Действующий

О Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан

3. Инструменты антикоррупционной политики

     

3.1. Орган реализации антикоррупционной политики

Идея определения на одном из этапов реализации антикоррупционной политики специализированного антикоррупционного органа, подчиненного непосредственно Президенту Республики Татарстан, основана на понимании борьбы с коррупцией как полноценной и имманентной современному государству функции. Речь идет о формировании и институализации постоянного направления государственной деятельности наподобие таких базовых функций, как экономика, безопасность, социальное обеспечение и др., т.е. о политике.

Целесообразно возложить на данный орган ответственность за:

- организацию разработки направлений, форм и методов антикоррупционной политики;

- контроль и содействие общественному контролю над реализацией государственной антикоррупционной политики;

- взаимодействие с республиканскими органами и организациями (отчасти федеральными, расположенными на территории Республики Татарстан) по проведению антикоррупционной политики;

- поддержку общественных объединений, чья деятельность направлена на борьбу с коррупцией; помощь в организации антикоррупционного фронта;

- разработку либо организацию разработки проектов законов, направленных на устранение условий, способствующих коррупции, и представление их для внесения в качестве законодательной инициативы;

- организацию антикоррупционной экспертизы и проведение антикоррупционной экспертизы вступивших в законную силу республиканских законов и правовых актов органов государственной власти РТ;

- проведение антикоррупционной экспертизы федеральных законов и иных федеральных нормативных актов (при обнаружении в них существенных условий, создающих или облегчающих коррупционные проявления, результаты экспертизы передаются соответствующим республиканским органам власти);

- организацию антикоррупционной экспертизы и проведение антикоррупционной экспертизы проектов республиканских законов и правовых актов органов государственной власти РТ;

- подготовку предложений Президенту Республики Татарстан по оценке решений и действий лиц, занимающих государственные должности в системе республиканской государственной службы с точки зрения этики государственной службы с целью выявления и пресечения коррупционных проявлений;

- взаимодействие с органами, осуществляющими контроль над динамикой имущественного положения лиц, занимающих государственные должности в системе республиканской государственной службы;

- организацию и проведение мониторинга коррупции в Республике Татарстан;

- организацию антикоррупционного просвещения граждан в Республике Татарстан;

- сотрудничество с международными и иностранными правительственными и неправительственными организациями антикоррупционной направленности.

При реализации возложенных на него фунции антикоррупционный орган должен обеспечивать постоянное тесное взаимодействие с институтами гражданского общества, специализирующимися на противодействии коррупции. Речь идет не о "дежурных" декларациях о сотрудничестве, а о функциональной невозможности данного органа осуществлять свою деятельность без антикоррупционных общественных сил. Фактически речь идет о некоем эксперименте по опробованию новой философии публично-властной деятельности. Тем самым, с одной стороны, появляется гораздо больше возможностей для повышения эффективности антикоррупционной деятельности будущего органа. С другой стороны, создаются дополнительные гарантии от бесконтрольности самого этого органа.

3.2. Правовое регулирование антикоррупционной политики

Принципы правового регулирования антикоррупционной политики:

1. Антикоррупционная направленность - характеристика всего регионального правового поля, а не одного-двух антикоррупционных законов. Борьба с коррупцией законодательными мерами должна пронизывать все правовое поле Республики Татарстан, проявляться в целой системе законов, носящих, помимо прочего, антикоррупционную направленность.

2. Противодействие как коррупционерам, так и причинам коррупции. Законодательное регулирование должно отталкиваться от базовых принципов самой стратегии противодействия коррупции, одним из которых является сбалансированность инструментов борьбы против проявлений и причин коррупции.

3. Антикоррупционная оптимизация законотворческого процесса. Изменение порядка принятия законодательства, предполагающее принятие антикоррупционных стандартов законотворческого процесса.

4. Максимально полное использование ресурсов закона в целях проведения антикоррупционной политики.

Можно выделить следующие направления правового регулирования антикоррупционной политики.

Первое, институциональное оформление противодействия коррупции. В данном случае речь идет об использовании законодательства для запуска тех разделов Стратегии, которые связаны с определением специального органа противодействия коррупции, а также с проведением антикоррупционной реструктуризации органов власти.

Второе, антикоррупционная оптимизация административных процедур и методов государственного регулирования. Реализация данного направления правового регулирования предполагает внесение изменений в акты, способствующие коррупции. (В частности, в законодательство о земельных ресурсах, предусматривающее четкую и алгоритмизированную процедуру отвода земли и выделения земельных участков, ликвидацию дублирования в осуществлении контрольно-надзорных полномочий между органами власти Республики Татарстан и территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти).

Третье, легализация антикоррупционных мер и инструментов. Реализация данного направления правового регулирования предполагает принятие законодательства о ведомственных антикоррупционных программах, предписывающих проведение оценки коррупционных рисков в органах исполнительной власти и ранжирование органов власти по степени их коррупционных рисков.

Четвертое, закрепление побочных антикоррупционных инструментов. Реализация данного направления правового регулирования предполагает принятие законодательных актов, которые имеют косвенное антикоррупционное значение.