Итоги 2000 года и первой половины 2001 года показали, что по-прежнему значительную долю (37%) в экономике Республики Татарстана занимают убыточные предприятия, имеющие признаки несостоятельности (банкротства). Согласно данным Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан по состоянию на 16 октября 2001 года общая сумма недоимки предприятий и организаций Республики Татарстан составила 7,7 млрд.рублей и пеней - 7,9 млрд.рублей.
В то же время, начиная с 1998 года по настоящее время, Правительством Российской Федерации, а также Правительством Республики Татарстан активно предпринимаются меры по досудебной санации организаций-должников путем предоставления права реструктуризации накопившейся задолженности в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. В условиях завершения в декабре 2001 года мероприятий по реструктуризации задолженности актуальной становится проблема финансового оздоровления организаций-должников, не воспользовавшихся или не сумевших воспользоваться предложенными государством условиями, а также финансовое оздоровление организаций-должников, не выдерживающих режим реструктуризации задолженности. В связи с этим необходимо активизировать применение мер судебной санации через институт несостоятельности (банкротства).
На сегодняшний день в Республике Татарстан одним из эффективных механизмов финансового оздоровления в ходе процедур несостоятельности (банкротства) является реструктуризация организаций-должников. Для целей Программы финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) в Республике Татарстан на 2002 год (далее - Программа) под реструктуризацией организации-должника в ходе процедур несостоятельности (банкротства) в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 октября 2000 года N 742 "О порядке реструктуризации социально значимых организаций-должников в целях их финансового оздоровления" понимаются действия по реструктуризации бизнеса путем создания на базе его имущества (за исключением имущества, не подлежащего включению в конкурсную массу) открытого акционерного общества с замещением в составе активов должника этого имущества на акции вновь образованного общества.
В то же время эффективно и в кратчайшие сроки реализовать механизм реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) без принятия конкретных мер финансовой поддержки не предоставляется возможным. Программа, предусматривающая государственные меры финансовой поддержки, направлена на активизацию мер судебной санации путем применения механизмов реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) под контролем государства.