и производственной адаптации;
формирование системы мотивации для работодателей, стимулирующей создание и оборудование рабочих мест для инвалидов;
формирование системы инклюзивного дошкольного воспитания и образования;
совершенствование организационной, экономической и финансовой базы Системы.
I. В сфере правового регулирования
Формирование нормативно-правовой базы муниципальных образований, необходимой для обеспечения равной доступности для инвалидов услуг и объектов коллективного пользования, предоставления инвалидам персональной помощи, недопущения изоляции или сегрегации инвалидов от местного сообщества.
Закрепление в законодательстве Республики Татарстан о градостроительной деятельности принципа обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения в соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Принятие закона Республики Татарстан об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп.
Разработка и утверждение республиканских целевых программ в области профилактики инвалидизации, реабилитации инвалидов, охраны труда, экологической безопасности, программы популяризации рабочих специальностей для инвалидов.
На основе анализа нормативно-правовой базы Российской Федерации и Республики Татарстан и проблем, обозначенных 7 апреля 2009 года в докладе Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А. Голиковой на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, выступить с законодательной инициативой по внесению поправок в законы и нормативные правовые акты, предусматривающие:
изменение содержания термина "инвалид" в законодательстве Российской Федерации в соответствии с международными нормами;
включение принципов Конвенции о защите прав инвалидов в Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
внесение в нормы законодательства термина "дискриминация по признаку инвалидности";
определение в законодательстве прав инвалидов;
включение отдельной главой в Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" раздела "Профилактика инвалидизации";
введение термина "абилитация" в Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
внесение изменений в законодательство об образовании, направленных на предотвращение дискриминации в отношении детей-инвалидов;
законодательное закрепление Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья для Российской Федерации;
введение в нормативные правовые акты термина "лица с особыми потребностями", принятого в рамках Саламанской декларации на Всемирной конференции по образованию для лиц с особыми потребностями "Доступ к образованию и его качество" (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года).
II. В сфере здравоохранения
Обеспечение приоритета охраны здоровья граждан, направленного на пропаганду здорового образа жизни, профилактику заболеваний.
Совершенствование системы этапной разноуровневой медицинской помощи женщинам и детям с развитием сети межрайонных перинатальных центров.
Формирование системы долечивания граждан непосредственно после стационарного лечения.
Развитие системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи с тиражированием высокотехнологичных методов диагностики и лечения.
Разработка стандартов оказания медицинской помощи по нозологическим формам, включая восстановительное лечение и реабилитацию.
Совершенствование системы обучения (переподготовки) специалистов восстановительной медицины.
Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
III. В сфере образования
Обеспечение равного доступа инвалидов к образованию независимо от характера и степени инвалидности и возраста. Поддержка и комплексное сопровождение инвалидов на разных этапах получения образования, в том числе профессионального.
Создание в дошкольных и общеобразовательных учреждениях необходимых условий для реализации индивидуальных планов обучения детей-инвалидов.
Вовлечение родителей в реализацию индивидуальных программ обучения детей-инвалидов.
Внедрение современных форм образования для маломобильных категорий, в том числе через дистанционное обучение.
Создание системы инклюзивного образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) образования и т.д.).
Разработка стандартов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов со сложными дефектами.
Разработка нормативов финансирования групп комбинированной (инклюзивной) направленности в дошкольных образовательных учреждениях.
Принятие мер по созданию безопасной и сберегающей здоровье среды в образовательных учреждениях.
Укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений, имеющих группы компенсирующей и комбинированной (инклюзивной) направленности.
Формирование доброжелательной социальной среды для инвалидов.
Раннее выявление социально неблагополучных семей, детей и подростков, относящихся к группе медико-социального риска.
Создание единой системы информационного и методического обеспечения образовательных учреждений по вопросам образования, развития и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование системы профессиональной реабилитации, профессиональной ориентации и профессионального обучения инвалидов и детей-инвалидов.
Внедрение системы назначения адресных стипендий студентам из числа инвалидов.
Обеспечение доступа инвалидов к информации об услугах образовательных учреждений.
Развитие волонтерской (добровольческой) деятельности среди учащейся молодежи и студентов по оказанию помощи инвалидам и их семьям, учреждениям социальной сферы в работе с инвалидами.
IV. В сфере труда и занятости
Организация ранней профориентационной работы на основе оценки потенциальных трудовых возможностей инвалидов, состава профессий, которые могут быть ими освоены, и формирования системы мотивации.
Проведение анализа рынка труда и расширение спектра специальностей в профессиональных образовательных учреждениях, реализующих программы обучения инвалидов.
Создание специализированных организаций инвалидов.
Разработка механизмов, исключающих дискриминацию труда инвалидов при приеме на работу и оплате их труда, обеспечивающих поддержку предпринимателей-инвалидов, в том числе надомников.
Создание центров социальной адаптации с использованием трудовой деятельности различных организационно-правовых форм, в том числе при общественных организациях.
Совершенствование и развитие различных форм государственно-частного партнерства, содействующих трудоустройству инвалидов.
Создание подпрограммы профориентации и психологической поддержки, направленной на оказание помощи инвалидам в их профессиональном становлении и выборе оптимального вида занятости с учетом возможностей и социально-экономической ситуации на рынке труда.
Осуществление ежегодного мониторинга реализации Закона Республики Татарстан "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите".
Создание системы производственной адаптации и рационального оборудования рабочих мест для лиц с особыми возможностями.
Ведение мониторинга структуры спроса и предложения рабочей силы из числа инвалидов.
Разработка и реализация программы охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, а также мер экологической безопасности.