ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2011 года № 315-ПП

О Концепции внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях Мурманской области «Электронная школа Мурманской области» на 2011-2013 годы


В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 № Пр-212, в целях совершенствования процессов информатизации в общеобразовательных учреждениях Мурманской области Правительство Мурманской области постановляет:  

1. Утвердить прилагаемую Концепцию внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях Мурманской области «Электронная школа Мурманской области» на 2011-2013 годы (далее - Концепция).

2. Министерству образования и науки Мурманской области в срок до 01.09.2011 разработать и утвердить план мероприятий по реализации Концепции в общеобразовательных учреждениях Мурманской области.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области разработать и утвердить соответствующие планы мероприятий по реализации Концепции.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко



Утверждена
постановлением Правительства
Мурманской области
От 24.06.2011 № 315-ПП


КОНЦЕПЦИЯ
внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях Мурманской области «Электронная школа Мурманской области» на 2011-2013 годы


Общие положения


Настоящая концепция(1) внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях Мурманской области «Электронная школа Мурманской области» на 2011-2013 годы (далее - Концепция) определяет основные принципы и подходы, на основе которых планируются и реализуются отдельные мероприятия и комплексы мероприятий в данной сфере, в том числе соответствующие разделы ДЦП «Развитие образования Мурманской области на 2011-2015 годы», ДЦП «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Мурманской области на 2011-2013 годы»,  программы развития образования в муниципальных образованиях Мурманской области, программы информатизации отдельных общеобразовательных учреждений и т.д.

_________________________

(1) В рамках настоящего документа термин «концепция» используется для обозначения ведущего замысла, стратегии и конкретных действий по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс общеобразовательных учреждений Мурманской области на период 2011 - 2013 гг.  

Методологической основой Концепции являются ключевые положения «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации»:

- обеспечение гарантии свободного доступа граждан к информации - важнейшая задача государства;

-  высокие технологии, в т.ч. информационно-коммуникационные (далее - ИКТ), являются основой социально - экономического развития страны;

- необходимость ускорения развития ИКТ, в том числе посредством совместных усилий органов власти всех уровней, бизнеса, гражданского общества.

Концепция планируется к реализации в 2011 - 2013 годах в системе общего образования Мурманской области.

Нормативной правовой основой реализации Концепции являются:    

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

- Закон Мурманской области от  19.12.2005  № 707-01-ЗМО «Об образовании в Мурманской области»;

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ от 07.02.2008 № Пр-212);

- Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р);

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61);

- Долгосрочная целевая программа «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Мурманской области на 2011-2013 годы» (утверждена постановлением  Правительства Мурманской области от 15.09.2010 № 424-ПП/14);

- Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Мурманской области на 2011-2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 15.09.2010 № 419-ПП/14).

I. Основные предпосылки разработки Концепции  


Для развития информационного общества в Российской Федерации, в целях продолжения начатых социально-экономических реформ, неуклонного роста качества жизни населения и дальнейшего упрочения образа России как современного и развитого государства, необходимы компетентные, ответственные, готовые жить и работать на благо России граждане, умеющие мыслить и действовать самостоятельно, уверенно владеющие современными  информационно-коммуникационными технологиями и легко адаптирующиеся к стремительно изменяющимся информационным потокам, способные решать сложные практические задачи, используя приобретаемый опыт.

В этих условиях одной из приоритетных задач общеобразовательной школы становится повышение качества образования, в т.ч.  на основе развития и использования ИКТ, формирование информационного капитала личности. Для этого необходимо создание  единого образовательного информационного пространства, позволяющего сформировать у школьника ИКТ-компетенции, современные взгляды на жизнь в условиях всеобщей доступности информации, понимание инновационных технологий как неотъемлемой составляющей своей повседневной жизни.

Данные компетенции формируются при  целенаправленной и рациональной интеграции ИКТ в образовательный процесс как эффективного инструмента развития современных форм и методов обучения.

