Действующий

О Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан

Введение

Последние десятилетия проблема коррупции выходит на передний план на разных уровнях общественных отношений: международном, национальном, территориальном, отраслевом, межличностном. Такое внимание к проблеме обусловлено осознанием того факта, что коррупция теснейшим образом связана с неэффективностью политических систем, государственного управления, правоотношений, общественных отношений, морали и т.п. Коррупция порождается этой неэффективностью, и сама усугубляет ее. Тем самым создается порочный круг, разорвать который крайне сложно.

Россия переживает всплеск коррупции. Это, несомненно, обусловлено историко-культурной традицией. С другой стороны, рост коррупции всегда сопровождает периоды крупных социально-экономических преобразований. Усугубляет проблему слабость государства, отсутствие правовых традиций и другие подобные проблемы.

Россия, как и все составляющие ее субъекты Федерации, стоит перед серьезным вызовом. Президент России В.В.Путин неоднократно подчеркивал важность проблемы коррупции, указывая на ее негативные последствия.

Руководство Республики Татарстан, сознавая о своей ответственности перед гражданами, населяющими Республику, намерено предпринять решительные меры по укрощению коррупции в Республике, и внести тем самым, свой вклад в ограничение коррупции в масштабах страны.

Вступая на этот путь, руководство республики осознает остроту проблемы и считает своим долгом донести до граждан следующие важные соображения:

Первое. Коррупция не может быть побеждена полностью. Наша задача: существенно снизить ее уровень.

Второе. Необходимо готовиться к тому, что значимое, ощутимое для граждан и экономики республики снижение коррупции займет не одно десятилетие. Но из этого следует, что далее откладывать начало противодействия коррупции нельзя.

Третье. Коррупция не может быть ограничена в результате разовой кампании. Необходимо сделать антикоррупционную политику постоянной функцией республиканских властей.

Четвертое. Нужно различать борьбу с коррупцией и борьбу с коррупционерами. Последняя, как важная часть ограничения преступности, является одним из элементов антикоррупционной политики. Но только репрессивными мерами коррупцию не ограничить. Основные усилия антикоррупционной политики должны быть направлены на устранение причин и условий, порождающих коррупцию, и, тем самым, на повышение эффективности государственного и муниципального управления.

Пятое. Мировая практика подсказывает, что стратегия "островков честности", т.е. борьбы с коррупцией в отдельных ведомствах или частях государства, может иметь успех. Но с высокой вероятностью такой успех будет временным. Поэтому необходимы усилия по расширению сферы действия антикоррупционной политики до уровня всей страны.

Шестое. Органы власти, тем более когда они поражены коррупцией, не в состоянии самостоятельно решить проблему ограничения коррупции. Это возможно сделать только находясь в партнерских отношениях с обществом. Но такое партнерство возможно лишь при условии доверия политике власти. Добиться его - первоочередная задача.

Седьмое. Важнейшее политическое условие, при котором возможно ограничение коррупции, - это эффективная демократия.

Стратегия антикоррупционной политики - политический документ, выполняющий функцию компаса, указывающего правильное направление, и определяющий возможные методы движения. Однако было бы наивно предполагать, что можно на старте раз и навсегда предопределить верный маршрут и верные средства движения. Это связано, с одной стороны, с природой коррупции как социального явления, мимикрирующего, приспосабливающегося, и, с другой стороны, с ограниченностью нашего знания о коррупции и несовершенством применяемых инструментов. Поэтому стратегия антикоррупционной политики должна быть достаточно гибкой и располагать встроенными средствами анализа своей эффективности и видоизменения.

Республика Татарстан одна из первых начинает планомерное наступление на коррупцию. Стратегия антикоррупционной политики - публичный документ, доступный гражданам. Это должно позволять обществу контролировать действия властей, проверять, насколько они соответствуют заявленным целям и задачам политики.