Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2010 года № 419-ПП/14

О долгосрочной целевой программе «Развитие образования Мурманской области на 2011 - 2015 годы»

(с изменениями на 24 ноября 2011 года)

 
_______________________________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2012 на основании
 постановления Правительства Мурманской области от 30 сентября 2011 года № 481-ПП
______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Мурманской области от 10 февраля 2011 года № 37-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 30 мая 2011 года № 267-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 4 октября 2011 года № 505-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 10 октября 2011 года № 520-ПП/2

постановлением Правительства Мурманской области от 24 ноября 2011 года № 592-ПП

_______________________________________________________________________________

В целях обеспечения реализации мероприятий национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 309-ПП «О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации», постановлением Правительства Мурманской области от 27.11.2009 № 551-ПП/20 «О разработке долгосрочной целевой программы «Развитие образования Мурманской области» на 2011 - 2015 годы», постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2009 № 602-ПП/22 «О разработке долгосрочной целевой программы «Комплексная безопасность учреждений системы образования» на 2011-2015 годы» Правительство Мурманской области  постановляет:  


1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие образования Мурманской области» на 2011 - 2015 годы (далее - Программа).

2. Министерству финансов Мурманской области (Кирилова Т.В.) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2011 - 2015 годы ассигнования на реализацию Программы.

3. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям Мурманской области принять участие в реализации согласованных мероприятий Программы.

4. Контроль за исполнением Программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А.

Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко


Утверждена
постановлением Правительства
Мурманской области
от 15.09.2010 № 419-ПП/14
(с изменениями постановления Правительства
Мурманской области от 24.11.2011 № 592-ПП)

 

Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Мурманской области» на 2011 - 2015 годы


Мурманск
2010

Паспорт

     

Наименование программы

-

«Развитие образования Мурманской области» на 2011 - 2015 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения

-


-

постановление Правительства Мурманской области от 27.11.2009 № 551-ПП/20 «О разработке долгосрочной целевой программы «Развитие образования Мурманской области» на 2011-2015 годы»;

постановление Правительства Мурманской области от 25.12.2009 № 602-ПП/22 «О разработке долгосрочной целевой программы «Комплексная безопасность учреждений системы образования» на 2011-2015 годы»

Государственные заказчики
(позиция в редакции постановления Правительства   

-

Министерство образования и науки Мурманской области;

Мурманской области от 10.02.2011 № 37-ПП)

-

Министерство строительства и территориального развития  Мурманской области;

-

Министерство имущественных отношений Мурманской области;

-

Управление внутренних дел по Мурманской области;

-

Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Мурманской области;

-

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области

Государственный заказчик-координатор

-

Министерство образования и науки Мурманской области

Основные разработчики Программы

-

Министерство образования и науки Мурманской области;

-

муниципальные органы управления образованием;

-

Управление внутренних дел по Мурманской области;

-

Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Мурманской области;

-

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области

Цель Программы


     -

Основная цель Программы:

совершенствование социальных отношений через систему образования Мурманской области

Перечень подпрограмм

-

Подпрограмма «Модернизация образования Мурманской области»;

-

Подпрограмма «Развитие приоритетных направлений подготовки кадров, научно-технической сферы»;

-

Подпрограмма «Формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»;

-

Подпрограмма «Комплексная безопасность учреждений системы образования»

Цели и задачи подпрограмм

-

















-









-









-


Основные цели и задачи подпрограммы «Модернизация образования Мурманской области»:

- повышение доступности качественного образования для всех категорий обучающихся;

- развитие инфраструктуры системы образования;

- развитие системы поддержки талантливых детей;

- обновление содержания и технологий обучения и воспитания на всех уровнях образования, введение федеральных государственных образовательных стандартов;

- развитие новых организационно-финансовых механизмов через внедрение методов и процедур управления по результатам, расширение самостоятельности школ;

- совершенствование учительского корпуса;

- развитие региональной системы оценки качества образования

Основная цель и задачи подпрограммы «Развитие приоритетных направлений подготовки кадров, научно-технической сферы»:

Создание условий для устойчивого развития научно-технической сферы Мурманской области, кадрового потенциала:

- формирование структуры подготовки кадров, адекватной потребностям экономики и социальной сферы области;

- увеличение объемов подготовки по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда;

- определение и поддержка приоритетных направлений научной деятельности, привлечение молодёжи к научной деятельности

Основная цель и задачи подпрограммы «Формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»:

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, студентов:

- привлечение детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом;

- создание условий для оздоровления, отдыха, полезной занятости, рационального использования каникулярного времени детей и подростков

Основная цель и задачи подпрограммы «Комплексная безопасность учреждений системы образования»:

Создание современной инфраструктуры учреждений системы образования, обеспечивающей комфортные и безопасные условия ведения образовательного процесса:

- обеспечение пожарной и электрической безопасности;

- обеспечение выполнения требований строительных и санитарных правил и норм, требований охраны труда в государственных областных и муниципальных учреждениях системы образования;

- обеспечение антитеррористической и противокриминальной защищенности образовательных учреждений;

- обеспечение энергетической эффективности при эксплуатации зданий образовательных учреждений, оптимального температурного режима, комфортных условий пребывания;

- обеспечение безопасности обучающихся и воспитанников при организации перевозок;

- внедрение современных моделей организации питания обучающихся, позволяющих обеспечить школьников доступным, качественным, полезным питанием

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

-


































-



















-





-



Подпрограмма «Модернизация образования Мурманской области»:

1.  Удельный вес старшеклассников, обучающихся по программам профильного и углубленного обучения, от общего количества старшеклассников, до 100 %.

2.  Доля школьников начальных классов, обучающихся по общеобразовательным программам, реализующим ФГОС второго поколения, от общего количества школьников, до 100 %.

3.  Количество детей-инвалидов, обучающихся на дому, получающих образование по основным и дополнительным программам дистанционного образования, до 100 %.

4. Доля школьников, обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, от общего количества школьников, до 95 %.

5. Удельный вес численности педагогических работников, прошедших аттестацию в новой форме, от общей численности педагогических и руководящих работников, до 80 %.

6. Соотношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учителей к среднемесячной начисленной заработной плате в экономике, до 95 %.

7. Число эффективных сетевых профессиональных сообществ, оказывающих значимое положительное влияние на профессиональный рост учителей и повышение качества образования, до 15 единиц.

8. Удельный вес обучающихся, охваченных диагностикой готовности обучения на следующей ступени, от общего количества обучающихся, до 75 %.

9. Удельный вес услуг, оказываемых в сфере образования в электронном виде, в общем объеме услуг, оказываемых в сфере образования, до 61 %.

10. Увеличение доли обучающихся в объединениях технического и эколого-биологического направлений от общего количества обучающихся, занятых в объединениях дополнительного образования детей, до 25 %.

11. Рост числа дошкольных образовательных учреждений по отношению к базовому показателю (2010 год) до 105 %.
 (пункт дополнен постановлением Правительства Мурманской области от 10.02.2011 № 37-ПП)     

Подпрограмма «Развитие приоритетных направлений профессиональной подготовки кадров, научно-технической сферы»:

1.   Доля выпускников очной формы обучения государственных областных образовательных учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования, до 70 %.

2. Доля выпускников очной формы обучения государственных областных образовательных учреждений среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, до 72 %.

3. Доля государственных учреждений профессионального образования, в разработке профессиональных программ которых принимали участие бизнес-структуры, от общего количества государственных образовательных учреждений профессионального образования, до 85 %.

4. Доля молодых исследователей, имеющих учёную степень, до 13 %.

5. Количество объектов интеллектуальной собственности, внедренных в производство в Мурманской области, до 14 единиц.

6.  Количество хозяйствующих обществ, реализующих в учреждениях высшего профессионального образования и науки Мурманской области результаты интеллектуальной деятельности, до 7 единиц.

Подпрограмма «Формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»:

1.  Доля обучающихся, направленных в санаторно-оздоровительные учреждения, от общего количества оздоровленных детей, до 20 %.