ИКТ является  средством ликвидации существующего на сегодняшний день в Российской Федерации «цифрового неравенства»: «…разница в информационной подготовке, информационных возможностях, которые существуют между людьми, живущими в нашей стране, и создаёт так называемый информационный разрыв, или цифровой разрыв, цифровое неравенство. Когда те, кто живут в крупном столичном городе, обладают практически любыми возможностями и по доступу в Интернет, и по использованию мобильных средств связи, а те, кто живут в небольших населённых пунктах, не обладают практически никакими»(2).

_________________________

(2) Вступительное слово Президента России Д.А. Медведева на заседании президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», 17 июля 2008 года, Петрозаводск.

В Мурманской области созданы основы для реализации Концепции: обеспечены нормативное правовое регулирование вопросов информатизации, бесперебойный доступ школ к ресурсам сети Интернет, целенаправленно осуществляется оснащение образовательных учреждений современным оборудованием, создана система повышения квалификации педагогических работников, реализованы в отдельных образовательных учреждениях проекты по информатизации образования.

Таким образом, при разработке Концепции была выбрана стратегическая линия: обеспечение всех школьников равным доступом к качественному образованию, повышение результативности образовательного процесса за счет информатизации, реализация современной системы образовательных приоритетов, обеспечивающих конкурентоспособность выпускника российской школы на глобальном и внутреннем рынке труда.

II. Современное состояние информатизации образования в общеобразовательных учреждениях Мурманской области


При создании концепции внедрения ИКТ в систему общего образования Мурманской области учитывалось, что за последние годы в регионе проведена значительная по объему работа по информатизации системы общего образования.

Мурманская область занимает 4 место в рейтинге готовности регионов Российской Федерации к информационному обществу по подиндексу «ИКТ в образовании» (2008-2009).

Вместе с тем по ряду показателей регион в десятку лидеров не входит:

- число ПК, используемых в учебном процессе, - 14 место;

- доля школ, имеющих веб-сайт, - 16 место;

- доля школ, имеющих электронную библиотеку, - 23 место.

За последнее время, по указанным показателям отмечена существенная  позитивная динамика. В частности, значительно повысился уровень обеспеченности компьютерной техникой обучающихся 1-11 классов школ Мурманской области: с 32 человек на компьютер в 2005 году до 12,5  по состоянию на 1 сентября 2010 года. Уровень обеспеченности компьютерной техникой учащихся 7-11 классов улучшился с 15 человек на компьютер в 2005 году до 4 в 2010 году.                                                                                            

Однако внедрение в общеобразовательных учреждениях Мурманской области современных информационных ресурсов и оборудования проходит неравномерно и часто бессистемно.

Доля учреждений, имеющих кабинеты основ информатики и вычислительной техники в общеобразовательных учреждениях, составляет 93,5%. При этом 25% ПК в школах старше 5 лет, 9,9% ПК - старше 9 лет, 18% ПК оснащены мониторами с электронно-лучевыми трубками.

Половина  общеобразовательных учреждений имеет единые школьные локальные вычислительные сети. В 71,1% школ имеются выделенные сервера. 66% школьных компьютеров объединены в локальные вычислительные сети.

Оборудование видеоконференцсвязи имеется в 22,8% школ, поливалентные залы - в 3,6% школ, мультимедийные лингафонные классы - в 14,7% школ; средняя обеспеченность интерактивными досками составляет 2,4 шт. на 1 школу, однако при этом  в 19,3% школ нет ни одной интерактивной доски.

Все школы, подключенные в 2006-2007 годах в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» к ресурсам сети Интернет, сохранили гарантированный неограниченный доступ к сети Интернет, управляемый централизованной системой контент-фильтрации.

С ноября 2008 года обеспечение образовательных учреждений доступом к ресурсам сети Интернет осуществляется за счет финансовых средств Мурманской области: 2008 год - 0,675 млн. руб., 2009 год - 6,4 млн. руб., 2010 год - 12,4 млн. руб.

