Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 3 июля 2000 г. N 468
"О Республиканской целевой программе "Энергосбережение
в Республике Татарстан на 2000-2005 годы"
(с изменениями на 1 августа 2005 года)

Во исполнение Закона Республики Татарстан "Об энергосбережении", в целях проведения комплексных системных работ по реализации политики энергосбережения в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы (далее Программа).

2. Возложить на Межведомственный совет по вопросам топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан при Министерстве экономики и промышленности Республики Татарстан координацию деятельности по реализации Программы.

3. Контроль за реализацией Программы возложить на Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан и государственное учреждение "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан".

4. Государственному учреждению "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан" обеспечить оперативный мониторинг за выполнением Программы в соответствии с утвержденными индикаторами энергоэффективности.

5. Председателю Межведомственного совета по вопросам топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан при Министерстве экономики и промышленности Республики Татарстан образовать научно-технический совет по вопросам инновационной деятельности в области энергосбережения при Межведомственном совете.

6. Определить, что источниками финансирования мероприятий по выполнению Программы в 2000 году являются средства Экологического фонда Республики Татарстан в размере 50% его годового бюджета, Республиканского фонда общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и Фонда приватизации Республики Татарстан в размере по 30% годовых бюджетов фондов, выделяемые ежемесячно равными долями.

7. Министерству финансов Республики Татарстан начиная с 2001 года при формировании республиканского бюджета Республики Татарстан определять источники финансирования Программы.

Координационным советам Республиканского фонда общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, Фонда приватизации Республики Татарстан и Экологического фонда Республики Татарстан при формировании своих бюджетов начиная с 2001 года предусматривать квоты на финансирование мероприятий по реализации энергосберегающих проектов, заявляемых организациями и учреждениями Республики Татарстан, соответственно за счет средств Республиканского фонда общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и Фонда приватизации Республики Татарстан в размере по 30% от их годовых бюджетов, Экологического фонда Республики Татарстан в размере 50% от годового бюджета фонда.

8. Министерствам, госкомитетам и ведомствам, администрациям городов и районов Республики Татарстан:

назначить уполномоченных по вопросам организации и управления энергосбережением в пределах существующих штатных единиц;

разработать и до 01.10.2000 г. представить в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан согласованные с Центром энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан муниципальные и отраслевые программы энергосбережения до 2005 года;

обеспечить представление в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан квартальных отчетов о выполнении программ энергосбережения до 2005 года с учетом утвержденных индикаторов энергоэффективности.

9. Администрации Зеленодольского района и г.Зеленодольска совместно с Центром энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан до 01.10.2000 г. подготовить и представить на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения по созданию в г.Зеленодольске демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности.

10. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан, Центру энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, государственному учреждению "Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан" организовать:

информационное обеспечение, пропаганду и обмен опытом в области энергосбережения;

проведение не реже одного раза в два года международных научно-практических конференций-выставок по энергосбережению.

11. Министерству по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Республики Татарстан, Государственной телевизионной и радиовещательной компании "Татарстан" обеспечить регулярное освещение на телевидении, радио и в печати вопросов энергосбережения.

12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности Республики Татарстан Когогина С.А.

Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов

Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов

Республиканская целевая программа
"Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы"
(утверждена постановлением КМ РТ от 3 июля 2000 г. N 468)

Паспорт программы

Наименование
Программы

Республиканская целевая программа "Энергосбережение в
Республике Татарстан на 2000 - 2005 годы"

Основания для
разработки
Программы

Закон Республики Татарстан от 21 октября 1998 г. N 1816
"Об энергосбережении"

Государственный
заказчик

Министерство экономики и промышленности Республики Та-
тарстан

Разработчики

Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан
при Кабинете Министров Республики Татарстан

Исполнители

Министерство экономики и промышленности Республики Та-
тарстан; Министерство финансов Республики Татарстан;
Министерство строительства и жилищно-коммунального хо-
зяйства Республики Татарстан; Минприроды Республики Та-
тарстан; ПЭО "Татэнерго"; предприятия и организации
Республики Татарстан;  Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан; Академия наук Республики Татарстан; вузы Республики Татарстан; лаборатория энергосбережения при Министерстве экономики
и промышленности Республики Татарстан.

Цели и задачи
Программы

Целью Программы является повышение эффективности ис-
пользования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Задачи Программы:
- Совершенствование правовой, нормативной и финансо-
во-экономической базы энергосбережения в Республике Та-
тарстан.
- Внедрение передовых наукоемких энергосберегающих тех-
нологий, снижение удельного потребления ТЭР в топлив-
но-энергетическом комплексе (ТЭК), промышленности, жи-
лищно-коммунальном секторе, сельском хозяйстве, строи-
тельстве, на транспорте и в других отраслях экономики.
- Использование альтернативных источников энергии.
- Подготовка квалифицированных кадров в области энер-
госбережения.
- Пропаганда в средствах массовой информации передового
опыта энергосбережения на производстве, в жилищно-ком-
мунальном хозяйстве и в быту.

Сроки реализа-
ции Программы

Программа реализуется в течение 2000- 2005 гг.