2. Удельный вес подростковой преступности в общем объеме совершенных преступлений, до 5,8 %.

Подпрограмма «Комплексная безопасность учреждений системы образования»:

1. Доля зданий образовательных учреждений, в которых сигнал срабатывания автоматической пожарной сигнализации выведен на пульты пожарных частей и охранных подразделений, до 80 %.

2. Увеличение к 2015 году доли образовательных учреждений, относящихся к первой группе по санитарно-гигиенической характеристике, по дошкольным учреждениям - с 63% до 75%, по общеобразовательным учреждениям - с 43% до 70%.

3. Доля образовательных учреждений, оснащенных системами видеонаблюдения, до 85 %.

4. Снижение уровня потребления энергоносителей в образовательных учреждениях, на 19 %.

5. Доля автотранспорта, используемого для перевозки обучающихся и воспитанников, соответствующего ГОСТ Р-51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические условия», до 100 %.

6. Доля школьников и студентов, обеспеченных организованным одноразовым горячим питанием, до 92 %.

Сроки и этапы реализации Программы

период с 2011 по 2015 годы (включительно):
     
I этап:  2011 - 2012 годы - основной этап;
     
II этап: 2013 - 2015 годы - завершающий этап

Объемы и источники финансирования
(позиция в редакции постановления Правительства Мурманской области от 24.11.2011 № 592-ПП)

 

 

 

-

средства федерального, областного и местных бюджетов, привлеченные средства:

всего - 7574587,1 тыс. руб.,

в том числе:

2011 - 1280517,8 тыс. руб.;

2012 - 1806828,5 тыс. руб.;

2013 - 1414776,8 тыс. руб.;

2014 - 1583139,0 тыс. руб.;

2015 - 1489325,0 тыс. руб.;

федеральный бюджет - 91840,0 тыс. руб.,

в том числе:

2011 - 81340,0 тыс. руб.;

2012 - 4500,0 тыс. руб.;

2013 - 4000,0 тыс. руб.;

2014 - 1000,0 тыс. руб.;

2015 - 1000,0 тыс. руб.;

областной бюджет - 3973240,4 тыс. руб.,

в том числе:

2011 - 763637,1 тыс. руб.;

2012 - 923657,5 тыс. руб.;

2013 - 650430,8 тыс. руб.;

2014 - 877736,0 тыс. руб.;

2015 - 757779,0 тыс. руб.;

местные бюджеты - 3499767,7 тыс. руб.,

в том числе:

2011 - 434826,7 тыс. руб.;

2012 - 876425,0 тыс. руб.;

2013 - 757690,0 тыс. руб.;

2014 - 701906,0 тыс. руб.;

2015 - 728920,0 тыс. руб.;

внебюджетные средства - 9739,0 тыс. руб.,

в том числе:

2011 - 714,0 тыс. руб.;

2012 - 2246,0 тыс. руб.;

2013 - 2656,0 тыс. руб.;

2014 - 2497,0 тыс. руб.;

2015 - 1626,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Результатами реализации Программы станет:
     
подпрограмма
«Модернизация образования Мурманской области»:

1. Обеспечение доступности качественного образования для всех категорий жителей Мурманской области независимо от социального и имущественного статуса, состояния здоровья, места проживания.

2. Обновление структуры и содержания образовательных программ с учетом федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

3. Создание региональной системы независимой оценки качества образования.

4. Совершенствование системы выявления, поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

5. Создание условий для обеспечения непрерывности, адресности, развития гибких форм, в том числе дистанционных, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.

6. Снижение неэффективных расходов областного бюджета за счет реструктуризации и оптимизации сети,  кадровых изменений в учреждениях, повышения наполняемости классов.

7. Создание условий для расширения финансовой самостоятельности образовательных учреждений, переход на новые механизмы финансирования бюджетных учреждений.

подпрограмма «Развитие приоритетных направлений профессиональной подготовки кадров, научно-технической сферы»:

1. Обновление содержания образовательных программ начального и среднего профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов с учетом требований экономики региона.

