Закон Республики Татарстан от 27 декабря 2005 г. N 133-ЗРТ
"Об утверждении Программы социально-экономического
развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы"
(с изменениями на 5 августа 2008 года)

   

  Принят Государственным Советом РТ 24 ноября 2005 года



Статья 1

Утвердить Программу социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы (далее - Программа) (прилагается).

Статья 2

Кабинету Министров Республики Татарстан:

предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2006-2010 годы;

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, разработать нормативные правовые акты, предусмотренные Программой.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев

г.Казань, 27 декабря 2005 года, N 133-ЗРТ


Приложение
к Закону Республики Татарстан
от 27 декабря 2005 г. N 133-ЗРТ


Программа
социально-экономического развития
Республики Татарстан на 2005-2010 годы

Паспорт Программы
социально-экономического развития
Республики Татарстан на 2005-2010 годы

Наименование
Программы

Программа социально-экономического развития
Республики Татарстан на 2005-2010 годы

Государственный
заказчик Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Основные
разработчики
Программы

Министерство экономики  РеспубликиТатарстан;
Центр экономических и социальных исследований
Республики Татарстан при Кабинете Министров
Республики Татарстан;
отраслевые министерства, ведомства Республики
Татарстан;
Академия наук Республики Татарстан;
высшие учебные заведения;
научно-исследовательские организации;
предприятия и организации Республики Татарстан

Цель и задачи
Программы

Обеспечение качества жизни населения республики на
уровне не ниже нормативного на основе устойчивого
развития экономики и социальной сферы.
Увеличение объемов ВРП и доходов в
консолидированный бюджет Республики Татарстан.
Структурные изменения в экономике.
Снижение уровня бедности

Срок реализации
Программы

2005-2010 годы

Перечень разделов
Программы

I. Основные направления социально-экономической
политики Республики Татарстан
II. Социальная политика
2.1. Политика в сфере образования
2.2. Политика в сфере здравоохранения
2.3. Политика в сфере культуры
2.4. Молодежная политика, политика в сфере
физической культуры, спорта и туризма
2.5. Трудовые отношения и занятость населения
2.6. Социальная защита населения
2.7. Жилищная политика и развитие
жилищно-коммунального хозяйства
III. Экономическая политика
3.1. Создание благоприятного предпринимательского
климата
3.2. Инвестиционная политика
3.3. Межбюджетные отношения
3.4. Структурная политика
3.5. Инновационное развитие экономики
3.6. Развитие инфраструктуры непроизводственных
отраслей
3.7. Развитие инфотелекоммуникационной,
транспортной и производственной инфраструктуры
3.8. Развитие информатизации
3.9. Развитие промышленности
3.10. Развитие аграрно-промышленного комплекса
3.11. Развитие архитектуры и градостроительства
3.12. Развитие строительного комплекса
3.13. Земельная реформа и развитие рынка
недвижимости. Управление государственной
собственностью
3.14. Внешнеэкономическая деятельность
3.15. Охрана окружающей среды и рациональное
природопользование
3.16. Региональная экономика. Размещение
производительных сил
IV. Развитие приоритетных направлений науки
V. Механизм управления реализацией программы
VI. Взаимосвязь программы с действующими и вновь
разработанными программами и стратегиями
VII. Общие выводы

Источники
финансирования
Программы

Средства федерального бюджета, бюджета Республики
Татарстан, внебюджетных фондов, отечественных и
иностранных инвесторов, заемные и иные средства в
соответствии с законодательством

Исполнители
Программы

Органы местного самоуправления в части переданных
государственных полномочий;
Академия наук Республики Татарстан;
высшие учебные заведения;
научно-исследовательские организации;
предприятия и организации Республики Татарстан

Система организации
контроля за
исполнением
Программы

Формы и методы организации контроля за исполнением
Программы определяются Государственным Советом
Республики Татарстан и Кабинетом Министров
Республики Татарстан в рамках своей компетенции

Основные результаты
реализации

К 2010 году будут достигнуты показатели:

Программы

Качество жизни

1

Средняя заработная плата, руб.

14403

Денежные доходы на душу населения (в
среднем за месяц), руб.

