Недействующий

Об утверждении Программы финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) в Республике Татарстан на 2002 год (утратило силу)

3.3. Сохранение государственной доли в уставном капитале предприятий,
создаваемых путем реструктуризации организаций-должников в ходе
процедур несостоятельности (банкротства)


В настоящее время существует ряд предприятий, имеющих просроченную кредиторскую задолженность в бюджеты разных уровней и представляющих особую значимость для экономики и промышленности Республики Татарстан. В первую очередь к ним относятся:

предприятия, осуществляющие производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в нем, а также обеспечивающие национальную безопасность Республики Татарстан и Российской Федерации (в том числе, предприятия, обремененные мобилизационными мощностями);

предприятия, осуществляющие социально значимую деятельность;

бюджетообразующие предприятия.

В целях вывода предприятий из кризисного состояния необходимо проведение реструктуризации вышеуказанных организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства). В то же время механизм реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) предусматривает смену собственника. Учитывая необходимость сохранения государственного контроля над деятельностью предприятий оборонного, агропромышленного комплексов, объемов коммунального хозяйства, обеспечивающих экономическую и национальную безопасность Республики Татарстан, в уставном капитале ряда предприятий целесообразно сформировать государственную долю.

Вместе с тем погашение задолженности данных предприятий перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами путем прямой передачи государству ценных бумаг юридических лиц, образованных в результате реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), не представляется возможным в связи с тем, что в соответствии с налоговым и бюджетным законодательствами Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей должно носить исключительно денежный характер (ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, статей 8 и 45 части I Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ).

Для решения данной проблемы необходимо обеспечить приобретение государством пакета ценных бумаг новых юридических лиц, образованных в результате реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), в порядке, установленном действующим законодательством. При приобретении государством пакета ценных бумаг новых юридических лиц, образованных в результате реструктуризации, часть средств, вырученных организацией-должником на торгах (конкурсе), объективно будет направлена в бюджет и внебюджетные фонды в виде погашения просроченной кредиторской задолженности.

Принятие решений о целесообразности сохранения или формирования государственной доли в уставном капитале вновь созданных обществ, образованных путем реструктуризации вышеуказанных организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), относится к компетенции министерств Республики Татарстан, осуществляющих государственное регулирование их деятельности совместно с Комитетом, осуществляющим контроль над ходом процедур несостоятельности (банкротства) организаций-должников.

Участие государства в уставном капитале юридических лиц, образованных путем реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), позволит:

блокировать решения, противоречащие государственным интересам;

формировать органы управления, отражающие позицию государства.

Государственное финансирование данного направления в целях сохранения государственной доли в уставном капитале новых юридических лиц, образованных в результате реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), путем приобретения государством ценных бумаг указанных предприятий в порядке, предусмотренном действующим законодательством, позволит:

обеспечивать государственный контроль над принятием решений, касающихся производственно-хозяйственной деятельности указанных предприятий, их дальнейшего развития;

получать государству прибыль от деятельности указанных обществ в виде дивидендов;

реализовывать в будущем потенциальным покупателям пакеты акций обществ, принадлежащих государству, по более высокой цене с учетом увеличения их инвестиционной привлекательности;

создавать условия для погашения организациями-должниками просроченной кредиторской задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.