2. Увеличение числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год.

3. Формирование научно-технического потенциала по приоритетным направлениям развития региона, увеличение количества объектов интеллектуальной собственности, внедрённых в производство в Мурманской области.

4. Увеличение числа молодых исследователей, повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок.

подпрограмма «Формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»:

1. Создание дополнительных условий для занятий детей и подростков физической культурой и спортом.

2. Обеспечение потребности населения в организации отдыха и оздоровления детей и подростков.

3. Внедрение форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, отвечающих современным запросам населения.

подпрограмма «Комплексная безопасность  учреждений системы образования»:

1. Приведение учреждений системы образования в соответствие с требованиями безопасности, в том числе сокращение количества и  предотвращение пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций на объектах системы образования, недопущение случаев  гибели и травмирования людей при чрезвычайных ситуациях.

2. Приведение учреждений системы образования в соответствие с установленными санитарными нормами и правилами, повышение санитарно-эпидемиологического благополучия при осуществлении образовательной деятельности учреждений.

3. Уменьшение риска возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, недопущение случаев гибели и травмирования детей в ДТП.

4. Создание условий для обеспечения всех обучающихся доступным, качественным, полезным питанием.

5. Снижение энергетических издержек в процессе эксплуатации зданий и сооружений образовательных учреждений, сокращение бюджетных расходов за счет снижения потребления энергоносителей.


1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Региональная политика в области образования в период с 2006 по 2010 годы осуществлялась в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, приоритетным национальным проектом «Образование», Комплексным проектом модернизации образования Мурманской области в 2007 - 2009 годах, долгосрочными целевыми программами «Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы», «Кадровое обеспечение стратегии экономического развития Мурманской области» (II этап 2006 - 2010 годы).

За этот период удалось обеспечить достижение основных целевых показателей и индикаторов, начать осуществление  системных изменений в отрасли, формирование новой модели образования. Практически по всем направлениям активизировались процессы, нацеленные на улучшение не только количественных показателей, но и качественных изменений. Создана устойчивая основа для дальнейшего инновационного развития системы образования Мурманской области.

К основным итогам ДЦП «Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы» следует отнести следующее.

Обеспечены конституционные права граждан на получение бесплатного общего и начального профессионального образования. Сохраняется высокий уровень предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Завершается организационный переход на принципы профильного обучения. На базе общеобразовательных школ созданы 26 ресурсных центров, в которых наряду с профильным обучением  создаются условия для сетевого взаимодействия, дистанционного обучения, реализации индивидуальных образовательных программ. 96% обучающихся 8-9 классов занимаются по программам предпрофильной подготовки. Структура профильного обучения представлена 7 основными профилями, в большей степени ориентированными на социально-экономические потребности региона.

Сохраняется высокое качество предоставления образовательных услуг. Средний балл выпускников Мурманской области по обязательным предметам ЕГЭ на протяжении нескольких лет остается выше общероссийского. Увеличивается число выпускников, получивших 90 и более баллов.

Сформирована система выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Организовано дистанционное обучение победителей региональных олимпиад по дополнительным образовательным программам, практически во всех учреждениях среднего (полного) общего образования созданы научные общества школьников. На базе Мурманского областного центра дополнительного образования детей и юношества «Лапландия» работает областная очно-заочная школа дополнительного образования «А-Элита», Центр заочно-очного обучения СПбГУ, организована работа дистанционного Центра наставников. Открыто Региональное научное общество школьников Мурманской области.

Созданы условия для получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 64 % детей данной категории интегрированы в общеобразовательные учреждения. Создан областной центр дистанционного образования детей-инвалидов, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками, открыто государственное областное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Зеленоборская санаторная школа-интернат».

Сохраняется развитая система дополнительного образования: в области функционирует 78 учреждений дополнительного образования,  показатели охвата  этой услугой на 30%  выше общероссийских.

Созданы условия для организации оздоровления и отдыха детей и подростков. Обеспечены летним отдыхом дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья. Различными формами отдыха и оздоровления ежегодно охвачено около 30 тысяч человек.