14000

Продолжительность жизни, лет

69,1

Обеспеченность жильем (кв.м общей
площади)

23

Обеспеченность социальной инфраструктурой

норматив-
ная

Ежегодный ввод жилья

2
млн.кв.м

Обеспеченность населения проводной
телефонной связью (количество аппаратов
на 100 человек)

31,5

Обеспеченность дорогами общего
пользования, км/кв.км

0,22

Число муниципальных образований, не
обеспечивающих финансирование
закрепленных расходных полномочий за счет
собственных доходов без учета средств,
получаемых из бюджетов других уровней, %

32

Валовой региональный продукт, млрд.руб.

780,0

Рост ВРП, в % к 2004 году

147,5

Ежегодный прирост ВРП за счет
инновационной деятельности, %

2

Уровень бедности населения (доля
населения, имеющего доходы ниже
прожиточного минимума) по методике РТ, %

6,6


Сокращение емкости "серого" рынка труда на 70% по
отношению к показателям 2004 года


Программа
социально-экономического развития
Республики Татарстан на 2005-2010 годы

I. Основные направления социально-экономической
политики Республики Татарстан

1.1. Цель и задачи Программы
социально-экономического развития Республики Татарстан

1.1.1. Цель Программы социально-экономического
развития Республики Татарстан

Стратегии социально-экономического развития развитых стран строятся на правильном позиционировании роли государства как регулятора социально-экономических процессов. Необходимо, чтобы была сформирована стратегия объединения целей и ресурсов развития как потенциал долговременного роста. Этот тезис и был положен в основу разработки Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы.

Главной целью Программы является обеспечение качества жизни населения республики на уровне не ниже нормативного к 2010 году.

Индикатор качества жизни определяется совокупностью параметров, характеризующих доходы граждан, продолжительность жизни, обеспеченность жильем, уровень образования, обеспеченность социальной инфраструктурой, уровень преступности, соотношение уровней смертности и рождаемости, доверие к власти. Сегодня значение этого параметра составляет 0,709. К 2010 году будет достигнут нормативный уровень "1". Для этого к 2010 году должны быть достигнуты следующие параметры:

число малообеспеченных граждан не более 7%;

инфраструктурная обеспеченность социальной сферы - на уровне нормативной;

обеспеченность жильем (кв.м общей площади) - 23 кв.м;

число муниципальных образований, не обеспечивающих финансирование закрепленных расходных полномочий за счет собственных доходов без учета средств, получаемых из бюджетов других уровней, не более 30% (к 2015 году - не более 15%);

средняя продолжительность жизни составит в 2010 году 69,1 лет, в 2015 - 70,2 лет.

Прогнозные значения основных параметров, характеризующих качество жизни, приведены в таблице 1.1.

1.1.2. Задачи Программы

Основными направлениями деятельности Правительства в области социально-экономического развития республики на 2005-2010 годы будут:

структурные изменения в экономике;

снижение коррупции;

обеспечение уровня экономической самодостаточности граждан, их семей, хозяйствующих субъектов, муниципальных районов и городских округов;

обеспечение энергетической безопасности и снижение удельного веса энергоемкости в ВРП;

обеспечение взаимодействия органов власти всех уровней в связи с наличием потенциальных угроз в социально-экономической, природной и техногенной сферах;

дальнейшая интеграция республики в информационное пространство России и мирового сообщества.

По разделам Программы приведены основные задачи, которые необходимо будет решить для достижения поставленной цели на основе увеличения валового регионального продукта до уровня, достаточного для решения поставленных задач.

В области государственного управления в экономике будут усилены акценты на создание системообразующих компаний с участием государства.

Государство как собственник до 2007 года "уйдет" из хозяйственной деятельности отрасли жилищно-коммунального хозяйства; до 2010 года не менее половины сельскохозяйственной продукции будет производиться в частном секторе. Число государственных предприятий к 2007 году составит не более 1%. Число убыточных предприятий составит не более 5% (без учета предприятий, находящихся в процессе банкротства).

