5.1. Методы мониторинга
Эффективная реализация антикоррупционной политики должна основываться на постоянно функционирующей обратной связи, заключающейся в мониторинге уровня и структуры коррупции. Такой мониторинг нужен не только для того, чтобы оценивать эффективность управляющих воздействий и корректировать их. Коррупция обладает уникальными адаптивными способностями. Она видоизменяется и приспосабливается не только под воздействием антикоррупционной политики, но и сама по себе, в процессе изменений управленческих функций, политических и общественных изменений и т.п. Поэтому мониторинг коррупции должен нести одновременно функцию диагностики. Тогда будет возможна постоянная и оправданная корректировка антикоррупционной политики, ее приспособление к изменяющимся условиям и видоизменяющейся коррупции. Поэтому описанные ниже процедуры имеют две стратегические цели: обеспечение обратной связи и диагностику.
Для обеспечения общей цели - повышение эффективности антикоррупционной политики - мониторинг коррупции должен решать следующие задачи:
- изучение общепринятых коррупционных практик (как у взяточников, так и среди взяткодателей);
- вскрытие механизмов коррупционных сделок (от разовых до построения коррупционных сетей);
- измерение уровня коррупции;
- измерение структуры коррупции (по уровням и институтам власти, отраслям экономики и т.п., поиск "слабых мест");
- анализ факторов, способствующих коррупции;
- выявление ресурсов антикоррупции;
- выявление рисков антикоррупции и очагов возможного сопротивления антикоррупционной политике.
Решение поставленных выше диагностических задач может осуществляться с помощью следующих инструментов:
- анализ функционирования органов власти;
- изучение статистики (экономической, криминальной и т.п.);
- изучение конкретных уголовных дел;
- анализ законодательства;
- анализ прессы;
- социологические техники (включенное наблюдение, интервью, фокус-группы, формализованные интервью и т.п.).
5.2. Методы аудита
Антикоррупционная политика Республики Татарстан представляет собой целенаправленную деятельность государства по противодействию коррупции. Управление такой политикой должно стать отдельной задачей, успешная реализация которой позволит, с одной стороны, опробовать на практике рецепты, предписываемые иным органам государственной власти, и, с другой стороны, показать пример и тем самым обеспечить лучший уровень мотивации государственных служащих, участвующих в реализации политики.
Управление политикой должно основываться на принципах управления проектами. Реализация указанных принципов предполагает, что показатели результативности являются основными механизмами определения направлений политики и целенаправленного воздействия на процесс реализации политики. Тем самым, корректность формулировки показателей и их целевых значений является одной из основных задач управления стратегией.
Реализация политики по принципам "управления проектами" включает в себя:
- использование такой технологии и процедуры целеполагания, которая обеспечивает построение дерева целей стратегии, охватывающего конкретных менеджеров программы;
- создание системы оперативного мониторинга реализации планов и включенных в них программ. Оперативный мониторинг должен быть направлен на своевременное выявление отклонений от запланированных показателей по отдельным направлениям антикоррупционной стратегии;
- установление персональных ответственных за достижение конкретных результатов по отдельным направлениям стратегии и тем пилотным проектам, проведение которых предполагает эта стратегия.
Система аудита антикоррупционной политики будет основываться на определении интегральных показателей конечного эффекта, которые позволяют оценить степень выполнения общих целей, поставленных перед стратегией, степень изменения параметров целевой группы настоящей политики.
5.3. Субъекты мониторинга и аудита
Проведение процедур мониторинга и аудита с использованием практически любых инструментов целесообразно организовывать как поручения органа, отвечающего за проведение антикоррупционной политики, независимым негосударственным организациям. Исключение можно сделать только для анализа уголовных дел; однако это целесообразно компенсировать созданием межведомственной конкуренции и усиленным контролем. В остальных случаях орган, отвечающий за осуществление антикоррупционной политики, может на конкурсной основе распределять полномочия и ресурсы для осуществления различных процедур мониторинга (диагностики) коррупции и аудита антикоррупционной политики.
Непременным условием реализации процедур мониторинга коррупции и аудита антикоррупционной политики должна быть его открытость. Она необходима, во-первых, для повышения доверия к результатам, а во-вторых, для уменьшения угрозы влияния на результаты мониторинга заинтересованных лиц и групп. Открытость необходима на всех этапах: организация тендеров на проведение мониторинга и аудита и их результаты; сведения об организациях, проводящих мониторинг; методики сбора и анализа данных, источники их получения и причины выбора; первичные собранные данные; результаты анализа собранных данных и все аналитические разработки и заключения.