Недействующий

Об утверждении Программы финансового оздоровления организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) в Республике Татарстан на 2002 год (утратило силу)

3.1. Создание организационно-экономических условий для эффективной
реализации мероприятий по реструктуризации организаций-должников
в ходе процедур несостоятельности (банкротства)

Реализация мероприятий по реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства), как показывает опыт, является затратным механизмом, и во многих случаях осуществить реструктуризацию за счет собственных средств организаций-должников не представляется возможным. Безусловно, данные обстоятельства влияют на эффективность, качество и сроки выполнения мероприятий по реструктуризации. Как правило, предприятие вынуждено сначала изыскать внутренние резервы или в кратчайшие сроки реализовать неиспользуемые или неэффективно используемые активы с целью получения реального источника финансирования программы финансового оздоровления организации-должника.

В целях последовательной проработки и реализации мероприятий по реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) необходимо квалифицированно и качественно выполнить целый перечень работ, требуемый в соответствии с действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Так, в период процедуры наблюдения, введенной арбитражным судом в отношении организации-должника, основной объем работ связан со следующими мероприятиями:

проведение анализа финансово-экономического состояния должника (включая инвентаризацию имущества должника, проведение предварительной экспресс-оценки имущества по учетным данным предприятия, экспертизы бухгалтерской отчетности предприятия, анализ дебиторской и кредиторской задолженностей, а также положения предприятия на товарных рынках, проведение работ по выявлению наличия (отсутствия) признаков преднамеренного/фиктивного банкротства, подготовку заключения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия, составление отчета временного управляющего, экспертизу имеющихся в наличии и восстановление отсутствующих на предприятии правоустанавливающих документов т.д.);

работа с кредиторами (включая составление и ведение реестра кредиторов, анализ договоров с контрагентами о правомочности выставления требований последними, рассмотрение заявленных требований кредиторов на предмет обоснованности и составления обоснованного отказа и т.д.);

подготовка и организация проведения первого собрания кредиторов (включая составление списка кредиторов для рассылки уведомлений о проведении собраний кредиторов, подготовку бюллетеней для голосования, протоколов регистрации участников и счетной комиссии, обеспечение специалистами, осуществляющими работу по проверке правомочности представителя кредитора на первом собрании кредиторов и т.д.);

организационно-техническое обеспечение хода процедур наблюдения (включая организацию работы по обеспечению сохранности активов должника, уведомление руководителя должника и собственника о нормах действующего законодательства, осуществление аудио-, видеозаписи собраний кредиторов организации-должника и других мероприятий).

В период процедуры внешнего управления, введенной арбитражным судом в отношении организации-должника, основной объем работ связан со следующими основными мероприятиями:

организация работы по обеспечению сохранности и поиску активов должника (включая организацию работы по взысканию дебиторской задолженности, поиск и возврат имущества из незаконного чужого владения, подготовка и рассылка запросов в государственные органы о возможных имущественных правах должника и т.д.);

организация работы по подготовке и составлению плана внешнего управления (включая сбор и проведение экспертной оценки бухгалтерской документации и при необходимости восстановление последней, необходимой для составления плана внешнего управления, разработку конкретных механизмов реструктуризации предприятия, составление (калькуляция) сметы расходов на процедуру внешнего управления и т.д.);

разработка стратегии развития нового юридического лица, образованного на базе имущества должника (включая разработку и внедрение организационной и производственной структур нового юридического лица, рыночно-ориентированной системы управления организацией, маркетинговой стратегии предприятия и возможности освоения и производства новых эффективных видов продукции, разработку финансового плана нового юридического лица, образованного на базе имущества должника, на ближайшую перспективу и бизнес-плана на ближне- (1-2 года) и среднесрочную (3-5 лет) перспективу, разработку стратегии развития организации на долгосрочную перспективу (5-20 лет).

организация работы по регистрации нового юридического лица (включая разработку пакета учредительных документов создаваемого юридического лица, подготовку и подачу уведомления в Татарстанское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о создании нового юридического лица, регистрацию пакета учредительных документов создаваемого юридического лица в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Татарстан, осуществление государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций в Региональном отделении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации в Республике Татарстан и т.д.).

А также в период процедуры конкурсного производства, открытой арбитражным судом в отношении организации-должника, помимо работ организационно-правового характера, основная деятельность арбитражного управляющего связана с осуществлением следующих мероприятий:

поиск потенциальных инвесторов нового юридического лица, образованного на базе имущества должника;

организация и проведение торгов по реализации ценных бумаг нового юридического лица, образованного на базе имущества должника;

ликвидация организации-должника.

В целях реализации вышеперечисленных мероприятий необходимо привлечение квалифицированных экспертов и использование соответствующих антикризисных технологий.

Результаты проведенного анализа финансового состояния организаций-должников Республики Татарстан, в отношении которых применен механизм реструктуризации в ходе процедур несостоятельности (банкротства), показывают, что на момент введения в отношении их процедур несостоятельности в структуре активов предприятий в среднем 46,2% занимают основные средства и 32% - оборотные активы. В составе самих оборотных активов 45,5% составляют запасы, 34% - дебиторская задолженность с низкой вероятностью взыскания, и только 0,05% - денежные средства.

   Таким образом, отсутствие оборотных средств, с одной стороны, не позволяет организациям-должникам нормализовать производственно-хозяйственную деятельность, с другой стороны, - разработать и планомерно реализовать мероприятия по реструктуризации организации-должника в ходе процедур несостоятельности (банкротства), которые способствовали бы выходу данных предприятий из кризисной ситуации.

В целях решения данной проблемы, необходимо создав условия как по нормализации производственно-хозяйственной деятельности организаций-должников, находящихся в процедурах несостоятельности (банкротства), включая условия для погашения задолженности по заработной плате, так и по созданию экономических условий для эффективного применения механизма реструктуризации предприятий.

Государственная поддержка организаций-должников осуществляется путем выделения организациям-должникам государственных субсидий в размере до 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на погашение части процентной ставки по выданному банковскому кредиту. Государственная поддержка осуществляется лишь в отношении организаций-должников, которые смогут вести безубыточную деятельность после их реструктуризации в ходе процедур несостоятельности (банкротства). Такое заключение делается в результате рассмотрения совместными отраслевыми комиссиями по восстановлению платежеспособности предприятий путем замещения активов программ мероприятий по финансовому оздоровлению организаций-должников, которые впоследствии утверждаются постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан.

Таким образом, данный механизм финансирования мероприятий по реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства) позволит создать благоприятные стартовые условия для финансового оздоровления организаций-должников Республики Татарстан в ходе процедур несостоятельности (банкротства):

привлечь инвестиционные ресурсы коммерческих банков в сферу кризисных предприятий, находящихся в процедурах несостоятельности (банкротства);

привлечь квалифицированных экспертов и использовать соответствующие антикризисные технологии для разработки и реализации мероприятий по реструктуризации организаций-должников в ходе процедур несостоятельности (банкротства).