Система прог-
раммных мероп-
риятий

Основные программные мероприятия:
Блок N 1. Правовое, организационно-методическое и кад-
ровое обеспечение энергосбережения
Нормативное обеспечение реализации политики энергосбе-
режения в Республике Татарстан.
Методическое обеспечение, подготовка и переподготовка
кадров в сфере энергосбережения.
Блок N 2. Повышение эффективности производства и пот-
ребления ТЭР на основе внедрения апробированных и сер-
тифицированных технических средств и технологий
1. Энергосбережение в нефтехимическом комплексе Респуб-
лики Татарстан.
2. Энергосбережение в ТЭК Республики Татарстан.
3. Энергосбережение на промышленных предприятиях Рес-
публики Татарстан.
4. Энергосбережение в строительной индустрии Республики
Татарстан.
5. Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве
административно-территориальных образований Республики
Татарстан.
6. Энергосбережение в бюджетных организациях Республики
Татарстан.
7. Энергосбережение на транспортных предприятиях Рес-
публики Татарстан.
8. Энергосбережение в сельском хозяйстве Республики Та-
тарстан.
Блок N 3. Разработка принципиально новых и совершенс-
твование существующих энергосберегающих технологий,
оборудования, приборов и материалов, создание альтерна-
тивных источников энергии
НИОКР по разработке принципиально новых и совершенство-
ванию существующих энергосберегающих технологий, обору-
дования, приборов и материалов.
Создание альтернативных и возобновляемых источников
энергии.

Система органи-
зации контроля
за выполнением
Программы

Координацию и контроль за реализацией Программы осу-
ществляют Министерство экономики и промышленности Рес-
публики Татарстан, Межведомственный совет по вопросам
топливно-энергетического комплекса Республики Татарс-
тан, Центр энергосберегающих технологий Республики Та-
тарстан. Доклады о результатах выполнения Программы представляются в установленном порядке.

Источники и
объемы финанси-
рования Прог-
раммы











Для реализации Программы используются следующие источ-
ники финансирования:
- собственные и заемные средства предприятий, реализую-
щих мероприятия и программы энергосбережения;
- средства бюджетов районов и городов РТ, реализующих
программы энергосбережения;
- средства республиканского бюджета РТ, выделенные на
реализацию энергосберегающих проектов и программ, в том
числе средства:
- Республиканского фонда общеотраслевых и межотраслевых
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
(НИОКР),
- Фонда приватизации Республики Татарстан,
- Экологического фонда Республики Татарстан;
- средства федеральных внебюджетных фондов и федераль-
ного бюджета.


Затраты на реализацию Программы

+-----------------------------------------------------------------------+
¦    Отрасли хозяйства      ¦ Всего ¦      В том числе по годам         ¦
¦                           ¦млн.руб+-----------------------------------¦
¦                           ¦       ¦ 2000  ¦ 2001  ¦ 2002  ¦ 2003-2001 ¦
¦                           ¦       +-------+-------+-------+-----------¦
¦                           ¦       ¦млн.руб¦млн.руб¦млн.руб¦  млн.руб  ¦
+---------------------------+-------+-------+-------+-------+-----------¦
¦Энергетика                 ¦ 819,60¦ 49,18 ¦ 377,02¦ 393,41¦Рефинанси- ¦
+---------------------------+-------+-------+-------+-------¦руются сре-¦
¦Нефтехимия                 ¦ 790,97¦ 47,46 ¦ 363,85¦ 379,67¦дства,  по-¦
+---------------------------+-------+-------+-------+-------¦лученные от¦
¦Промпредприятия, в     т.ч.¦1414,65¦ 84,88 ¦ 650,74¦ 679,03¦реализации ¦
¦строительная индустрия     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦энергосбе- ¦
+---------------------------+-------+-------+-------+-------¦регающих   ¦
¦ЖКХ, включая   коммунальную¦1061,93¦ 63,72 ¦ 488,49¦ 509,73¦проектов  в¦
¦энергетику и население     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦2000-2002  ¦
+---------------------------+-------+-------+-------+-------¦году       ¦
¦Сельское хозяйство         ¦ 373,45¦ 22,41 ¦ 171,78¦ 179,25¦           ¦
+---------------------------+-------+-------+-------+-------¦           ¦
¦Транспорт                  ¦  55,21¦  3,31 ¦ 25,40 ¦ 26,50 ¦           ¦
+---------------------------+-------+-------+-------+-------¦           ¦
¦Бюджетные организации      ¦ 123,93¦  7,4  ¦ 57,01 ¦ 59,49 ¦           ¦
+---------------------------+-------+-------+-------+-------+-----------¦
¦Итого:                     ¦4628,40¦ 277,70¦2129,07¦2221,63¦     -     ¦
+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----------¦
¦Из них бюджет на возвратной основе,¦ 200   ¦  900  ¦ 900   ¦     -     ¦
¦млн.руб                            ¦       ¦       ¦       ¦           ¦
+-----------------------------------+-------+-------+-------+-----------¦
¦Собственные  и  привлеченные средс-¦ 77,70 ¦1229,07¦1321,63¦           ¦
¦тва, млн.руб.                      ¦       ¦       ¦       ¦           ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

