ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2010 года № 419-ПП/14
О долгосрочной целевой программе «Развитие образования Мурманской области на 2011 - 2015 годы»
(с изменениями на 24 ноября 2011 года)
_______________________________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2012 на основании
постановления Правительства Мурманской области от 30 сентября 2011 года № 481-ПП
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Мурманской области от 10 февраля 2011 года № 37-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 30 мая 2011 года № 267-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 4 октября 2011 года № 505-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 10 октября 2011 года № 520-ПП/2
постановлением Правительства Мурманской области от 24 ноября 2011 года № 592-ПП
_______________________________________________________________________________
В целях обеспечения реализации мероприятий национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 309-ПП «О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации», постановлением Правительства Мурманской области от 27.11.2009 № 551-ПП/20 «О разработке долгосрочной целевой программы «Развитие образования Мурманской области» на 2011 - 2015 годы», постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2009 № 602-ПП/22 «О разработке долгосрочной целевой программы «Комплексная безопасность учреждений системы образования» на 2011-2015 годы» Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие образования Мурманской области» на 2011 - 2015 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Мурманской области (Кирилова Т.В.) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2011 - 2015 годы ассигнования на реализацию Программы.
3. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям Мурманской области принять участие в реализации согласованных мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением Программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А.
Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко
Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Мурманской области» на 2011 - 2015 годы
Мурманск
2010
Наименование программы | - | «Развитие образования Мурманской области» на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | - | постановление Правительства Мурманской области от 27.11.2009 № 551-ПП/20 «О разработке долгосрочной целевой программы «Развитие образования Мурманской области» на 2011-2015 годы»; |
Государственные заказчики | - | Министерство образования и науки Мурманской области; |
Мурманской области от 10.02.2011 № 37-ПП) | - | Министерство строительства и территориального развития Мурманской области; |
- | Министерство имущественных отношений Мурманской области; | |
- | Управление внутренних дел по Мурманской области; | |
- | Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Мурманской области; | |
- | Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области | |
Государственный заказчик-координатор | - | Министерство образования и науки Мурманской области |
Основные разработчики Программы | - | Министерство образования и науки Мурманской области; |
- | муниципальные органы управления образованием; | |
- | Управление внутренних дел по Мурманской области; | |
- | Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Мурманской области; | |
- | Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области | |
Цель Программы |
| Основная цель Программы: |
Перечень подпрограмм | - | Подпрограмма «Модернизация образования Мурманской области»; |
- | Подпрограмма «Развитие приоритетных направлений подготовки кадров, научно-технической сферы»; | |
- | Подпрограмма «Формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»; | |
- | Подпрограмма «Комплексная безопасность учреждений системы образования» | |
Цели и задачи подпрограмм | - | Основные цели и задачи подпрограммы «Модернизация образования Мурманской области»: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | Подпрограмма «Модернизация образования Мурманской области»: |
Сроки и этапы реализации Программы | период с 2011 по 2015 годы (включительно): | |
Объемы и источники финансирования
| - | средства федерального, областного и местных бюджетов, привлеченные средства: 2012 - 1806828,5 тыс. руб.; 2013 - 1414776,8 тыс. руб.; 2014 - 1583139,0 тыс. руб.; 2015 - 1489325,0 тыс. руб.; 2011 - 81340,0 тыс. руб.; 2012 - 4500,0 тыс. руб.; 2013 - 4000,0 тыс. руб.; 2014 - 1000,0 тыс. руб.; 2015 - 1000,0 тыс. руб.; 2013 - 650430,8 тыс. руб.; 2014 - 877736,0 тыс. руб.; 2015 - 757779,0 тыс. руб.; 2011 - 434826,7 тыс. руб.; 2012 - 876425,0 тыс. руб.; 2013 - 757690,0 тыс. руб.; 2014 - 701906,0 тыс. руб.; 2015 - 728920,0 тыс. руб.; 2011 - 714,0 тыс. руб.; 2012 - 2246,0 тыс. руб.; 2013 - 2656,0 тыс. руб.; 2014 - 2497,0 тыс. руб.; 2015 - 1626,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Результатами реализации Программы станет: |
Региональная политика в области образования в период с 2006 по 2010 годы осуществлялась в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, приоритетным национальным проектом «Образование», Комплексным проектом модернизации образования Мурманской области в 2007 - 2009 годах, долгосрочными целевыми программами «Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы», «Кадровое обеспечение стратегии экономического развития Мурманской области» (II этап 2006 - 2010 годы).
За этот период удалось обеспечить достижение основных целевых показателей и индикаторов, начать осуществление системных изменений в отрасли, формирование новой модели образования. Практически по всем направлениям активизировались процессы, нацеленные на улучшение не только количественных показателей, но и качественных изменений. Создана устойчивая основа для дальнейшего инновационного развития системы образования Мурманской области.
К основным итогам ДЦП «Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы» следует отнести следующее.