Укрепляется материально-техническая база образовательной сети, создаются безопасные условия осуществления образовательного процесса. Уровень обеспеченности библиотечных фондов образовательных учреждений учебниками составляет 100 %, учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями - 82 %.

100% школ, детдомов обеспечено высокоскоростным подключением к Интернету. Уровень обеспеченности компьютерной техникой учащихся 1-11 классов составляет 13 человек на компьютер (по России - 20).

70% общеобразовательных учреждений области отвечают современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса.

Создан региональный Центр оценки качества образования.

Осуществляется переход на бюджетирование, ориентированное на результат, утверждены стандарты качества предоставления бюджетных услуг в сфере образования. Введены нормативы финансирования учреждений системы образования Мурманской области, новая система оплаты труда, учитывающая качество и результаты работы учителя. Заработная плата учителей с 2006 по 2010 год выросла в 1,7 раза.

В рамках  реализации региональной целевой программы «Безопасность образовательного учреждения» на 2004-2006 годы, долгосрочной целевой программы «Комплексная безопасность учреждений системы образования» на 2007-2010 годы, ведомственных целевых программ «Школьный автобус» и «Школьное здоровое питание в Мурманской области» за счет консолидации ресурсов удалось обеспечить достижение основных целевых показателей и индикаторов, начать осуществление  качественных изменений в части укрепления безопасности образовательных учреждений:

-  процент оснащенности зданий образовательных учреждений системами автоматической пожарной сигнализации составил 92,5%, в том числе оснащено 100% школ, школ-интернатов и детских домов;

- кнопки тревожной сигнализации установлены в 82,1 % образовательных учреждений (среднероссийский показатель - 31%), в том числе во всех школах;

- процент оснащенности образовательных учреждений системами видеонаблюдения вырос до 19,7 %;

- доля общеобразовательных учреждений, требующих комплексного капитального ремонта, сократилась вдвое (2006 - 15%, 2009 - 7%);

- доля школьных автобусов, используемых для перевозки обучающихся и воспитанников и соответствующих ГОСТ Р-51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические условия», выросла более чем в 10 раз и составляет 55% от общего числа;

- доля школьников, обеспеченных организованным одноразовым горячим питанием, в общей численности обучающихся общеобразовательных учреждений на начало 2010 года составила 82 %.

Таким образом, в результате реализации ДЦП «Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы», РЦП «Безопасность образовательного учреждения» на 2004-2006 годы, ДЦП «Комплексная безопасность учреждений системы образования» на 2007-2010 годы, ведомственных целевых программ «Школьный автобус» и «Школьное здоровое питание в Мурманской области»  удалось обеспечить создание основных институциональных механизмов модернизации системы образования области на ближайшие 5 лет.

Вместе с тем сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения программно-целевого метода.

Использование программно-целевого метода при решении проблем образования обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.

Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед образованием области в 2011-2015 годах.

Мероприятия Программы носят комплексный характер, они согласованы по срокам, а также по ресурсам, необходимым для их осуществления.

При этом мероприятия Программы определены исходя из приоритетов социально-экономического развития Мурманской области, очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей на региональном и муниципальном уровнях, результатов проектов и программ последних лет.

Каждое образовательное учреждение области будет вовлечено в модернизационные процессы.

Актуальными вопросами являются предоставление всем желающим гражданам доступных и качественных услуг дошкольного образования (сохраняется потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, по состоянию на 01.01.2010 - 1827 человек), преодоление переуплотеннности в группах дошкольных образовательных учреждений.

(абзац в редакции постановления Правительства Мурманской области от 10.02.2011 № 37-ПП)


Сохраняются проблемы диспропорции между сокращением контингента обучающихся общеобразовательных учреждений, количеством учителей, прочих работников и количеством общеобразовательных учреждений, что ведет в том числе к неэффективным расходам бюджетных средств. В 2009 году объем неэффективных расходов в общем образовании увеличился до 14,3% от общего объема расходов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»