Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 29 июля 2010 г. N 604
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
 в Республике Татарстан на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года"

(с изменениями на 3 октября 2013 года)
___________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.12.2013 N 954
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 декабря 2010 г. N 1069

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 апреля 2011 г. N 284

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 августа 2011 г. N 634

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 мая 2012 г. N 442

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 мая 2012 г. N 458/1

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 мая 2012 г. N 458/2

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 октября 2012 г. N 874

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 ноября 2012 г. N 968

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 апреля 2013 г. N 240

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 июля 2013 г. N 529

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 октября 2013 г. N 714

____________________________________________________________________



        В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1830-р Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа).

3. Определить Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан уполномоченным органом по осуществлению контроля за ходом выполнения Программы и взаимодействию с Министерством энергетики Российской Федерации

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

 

     
Долгосрочная целевая программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
 в Республике Татарстан на 2010-2015 годы
 и на перспективу до 2020 года"
(утв. постановлением КМ РТ от 29 июля 2010 г. N 604)

     
1. Паспорт программы

Наименование
программы

Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и
повышение энергетической эффективности в Республике
Татарстан на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020
года (далее - Программа)

Основание для
разработки
Программы

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об
энергосбережении и повышении энергетической
эффективности и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008
N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической
и экологической эффективности российской экономики";
постановление Правительства Российской Федерации от
31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и
муниципальным программам в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности";
распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан
от 20.04.2010 N 621-р

Государственный
заказчик Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Разработчик
Программы

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан,

государственное учреждение "Центр энергосберегающих
технологий Республики Татарстан при Кабинете
Министров Республики Татарстан", министерства и
ведомства Республики Татарстан

Основные
исполнители
Программы

Предприятия, организации и учреждения на конкурсной
основе

Сроки и этапы
реализации
Программы

Этап N 1 - с 2010 по 2015 год.
Этап N 2 - с 2016 по 2020 год

Цель Программы

Снижение к 2020 году энергоемкости валового
регионального продукта (далее - ВРП) на 40 процентов
относительно уровня 2007 года и 30,8 процентов
относительно 2010 года

Основные задачи
Программы

Сокращение удельного потребления первичного топлива
при производстве электрической и тепловой энергии;
снижение удельного потребления электрической и
тепловой энергии, воды и природного газа, сокращение
потерь энергоресурсов в сфере производства и
потребления;
сокращение расхода бюджетных средств на оплату
энергоресурсов;
снижение техногенной нагрузки на окружающую среду

Финансовое
обеспечение
Программы

Общий объем финансирования - 227,13 млрд.рублей;
Объемы финансирования корректируются ежегодно при
формировании бюджета Республики Татарстан на
очередной финансовый год

Система организации
управления и
контроля за
реализацией
Программы





















Органы управления Программой:
Кабинет Министров Республики Татарстан;
Координационный совет по проблемам энергосбережения
и повышения энергетической эффективности Республики
Татарстан;

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан;

государственное учреждение "Центр энергосберегающих
технологий Республики Татарстан при Кабинете
Министров Республики Татарстан";
министерства, ведомства и другие уполномоченные
организации Республики Татарстан.

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан

ежегодно представляет в Кабинет Министров Республики
Татарстан:
до 1 марта текущего года - отчет о ходе выполнения
программных мероприятий за прошлый год;
до 15 ноября текущего года - отчет за 9 месяцев
текущего года и об ожидаемом выполнении за текущий
год
Министерства и ведомства, органы муниципального
управления Республики Татарстан представляют в

Министерство промышленности и торговли Республики Татарстантан:

до 15 февраля текущего года - отчет о ходе
выполнения программных мероприятий за прошлый год;
до 1 ноября текущего года - отчет за 9 месяцев
текущего года и об ожидаемом выполнении за текущий
год


В течение 2010 года мероприятия по повышению энергоэффективности реализуются в рамках выполнения Закона Республики Татарстан от 23.03.2006 N 24-ЗРТ "Об утверждении Программы "Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы

2. Характеристика проблемы и оценка сложившейся
ситуации в Республике Татарстан


Настоящая Программа разработана на основании Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.04.2010 N 621-р.

В Республике Татарстан были разработаны и реализованы две программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

За время реализации первой республиканской целевой программы "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.07.2000 N 468 "О республиканской целевой программе "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы", было обеспечено снижение энергоемкости ВРП республики на 28 процентов.

Реализация второй республиканской целевой программы "Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы", утвержденной Законом Республики Татарстан от 23.03.2006 N 24-ЗРТ "Об утверждении республиканской целевой программы "Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы", за период с 2006 по 2009 год показала, что, несмотря на существующие объективные последствия мирового финансового кризиса, целевые показатели в части энергоэффективности в основном достигнуты и находятся на уровне программных значений, обеспечено снижение энергоемкости ВРП республики на 17 процентов.

