В настоящее время существует ряд предприятий, имеющих просроченную кредиторскую задолженность в бюджеты разных уровней и представляющих особую значимость для экономики и промышленности Республики Татарстан. В первую очередь к ним относятся:
предприятия, осуществляющие производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в нем, а также обеспечивающие национальную безопасность Республики Татарстан и Российской Федерации (в том числе, предприятия, обремененные мобилизационными мощностями);
предприятия, осуществляющие социально значимую деятельность;
бюджетообразующие предприятия.
В целях вывода предприятий из кризисного состояния необходимо проведение реструктуризации вышеуказанных организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства). В то же время механизм реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) предусматривает смену собственника. Учитывая необходимость сохранения государственного контроля над деятельностью предприятий оборонного, агропромышленного комплексов, объемов коммунального хозяйства, обеспечивающих экономическую и национальную безопасность Республики Татарстан, в уставном капитале ряда предприятий целесообразно сформировать государственную долю.
Вместе с тем погашение задолженности данных предприятий перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами путем прямой передачи государству ценных бумаг юридических лиц, образованных в результате реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), не представляется возможным в связи с тем, что в соответствии с налоговым и бюджетным законодательствами Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей должно носить исключительно денежный характер (ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, статей 8 и 45 части I Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ).
Для решения данной проблемы необходимо обеспечить приобретение государством пакета ценных бумаг новых юридических лиц, образованных в результате реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), в порядке, установленном действующим законодательством. При приобретении государством пакета ценных бумаг новых юридических лиц, образованных в результате реструктуризации, часть средств, вырученных организацией-должником на торгах (конкурсе), объективно будет направлена в бюджет и внебюджетные фонды в виде погашения просроченной кредиторской задолженности.
Принятие решений о целесообразности сохранения или формирования государственной доли в уставном капитале вновь созданных обществ, образованных путем реструктуризации вышеуказанных организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), относится к компетенции министерств Республики Татарстан, осуществляющих государственное регулирование их деятельности совместно с Комитетом, осуществляющим контроль над ходом процедур несостоятельности (банкротства) организаций-должников.
Участие государства в уставном капитале юридических лиц, образованных путем реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), позволит:
блокировать решения, противоречащие государственным интересам;
формировать органы управления, отражающие позицию государства.
Государственное финансирование данного направления в целях сохранения государственной доли в уставном капитале новых юридических лиц, образованных в результате реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), путем приобретения государством ценных бумаг указанных предприятий в порядке, предусмотренном действующим законодательством, позволит:
обеспечивать государственный контроль над принятием решений, касающихся производственно-хозяйственной деятельности указанных предприятий, их дальнейшего развития;
получать государству прибыль от деятельности указанных обществ в виде дивидендов;
реализовывать в будущем потенциальным покупателям пакеты акций обществ, принадлежащих государству, по более высокой цене с учетом увеличения их инвестиционной привлекательности;
создавать условия для погашения организациями-должниками просроченной кредиторской задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.