На сегодняшний день объективно существует проблема непонимания сущности и необходимости применения процедур финансового оздоровления, связанная с новизной проблемы банкротства и отсутствием в течение длительного периода правоприменительной практики института банкротства как в целом в России, так и, в частности, в Республике Татарстан.
Таким образом, важнейшей государственной задачей является популяризация хода проведения и применения механизма финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства). При этом особую актуальность приобретает разъяснение значения процедур несостоятельности (банкротства) как эффективного метода финансового оздоровления организаций-должников. В Комитете разработан и реализуется перспективный план идеологического обеспечения процесса финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), разъяснительной работы с использованием электронных и печатных средств массовой информации Республики Татарстан.
В настоящий момент наблюдаются следующие тенденции, связанные с проведением процедур несостоятельности (банкротства) организаций-должников Республики Татарстан:
увеличение числа организаций-должников, в отношении которых Коллегией уполномоченных государственных представителей приняты решения об инициировании процедур несостоятельности (банкротства), в том числе отсутствующих должников;
увеличение числа участников процедур несостоятельности (банкротства);
расширения спектра организаций-кредиторов;
выявление фактов преднамеренного банкротства юридических лиц.
В сложившейся ситуации важными государственными задачами являются:
создание условий для повышения уровня квалификации арбитражных управляющих и управленческого персонала организаций-должников Республики Татарстан с учетом отраслевой специфики предприятий, находящихся в процедурах несостоятельности (банкротства);
создание условий для повышения уровня информированности кредиторов с целью принятия ими более обоснованных и взвешенных решений о проведении хода процедур несостоятельности на организациях-должниках Республики Татарстан;
создание условий для повышения качества арбитражного управления, включая формирование рейтинга арбитражных управляющих.
Для решения вышеперечисленных задач в 2002 году необходимо предусмотреть государственное финансирование следующих ключевых мероприятий:
издание методической литературы (сборников, буклетов) о практике применения механизма по финансовому оздоровлению организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) с целью разъяснения всем участникам процессов финансового оздоровления его основных принципов, подходов по реализации и норм действующего законодательства;
издание периодической специальной литературы по вопросам проведения финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства);
проведение постоянно действующих выездных семинаров о практике применения процедур реструктуризации организаций-должников в районах Республики Татарстан с целью разъяснения основных принципов государственной политики по финансовому оздоровлению на местах;
проведение республиканских, межрегиональных и общероссийских конференций по вопросам, связанным со спецификой осуществления процедур финансового оздоровления организаций-должников каждой отдельной отрасли;
организация регулярных "круглых столов" с участием представителей министерств Республики Татарстан, Комитета, руководителей предприятий и других заинтересованных сторон с целью обсуждения комплекса мер, направленных на финансовое оздоровление соответствующей отрасли экономики Республики Татарстан;
систематическая и целенаправленная работа со средствами массовой информации, включающая в себя регулярные публикации сведений, подготовку и выпуск телевизионных передач, размещение информации в Интернете о ходе процедур финансового оздоровления на социально значимых предприятиях Республики Татарстан, включая регулярное освещение информации о рейтинге арбитражных управляющих;
проведение курсов по обучению и переподготовке арбитражных управляющих и управленческого персонала организаций-должников с целью повышения уровня квалификации.
Таким образом, государственное финансирование вышеуказанных мероприятий в 2002 году позволит:
качественно повысить квалификационный уровень всех участников процессов, связанных с проведением финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства);
создать условия для повышения эффективности взаимодействия всех участников данных процессов;
усилить работу по формированию адекватного общественного мнения о целесообразности и практике применения процедур несостоятельности (банкротства).