Программы были гармонично согласованы в рамках государственной политики Республики Татарстан с Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 27.12.2005 N 133-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы", и стали ее составной частью.

Было обеспечено эффективное государственное управление программами. Создана эффективная система мониторинга выполнения программ с использованием методов индикативного управления, которые в итоге доказали свою высокую эффективность. Были введены индикаторы эффективного использования энергии в отраслевом и территориальном разрезах, что позволило запустить систему разработки и реализации отраслевых и территориальных подпрограмм и далее программ и проектов по энергосбережению предприятий и организаций республики.

Отраслевые министерства и ведомства были включены в работу по реализации основных задач программ подведомственных организаций.

Проводились анализ и мониторинг выполнения программ в отраслевом и территориальном разрезах. Анализировались состояние проводимых мероприятий, реализуемых проектов, достижение заданного значения индикаторов энергоэффективности, ежегодно принимаемых решением Правительства республики, и иных решений Правительства республики. На основе данных мониторинга ежегодно составлялся сводный отчет Правительства Республики Татарстан о выполнении программ, который рассматривался на расширенных заседаниях Кабинета Министров Республики Татарстан с участием Президента Республики Татарстан. Одновременно намечались основные задачи реализации программ на последующие периоды.


2.1. Потребление топливно-энергетических
 ресурсов в Республике Татарстан


В 2009 г. в Республике Татарстан объем потребления первичных энергоносителей (природный газ, дизтопливо, бензин, мазут, уголь, покупная электроэнергия) составил 19,29 млн. т.у.т., в том числе: природного газа - 15,47 млн. т.у.т., дизтоплива - 1,76 млн. т.у.т., бензина - 1,57 млн. т.у.т., покупной электрической энергии - 0,1845 млн. т.у.т., угля - 9,5 тыс. т.у.т. Структура потребления основных первичных энергоносителей приведена на рис. 1, из которого следует, что основным энергоносителем является природный газ.



Рис. 1. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан в 2009 году

На рис. 2 приведена структура потребления природного газа в Республике Татарстан, где основным потребителем газа является промышленность, на долю которой приходится примерно 74 процента потребления газа, из них 63 процента потребляется в энергетике, 3 процента - химической и нефтехимической промышленностью.

В Республике Татарстан в 2009 г. из первичных топливно-энергетических ресурсов (природный газ, мазут, уголь) выработано 22,44 млрд. кВтч электрической и 39 млн. Гкал тепловой энергии. При этом выработка электрической энергии и 26,7 млн. Гкал тепловой энергии приходится на ОАО "Генерирующая компания", потребляющей 62 процента общего объема первичных топливно-энергетических ресурсов в республике.



Рис. 2. Структура потребления природного газа в Республике Татарстан в 2009 году

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы по сложившемуся размещению производительных сил принята следующая классификация экономических районов с наибольшей концентрацией промышленных предприятий: Столичный экономический район (Казанская агломерация), Южный экономический район (Закамская экономическая зона), Нефтяной экономический район (Юго-Восточная экономическая зона), Камский экономический район (Набережночелнинская агломерация), Западный экономический район (Предволжская экономическая зона), Северный экономический район (Предкамская экономическая зона).

В таблице 1 представлены объемы потребления топливно-энергетических ресурсов для производства продукции и оказания услуг на территории Республики Татарстан, а структура общего потребления топливно-энергетических ресурсов по территории представлена на рис. 3.

Таблица 1

Объемы потребления топливно-энергетических ресурсов для производства
 продукции по территории Республики Татарстан

     

(т.у.т.)

Наименование
экономических
районов

Природный
газ

Мазут

Уголь

Бензин

Дизтопливо

Электрическая
энергия

Тепловая
энергия

Всего

Республика
Татарстан

13683211

382410

9525

236812

719478

2225551

3062815

20319802

Столичный,

11017479

343523

7782

110025

200650

965693

802028

13447180

в том числе
г. Казань

10756925

342160

6837

93857

138791

902615

674899

12916084

Камский

1669188

33830

369

49963

195043

676294

2050541

4675229

Нефтяной

759618

218

5

48345

180311

535122

178295

1701915

Южный

102255

652

286

13746

58827

20019

4200

199985

Северный

57794

203

124

7267

41891

12887

3805

123971

Западный

76877

3983

960

7466

42754

15537

23945

171522





Рис. 3. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов в экономических районах Республики Татарстан

Столичный экономический район (Казанская агломерация) расположен в северо-западной части Татарстана по обеим сторонам р. Волги и занимает 16 процентов территории республики. Он включает в себя семь муниципальных районов (Зеленодольский, Верхнеуслонский, Лаишевский, Пестречинский, Высокогорский, Атнинский и Арский) и три города (Казань, Зеленодольск и Лаишево). В пределах Казанской агломерации расположен самый крупный в республике Казанско-Зеленодольский промышленный узел. Удельный вес г. Казани в отдельных отраслях промышленности республики составляет: в машиностроении и металлообработке - 19,4 процента, химической и нефтехимической промышленности - 26,2 процента, электроэнергетике - 20,9 процента, промышленности стройматериалов - 51,7 процента.