Скорость доступа к сети Интернет увеличена в 2011 году по сравнению с 2006-2009 годами в 2 раза в 16,3% школ и составляет 256 Кбит/с, в 4 раза - в 27,8% школ (512 Кбит/с), в 8 раз - в 54,5% школ (1024 Кбит/с).

К сети Интернет подключены 70% ПК, занятых в образовательном процессе.

Наличие доступа к ресурсам сети Интернет в общеобразовательных учреждениях позволило расширить спектр дистанционного образования. Так доля учащихся 5-11 классов, занятых дистанционным образованием, выросла с 2007 года в 2,5 раза и составляет  10,9%.

Доля общеобразовательных учреждений, использующих в образовательном процессе электронные образовательные ресурсы, - 97,2%. 24,5% уроков проводится с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Вместе с тем средняя скорость передачи данных менее 1024 Кбит/с не позволяет эффективно использовать современные электронные образовательные ресурсы, не позволяет организовать одновременное эффективное подключение к Интернет-ресурсам нескольких рабочих мест, масштабно внедрять дистанционное образование.

Доля учителей, систематически использующих ИКТ в образовательном процессе, - 45,2%. Доля работников общеобразовательных учреждений, имеющих базовые навыки использования информационно-коммуникационных технологий, - 80%. В течение последних 3 лет повысили свою квалификацию 57,5% административных работников и 42,1% педагогических работников школ. Сертификацию компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности прошли 8,4% педагогических работников. 70% общеобразовательных учреждений используют информационные системы для управленческой деятельности.

Несмотря на достигнутые результаты в области информатизации образования, имеются проблемы, требующие комплексного решения:

-  недостаточная оснащенность образовательных учреждений современными средствами информатизации, низкие темпы обновления парка компьютерной техники;

- недостаточная скорость доступа к сети Интернет общеобразовательных учреждений, неразвитость сетей широкополосного доступа в отдаленных районах региона;

- зависимость темпов и уровня информатизации образования от компетентности педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений;

-  большой разброс в уровнях информатизации общеобразовательных учреждений.

Таким образом, в Мурманской области есть обоснованная потребность и реальные предпосылки для ускорения процесса информатизации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Мурманской области.

III.Основные цели, задачи и основные направления информатизации образования в общеобразовательных учреждениях Мурманской области

Основная (стратегическая) цель информатизации образования в общеобразовательных учреждениях: создание условий для подготовки участников образовательного процесса к полноценной жизни и деятельности в информационном обществе, повышение качества образования посредством интенсивного внедрения и рационального использования ИКТ в образовательный процесс.

Для достижения данной цели предполагается осуществление соответствующих задач в следующих основных направлениях.

1. Нормативное правовое обеспечение процессов информатизации образования.

1.1. Разработка нормативных правовых актов, регулирующих организационно-правовые аспекты использования ИКТ в образовательном процессе.

1.2. Разработка комплекта нормативно-правовых актов, регулирующих выполнение первоочередных государственных и муниципальных услуг в сфере  образования в электронном виде, предоставляемых государственными областными общеобразовательными учреждениями и муниципальными общеобразовательными учреждениями.

2.  Оснащение образовательных учреждений средствами информатизации.

2.1. Наращивание и регулярное обновление технических средств информатизации  общеобразовательных учреждений.

2.2. Обеспечение ресурсных центров современными средствами информатизации.

2.3. Обеспечение общеобразовательных учреждений широкополосным доступом к ресурсам сети Интернет на скорости не ниже 10 Мбит/с.

2.4. Развитие единых локальных вычислительных сетей общеобразовательных учреждений.

2.5. Оснащение общеобразовательных учреждений области лицензионным программным обеспечением.

2.6. Информационное и техническое оснащение ресурсного центра дистанционного обучения для одаренных детей, ресурсного центра дистанционного обучения для детей-инвалидов.

2.7. Обеспечение технической поддержки использования свободного программного обеспечения.

2.8. Обеспечение мер по исключению доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания обучающихся.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»