Для государства как власти основными задачами будут:

развитие инновационной и инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающей прогнозные темпы роста валового регионального продукта (далее - ВРП), доли инновационной продукции в составе ВРП (ежегодный рост не менее 2%), увеличение доли ВРП от предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса (не менее 30% в 2010 году и 37% в 2015 году). Будут созданы к 2010 году не менее 7 технопарков и индустриальных парков, одна ОЭЗ промышленно-производственного типа и одна ОЭЗ технико-внедренческого типа с общим объемом добавленной стоимости около 2 млрд.рублей в год;

обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти. В 2005 году результаты оценки их деятельности будут включены в реестр публичных информационных ресурсов;

четкое разделение полномочий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в части исполнения государственных полномочий, находящихся в ведении республиканских органов власти;

создание условий для эффективного функционирования органов местного самоуправления. В 2005 году будут разработаны в полном объеме нормативные правовые акты Республики Татарстан, обеспечивающие функционирование муниципальных образований;

обеспечение выполнения основных государственных социальных гарантий;

оптимизация государственных расходов;

создание системных основ взаимоотношений общества и органов государственной власти, направленных на предупреждение всех форм проявления коррупции;

обеспечение уровня оплаты труда работникам организаций бюджетной сферы, находящихся в ведении Республики Татарстан, обеспечивающего уровень жизни выше черты бедности;

разработка и введение в действие административных регламентов;

государственная поддержка товаропроизводителей в виде кредитов, лизинга, государственного заказа на производство и поставку товаров и услуг для государственных нужд, участия в инвестиционных проектах, продвижения товарной продукции системообразующих предприятий республики на международные рынки.

В реальном секторе экономики приоритетными направлениями будут:

поддержка "сильных" товаропроизводителей, производящих товары-лидеры, к которым относятся:

продукция переработки нефти всех переделов (шины, полиэтилен, каучук и др.);

нефть;

авиатехника;

автомобили;

продукция деревообработки;

продукция агропромышленного комплекса республики;

развитие межотраслевых кластеров.

Успех преобразований, проводимых в республике, будет зависеть от поддержки этих преобразований населением, представителями бизнеса. Поэтому очень важно обеспечить баланс интересов между тремя основными субъектами - государством, бизнесом и населением. При этом следует иметь в виду, что с 2006 года в республике начнет функционировать система местного самоуправления. В круг вопросов, решение которых станет компетенцией органов местного самоуправления, кроме вопросов местного значения, войдут отдельные государственные полномочия. Учитывая, что в соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, тем более становится важным создание эффективной системы совместного управления, взаимодействия этих типов власти. В связи с этим с 2005 года в рамках административной реформы будет модернизирована система взаимоотношений исполнительных органов власти с местными органами. Основные принципы ее модернизации сохранятся те же, что и при реализации первого этапа административной реформы в Республике Татарстан 2001 года, а именно:

переход на функциональный тип управления;

введение системы административных регламентов;

вывод из органов исполнительной власти функций, не являющихся функциями государственного управления;

оптимизация числа органов исполнительной власти и количества работающих в них; повышение за счет этого уровня оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Татарстан;

публичность деятельности органов государственной власти, что будет обеспечено публикацией результатов действующей сегодня системы государственного заказа на управление.


1.2. Анализ ситуации, характеристика проблем

Республика Татарстан занимает выгодное геополитическое положение на востоке европейской части России, находясь на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны, имеет достаточную ресурсную обеспеченность (нефть, водные, лесные, земельные ресурсы).

На территории республики площадью 67,8 тыс.кв.км (0,4% общей площади Российской Федерации) проживают 3,77 млн.человек (2,6% общей численности населения Российской Федерации).

Республика Татарстан входит в Приволжский федеральный округ и является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации с мощным промышленным потенциалом и стабильным сельским хозяйством. По общему рейтингу среди регионов Приволжского федерального округа республика устойчиво занимает первое место.

Промышленность Республики Татарстан представляют топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, электроэнергетика, пищевая, фармацевтическая, легкая промышленность, промышленность строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Разработка и реализация крупномасштабных экономических и социальных программ, в том числе не имеющих аналогов в Российской Федерации (ликвидация ветхого жилья, газификация, развитие нефтегазохимического комплекса, энергосбережение, адресная социальная защита населения и др.) позволили органам государственной власти республики сосредоточить ресурсы на ключевых направлениях.

Значительные усилия и средства были направлены на поддержку республиканских товаропроизводителей с использованием различных мер: предоставление налоговых льгот и кредитов, реструктуризация долгов, проведение взвешенной тарифной политики, обеспечение предприятий сырьем и заказами (в том числе и госзаказом) в целях максимальной загрузки мощностей, использование различных форм лизинга, развитие внутриреспубликанской и межрегиональной кооперации. Была введена система индикативного управления, благодаря которой стало возможным с необходимой точностью оценивать экономическое состояние всех территорий, хозяйствующих субъектов и эффективность менеджмента.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»