4.1. Создание политических условий для реализации антикоррупционной политики
Фундаментальным направлением, предопределяющим эффективность всех иных направлений антикоррупционной политики, является переход к такой организации публичной власти, которая будет формировать систему политической конкуренции или, как минимум, не препятствовать ее становлению.
Реализация поставленной задачи может быть разбита на следующие шаги:
1. Достижение консенсуса по вопросу о необходимости перестроить систему власти в целях формирования системы, которая за короткий срок способна создать в Республике эффективное и влиятельное гражданское общество.
2. Инициация (законодательная инициатива) от имени Республики Татарстан о необходимости внесения изменений в соответствующие федеральные законы и о принятии новых законов.
3. Внесение изменений и дополнений в Конституцию РТ;
4. Создание условий для дальнейшего развития средств массовой информации;
5. Расширение возможностей общественного контроля над выборами.
4.2. Реформа местного самоуправления
Республика сделала первый крупный шаг навстречу местному самоуправлению. Но, как показывает опыт других субъектов Федерации, провозглашение местного самоуправления - шаг недостаточный для того, чтобы реально сказаться на жизни людей. Для этого нужна целая система мер. И это должно стать составной частью стратегии антикоррупционной политики.
Возникающие при правильной организации местного самоуправления зачатки гражданской самодеятельности, ответственности, солидарности формируют среду, в которой коррупция становится весьма затруднительной.
Необходимо формировать атмосферу постоянной ответственной зависимости ОМС от жителей, помогать самим жителям чувствовать себя постоянно включенными в дела местного сообщества.
4.3. Совершенствование государственного управления
Пакет антикоррупционных мероприятий в отношении оптимизации деятельности органов власти предусматривает работу по следующим направлениям:
1. Устранение ситуаций конфликта интересов.
2. Повышение способности органов власти ставить и достигать цели, в том числе за счет проектного управления.
3. Регламентация деятельности органов власти и стандартизация их взаимодействий с гражданами.
4. Формализация представительства интересов в органах власти.
Необходимо не ограничиваться реализацией принципа разделения властей на уровне государства, а провести его и внутри исполнительной власти. Строгая классификация органов власти, разделение власти между ними должны основываться на типе выполняемой функции. На основе этого критерия выделяются, как правило, два типа ведомств: "прокладывающие курс" (выработка политики) и "занимающиеся греблей" (реализация политики и предоставление услуг населению).
Необходимо обратить внимание на то, что само по себе разделение функций не означает автоматического ответа на вопрос о целесообразности аутсорсинга (передачи функций в негосударственный сектор). Решение в этом направлении должно приниматься в каждом конкретном случае отдельно. В то же время, организационное разделение функций позволяет запустить процесс оптимизации предоставления государственных услуг, определив потенциальные ситуации и потенциальные объекты аутсорсинга.
Разделение функций позволит:
- избавится от институционального конфликта интересов;
- определить области аутсорсинга и вывести выполнение тех или иных операций за пределы государства;
- повысить эффективность управления за счет сокращения избыточного контроля.
В сфере совершенствования целеполагания необходимо внедрить механизмы оплаты труда по результатам, существенно увеличив переменную часть заработной платы чиновников и связав ее получение с фактом достижения целевых значений по тем или иным поставленным перед органом власти целям.
Общий процесс эффективного стратегического управления, минимизирующего условия для коррупции, включает в себя определение следующих параметров:
- миссия (объяснение необходимости существования органа власти);
- цель (будущее состояние общественных отношений, на создание которых ведомство направляет свои усилия);