Действующий

О Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан

6. Ближайшие шаги по реализации антикоррупционной политики

    

Первоначальные шаги по реализации антикоррупционной политики в Республике Татарстан должны основываться на следующих принципах:

- Каждый шаг реализуется при наличии условий и на основе подготовки.

- При выполнении первого принципа запускаются те шаги, реализация которых имеет отложенный долгосрочный эффект (пример - влияние на общественное сознание).

- Приоритетное значение имеют те шаги, которые создают условия и подготавливают следующие шаги.

При реализации мер, имеющих характер институциональных реформ, полезно сначала прибегать к локальным экспериментам. И только на основе анализа результатов таких экспериментов переходить к полномасштабным реформам. Любые программы, имеющие характер институциональных реформ или влияющие на большие целевые группы, должны проводиться только после предварительной аналитической проработки.

С учетом указанных соображений, представляется, что ближайшие шаги по реализации антикоррупционной политики могут быть следующими.

1. Определение органа, отвечающего за проведение антикоррупционной политики. Этот шаг требует единственного условия - наличия политической воли. Представляется, что в настоящее время это условие в Республике Татарстан выполняется.

2. Разработка программы подготовки кадров. Эта часть общей программы по реализации политики должна начинаться безотлагательно, чтобы уже на первых этапах поддержать реализацию политики. Систематическая подготовка кадров должна начаться с осеннего учебного семестра 2005 г. Но до этого могут быть проведены краткие курсы переподготовки для будущих сотрудников органа, упомянутого в предшествующем пункте.

3. Разработка и запуск программы антикоррупционной пропаганды. Эта часть политики включает те программы, которые имеют отложенный долгосрочный эффект, и потому должны запускаться на ранних стадиях реализации политики. Имеющихся социологических данных достаточно для подготовки программы. Диагностика должна быть дополнена анализом текущей прессы.

4. Анализ текущего массива нормативных документов на коррупциогенность. Этот шаг важен, поскольку он создает условия для реализации других мер. Кроме того, предстоит большая аналитическая работа. Ей должна предшествовать небольшая программа обучения юристов, которые должны быть заняты в такой работе, существующим методикам анализа на коррупциогенность.

5. Разработка программы антикоррупционной политики Республики Татарстан. Настоящий документ (Стратегия) содержит только общие указания на направления политики. Однако для превращения их в программу работ на ближайшие несколько лет необходима специальная проработка, учитывающая как имеющиеся данные по коррупции в тех или иных сферах, так и учет материальных ресурсов, финансирования, кадров, а также других планов реформ в Республике Татарстан.

Вместе с тем, представляется, что приоритетной должна быть антикоррупционная программа в высшем образовании. Она удовлетворяет обоим перечисленным условиям: имеет отложенный долгосрочный эффект, создает благоприятные условия для реализации других мер. Кроме того, эта сфера входит в число лидеров по уровню коррупции.

С учетом представленных выше соображений, будущая программа может вводить в действие антикоррупционную политику поэтапно. Предлагается разбить все направления антикоррупционной политики на три группы: неотложные, среднесрочные, долгосрочные. Это разделение условно и отражает систему приоритетов наряду с временем и иными ресурсами, которые придется затрачивать на подготовку отдельных программ и мероприятий.

К числу неотложных предлагается относить те направления, мероприятия которых могут реализовываться в государственных органах республиканского подчинения и в рамках их полномочий. Для получения максимального эффекта и надежности реализации политики целесообразно отдельные мероприятия проводить в порядке эксперимента в отдельных ведомствах, и лишь затем, после проверки, уточнений и совершенствований распространять на остальные сферы и ведомства.

В республиканских ведомствах необходимо реализовывать экспериментальные антикоррупционные программы, в частности, в следующих сферах:

- бюджетный процесс;

- республиканские конкурсы, тендеры, закупки. В частности, уже в текущем году необходимо существенно снизить исполнение госзаказа у единственного поставщика по решениям Кабинета Министров;

- участие должностных лиц в бизнесе;

- контроль над работой малого и среднего бизнеса;

- необходимо формировать такую культуру корпоративного управления на крупных и средних предприятиях республики, когда наемный менеджмент не выполняет и не претендует на роль собственника;

- корпоративный заказ должен быть столь же публичным, как и государственный заказ;

- в число показателей оценки эффективности работы менеджеров предприятий следует отнести увеличение добавленной стоимости и доли фонда оплаты труда в ней.

В сфере оказания услуг от имени государственной власти необходимо:

- отказаться от избыточных услуг, передав полномочия по их предоставлению в сферу рынка;

- снизить дефицит необходимых услуг, предоставляемых государством;

- ввести в действие стандарты государственных и муниципальных услуг;

- ввести в действие постоянно действующие системы общественной оценки качества услуг.

К числу среднесрочных предлагается относить те направления, мероприятия которых могут реализовываться как в государственных органах республиканского подчинения, так и в нижестоящих органах государственной, а также муниципальной власти. Среднесрочные мероприятия могут требовать координации с федеральными органами государственной власти и с другими субъектами Федерации, а также разработки и продвижения федеральных законов. Понадобятся и другие методы подготовки, помимо разработки нормативных актов.