3.1. Орган реализации антикоррупционной политики
Идея определения на одном из этапов реализации антикоррупционной политики специализированного антикоррупционного органа, подчиненного непосредственно Президенту Республики Татарстан, основана на понимании борьбы с коррупцией как полноценной и имманентной современному государству функции. Речь идет о формировании и институализации постоянного направления государственной деятельности наподобие таких базовых функций, как экономика, безопасность, социальное обеспечение и др., т.е. о политике.
Целесообразно возложить на данный орган ответственность за:
- организацию разработки направлений, форм и методов антикоррупционной политики;
- контроль и содействие общественному контролю над реализацией государственной антикоррупционной политики;
- взаимодействие с республиканскими органами и организациями (отчасти федеральными, расположенными на территории Республики Татарстан) по проведению антикоррупционной политики;
- поддержку общественных объединений, чья деятельность направлена на борьбу с коррупцией; помощь в организации антикоррупционного фронта;
- разработку либо организацию разработки проектов законов, направленных на устранение условий, способствующих коррупции, и представление их для внесения в качестве законодательной инициативы;
- организацию антикоррупционной экспертизы и проведение антикоррупционной экспертизы вступивших в законную силу республиканских законов и правовых актов органов государственной власти РТ;
- проведение антикоррупционной экспертизы федеральных законов и иных федеральных нормативных актов (при обнаружении в них существенных условий, создающих или облегчающих коррупционные проявления, результаты экспертизы передаются соответствующим республиканским органам власти);
- организацию антикоррупционной экспертизы и проведение антикоррупционной экспертизы проектов республиканских законов и правовых актов органов государственной власти РТ;
- подготовку предложений Президенту Республики Татарстан по оценке решений и действий лиц, занимающих государственные должности в системе республиканской государственной службы с точки зрения этики государственной службы с целью выявления и пресечения коррупционных проявлений;
- взаимодействие с органами, осуществляющими контроль над динамикой имущественного положения лиц, занимающих государственные должности в системе республиканской государственной службы;
- организацию и проведение мониторинга коррупции в Республике Татарстан;
- организацию антикоррупционного просвещения граждан в Республике Татарстан;
- сотрудничество с международными и иностранными правительственными и неправительственными организациями антикоррупционной направленности.
При реализации возложенных на него фунции антикоррупционный орган должен обеспечивать постоянное тесное взаимодействие с институтами гражданского общества, специализирующимися на противодействии коррупции. Речь идет не о "дежурных" декларациях о сотрудничестве, а о функциональной невозможности данного органа осуществлять свою деятельность без антикоррупционных общественных сил. Фактически речь идет о некоем эксперименте по опробованию новой философии публично-властной деятельности. Тем самым, с одной стороны, появляется гораздо больше возможностей для повышения эффективности антикоррупционной деятельности будущего органа. С другой стороны, создаются дополнительные гарантии от бесконтрольности самого этого органа.
3.2. Правовое регулирование антикоррупционной политики
Принципы правового регулирования антикоррупционной политики:
1. Антикоррупционная направленность - характеристика всего регионального правового поля, а не одного-двух антикоррупционных законов. Борьба с коррупцией законодательными мерами должна пронизывать все правовое поле Республики Татарстан, проявляться в целой системе законов, носящих, помимо прочего, антикоррупционную направленность.
2. Противодействие как коррупционерам, так и причинам коррупции. Законодательное регулирование должно отталкиваться от базовых принципов самой стратегии противодействия коррупции, одним из которых является сбалансированность инструментов борьбы против проявлений и причин коррупции.
3. Антикоррупционная оптимизация законотворческого процесса. Изменение порядка принятия законодательства, предполагающее принятие антикоррупционных стандартов законотворческого процесса.
4. Максимально полное использование ресурсов закона в целях проведения антикоррупционной политики.
Можно выделить следующие направления правового регулирования антикоррупционной политики.
Первое, институциональное оформление противодействия коррупции. В данном случае речь идет об использовании законодательства для запуска тех разделов Стратегии, которые связаны с определением специального органа противодействия коррупции, а также с проведением антикоррупционной реструктуризации органов власти.
Второе, антикоррупционная оптимизация административных процедур и методов государственного регулирования. Реализация данного направления правового регулирования предполагает внесение изменений в акты, способствующие коррупции. (В частности, в законодательство о земельных ресурсах, предусматривающее четкую и алгоритмизированную процедуру отвода земли и выделения земельных участков, ликвидацию дублирования в осуществлении контрольно-надзорных полномочий между органами власти Республики Татарстан и территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти).
Третье, легализация антикоррупционных мер и инструментов. Реализация данного направления правового регулирования предполагает принятие законодательства о ведомственных антикоррупционных программах, предписывающих проведение оценки коррупционных рисков в органах исполнительной власти и ранжирование органов власти по степени их коррупционных рисков.
Четвертое, закрепление побочных антикоррупционных инструментов. Реализация данного направления правового регулирования предполагает принятие законодательных актов, которые имеют косвенное антикоррупционное значение.