Камский экономический район (Набережночелнинская агломерация) включает в себя 10 муниципальных районов (Тукаевский, Нижнекамский, Заинский, Елабужский, Менделеевский, Агрызский, Мензелинский, Актанышский, Муслюмовский, Сармановский), семь городов (Набережные Челны, Нижненекамск, Заинск, Елабуга, Менделеевск, Агрыз, Мензелинск) и три поселка городского типа (Камские Поляны, Дербешкинский и Джалиль).

По экономическому потенциалу Набережночелнинская агломерация занимает второе место после Казанской агломерация. Главными отраслями промышленности здесь являются машиностроение (автомобилестроение, электротехническая промышленность), а также химическая и нефтехимическая (в том числе шинная) промышленность. Из других отраслей представлены нефтедобыча, электроэнергетика (Заинская ГРЭС, Нижнекамская ГЭС, три ТЭЦ), промышленность строительных материалов, пищевая промышленность.

Нефтяной экономический район (Юго-Восточная экономическая зона) включает в себя шесть муниципальных районов (Альметьевский, Бугульминский, Лениногорский, Азнакаевский, Бавлинский, Ютазинский), пять городов (Альметьевск, Бугульма, Лениногорск, Азнакаево, Бавлы) и семь поселков городского типа (Нижняя Мактама, Русский Акташ, Карабаш, Зеленая Роща, Шугурово, Актюбинский, Уруссу). Имеются крупные запасы нефти и нефтяных газов, природных битумов, строительных материалов, минеральных вод и лечебных грязей. В районе сосредоточено 11 процентов населения республики, занятого в промышленности, и 11 процентов населения республики, занятого в сельском хозяйстве. Экономика Юго-Восточной зоны Татарстана имеет ярко выраженную специализацию: нефтедобыча и производство нефтяного оборудования. В Альметьевско-Бугульминском промышленном узле сосредоточено 86 процентов населения района, занятого в промышленности.

Южный экономический район (Закамская экономическая зона) включает восемь административных районов (Чистопольский, Алексеевский, Алькеевский, Аксубаевский, Новошешминский, Спасский, Нурлатский и Черемшанский) и три города (Чистополь, Нурлат и Булгар). В районе сосредоточены значительная часть зернового сельского хозяйства республики и свекловодческие плантации. Из промышленных отраслей и производств выделяются добыча нефти (нефтегазодобывающее управление "Нурлатнефть"), ОАО "Чистопольский часовой завод", другие отрасли машиностроения (гг. Чистополь и Нурлат), промышленность строительных материалов, деревообработка, швейная, трикотажная и обувная фабрики (г. Чистополь), сахарный завод (г. Нурлат), мясоперерабатывающая промышленность, молокообработка (гг. Чистополь, Нурлат, Булгар). Имеются леспромхозы в Алексеевском, Нурлатском и Спасском районах.

Северный экономический район (Предкамская экономическая зона) включает в себя шесть муниципальных районов: Балтасинский, Кукморский, Мамадышский, Рыбно-Слободский, Сабинский и Тюлячинский. Основу специализации района составляет сельское хозяйство.

Западный экономический район (Предволжская экономическая зона) включает Дрожжановский, Буинский, Апастовский, Кайбицкий, Тетюшский, Камско-Устьинский муниципальные районы. В районе развиты сельское хозяйство и сельхозпереработка. Имеются предприятия машиностроения и стройиндустрии.

На рис. 4 представлена энергоемкость выпуска продукции и оказания услуг, равная отношению объема выпуска продукции к материальным затратам на топливо, энергию и воду в текущих ценах в 2009 г. для экономических районов Республики Татарстан. Распределение энергоемкости продукции по экономическим районам свидетельствует о высокой энергоемкости продукции в Столичном экономическом районе, Камском экономическом районе, которая связана в основном с промышленным производством. Сопоставимая энергоемкость продукции Северного и Западного экономических районов связана с сельскохозяйственным производством.



Рис. 4. Энергоемкость выпуска продукции в текущих ценах в экономических районах Республики Татарстан (рублей/рублей)


2.2. Потребление топливно-энергетических ресурсов
 в отраслях экономики Республики Татарстан

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»