Ожидаемые конечные результаты

Экономия в 2005 году

Отрасли хозяйства

Электроэнергия

Газ

млн.кВт.ч

млн.куб.м

Энергетика

124,92

Нефтехимия

0,65

129,2

Промпредприятия, в т.ч. строительная индустрия

1,25

109,99

ЖКХ, включая коммунальную энергетику и населе-
ние

0,52

615,78

Сельское хозяйство

0,26

117,99

Транспорт

0,04

Бюджетные организации

0,07

61,60

Итого:

2,7934

1159,49

В результате выполнения Программы создается нормативно-правовая база и запускаются организационный и финансово-экономический механизмы энергосбережения в Республике Татарстан. Реализуются проекты по внедрению энергосберегающей техники и технологий, производству энергетически эффективных материалов и оборудования, повышается энергоэффективность в быту и промышленности, снижаются выбросы вредных веществ и потребление невозобновляемых энергетических ресурсов.

Перечень основных терминов, используемых в Программе

Энергия - мера движения материи, имеющая различные формы проявления в виде механической, тепловой, электрической энергии и др.

Энергосберегающая политика государства - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения.

Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Энергосберегающие технологии - структура, последовательность и правила взаимодействия правовых, организационных, производственных, научно-технических и экономических мер, обеспечивающих эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых, альтернативных и вторичных источников энергии, превращение сэкономленной энергии в экономию бюджетных средств и доходы участников энергосберегающей деятельности.

Энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе.

Эффективное использование энергетических ресурсов - достижение экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей среды.

Показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами.

Непроизводительный расход энергетических ресурсов - расход энергетических ресурсов, обусловленный несоблюдением требований, установленных государственными стандартами, а также нарушением требований, установленных иными нормативными правовыми актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования.

Возобновляемые источники энергии - энергия солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, а также энергия существующих в природе градиентов температур.

Альтернативные виды топлива - виды топлива (биогаз, генераторный газ, продукты переработки биомассы, водоугольное топливо и другие), использование которых сокращает или замещает потребление энергетических ресурсов более дорогих и дефицитных видов.

Энергоаудит - Процесс получения информации о потреблении и эффективности использования энергетических ресурсов энергетических агрегатов с помощью энергодиагностических приборов.

Виды энергетических ресурсов

Первичные невозобновляемые энергетические ресурсы - уголь, нефть или газ и их производные (топливо), добытые и отпущенные потребителю.

Первичные возобновляемые энергетические ресурсы - неупорядоченная энергия воды, ветра и солнца, обращаемая с помощью энергетической техники и технологии в упорядоченную механическую, тепловую и электрическую энергию.

Вторичные энергетические ресурсы - уже частично использованные энергетические ресурсы (сбросная теплота жидкостей, газов и др.), но еще сохраняющие свой потенциал для последующего полезного применения.

Альтернативные энергетические ресурсы и источники энергии энергетические ресурсы и энергия в новом, более привлекательном виде, применяемые для энергетической техники и технологий (биогаз, биотопливо и др.).

1. Характеристика топливно-энергетического комплекса
Республики Татарстан

Республика Татарстан является одним из наиболее развитых в экономическом отношении субъектов федерации в России, одним из крупнейших производителей и потребителей топливных, энергетических и водных ресурсов в Российской Федерации.

Потребление природного газа в республике в 1999 году составило 13570 млн.куб.м, из них ПЭО "Татэнерго" - 8491 млн.куб.м, "Таткоммунэнерго" - 998 млн.куб.м, население - 1974,2 млн.куб.м, прочие - 2107,8 млн.куб. метров. Структура потребления газа приведена на диаграмме:

Структура потребления газа в РТ

Потребности республики в природном газе удовлетворяются за счет поставок его из Оренбургской области и Западной Сибири. Добыча нефтяного попутного газа в республике в 1999 году составила 566 млн.куб.метров.

Объем добычи нефти в Республике Татарстан в 1999 году составил 26,3 млн.тонн.

По данным Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Татарстан по объему потребления нефтепродуктов занимает 13 место среди субъектов Российской Федерации и 2 место в Поволжском регионе.

Производство мазута в 1999 г. в Татарстане составило 3,0 млн.тонн.

Длина газопроводов в Республике Татарстан около 3 тыс.км, нефтепроводов более 6 тыс.км, трубопроводов для транспортировки нефтепродуктов - около 500 километров. Общая протяженность водопроводных сетей превышает 4 тыс.км, канализационных сетей населенных пунктов - 6800 километров. Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении превышает 4 тыс.километров.

В 1999 году предприятия ПЭО "Татэнерго" и энергетические хозяйства промышленных предприятий республики произвели около 22,48 млрд.кВт.ч электрической энергии.

Основной производитель электрической энергии в республике - ПЭО "Татэнерго" - объединяет 9 крупных электростанций и 8 предприятий электрических сетей с общей протяженностью сетей напряжением 500-220-110-35 кВ 11,5 тыс.километров.

В 1999 году в топливном балансе ПЭО "Татэнерго" удельный вес природного газа составил 90,1%, мазута - 9,5%, угля - 0,4 процента.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»