Обеспечены конституционные права граждан на получение бесплатного общего и начального профессионального образования. Сохраняется высокий уровень предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Завершается организационный переход на принципы профильного обучения. На базе общеобразовательных школ созданы 26 ресурсных центров, в которых наряду с профильным обучением создаются условия для сетевого взаимодействия, дистанционного обучения, реализации индивидуальных образовательных программ. 96% обучающихся 8-9 классов занимаются по программам предпрофильной подготовки. Структура профильного обучения представлена 7 основными профилями, в большей степени ориентированными на социально-экономические потребности региона.
Сохраняется высокое качество предоставления образовательных услуг. Средний балл выпускников Мурманской области по обязательным предметам ЕГЭ на протяжении нескольких лет остается выше общероссийского. Увеличивается число выпускников, получивших 90 и более баллов.
Сформирована система выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Организовано дистанционное обучение победителей региональных олимпиад по дополнительным образовательным программам, практически во всех учреждениях среднего (полного) общего образования созданы научные общества школьников. На базе Мурманского областного центра дополнительного образования детей и юношества «Лапландия» работает областная очно-заочная школа дополнительного образования «А-Элита», Центр заочно-очного обучения СПбГУ, организована работа дистанционного Центра наставников. Открыто Региональное научное общество школьников Мурманской области.
Созданы условия для получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 64 % детей данной категории интегрированы в общеобразовательные учреждения. Создан областной центр дистанционного образования детей-инвалидов, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками, открыто государственное областное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Зеленоборская санаторная школа-интернат».
Сохраняется развитая система дополнительного образования: в области функционирует 78 учреждений дополнительного образования, показатели охвата этой услугой на 30% выше общероссийских.
Созданы условия для организации оздоровления и отдыха детей и подростков. Обеспечены летним отдыхом дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья. Различными формами отдыха и оздоровления ежегодно охвачено около 30 тысяч человек.
Укрепляется материально-техническая база образовательной сети, создаются безопасные условия осуществления образовательного процесса. Уровень обеспеченности библиотечных фондов образовательных учреждений учебниками составляет 100 %, учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями - 82 %.
100% школ, детдомов обеспечено высокоскоростным подключением к Интернету. Уровень обеспеченности компьютерной техникой учащихся 1-11 классов составляет 13 человек на компьютер (по России - 20).
70% общеобразовательных учреждений области отвечают современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса.
Создан региональный Центр оценки качества образования.
Осуществляется переход на бюджетирование, ориентированное на результат, утверждены стандарты качества предоставления бюджетных услуг в сфере образования. Введены нормативы финансирования учреждений системы образования Мурманской области, новая система оплаты труда, учитывающая качество и результаты работы учителя. Заработная плата учителей с 2006 по 2010 год выросла в 1,7 раза.
В рамках реализации региональной целевой программы «Безопасность образовательного учреждения» на 2004-2006 годы, долгосрочной целевой программы «Комплексная безопасность учреждений системы образования» на 2007-2010 годы, ведомственных целевых программ «Школьный автобус» и «Школьное здоровое питание в Мурманской области» за счет консолидации ресурсов удалось обеспечить достижение основных целевых показателей и индикаторов, начать осуществление качественных изменений в части укрепления безопасности образовательных учреждений:
- процент оснащенности зданий образовательных учреждений системами автоматической пожарной сигнализации составил 92,5%, в том числе оснащено 100% школ, школ-интернатов и детских домов;
- кнопки тревожной сигнализации установлены в 82,1 % образовательных учреждений (среднероссийский показатель - 31%), в том числе во всех школах;
- процент оснащенности образовательных учреждений системами видеонаблюдения вырос до 19,7 %;
- доля общеобразовательных учреждений, требующих комплексного капитального ремонта, сократилась вдвое (2006 - 15%, 2009 - 7%);
- доля школьных автобусов, используемых для перевозки обучающихся и воспитанников и соответствующих ГОСТ Р-51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические условия», выросла более чем в 10 раз и составляет 55% от общего числа;
- доля школьников, обеспеченных организованным одноразовым горячим питанием, в общей численности обучающихся общеобразовательных учреждений на начало 2010 года составила 82 %.
Таким образом, в результате реализации ДЦП «Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы», РЦП «Безопасность образовательного учреждения» на 2004-2006 годы, ДЦП «Комплексная безопасность учреждений системы образования» на 2007-2010 годы, ведомственных целевых программ «Школьный автобус» и «Школьное здоровое питание в Мурманской области» удалось обеспечить создание основных институциональных механизмов модернизации системы образования области на ближайшие 5 лет.
Вместе с тем сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения программно-целевого метода.
Использование программно-целевого метода при решении проблем образования обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед образованием области в 2011-2015 годах.
Мероприятия Программы носят комплексный характер, они согласованы по срокам, а также по ресурсам, необходимым для их осуществления.
При этом мероприятия Программы определены исходя из приоритетов социально-экономического развития Мурманской области, очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей на региональном и муниципальном уровнях, результатов проектов и программ последних лет.
Каждое образовательное учреждение области будет вовлечено в модернизационные процессы.
Актуальными вопросами являются предоставление всем желающим гражданам доступных и качественных услуг дошкольного образования (сохраняется потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, по состоянию на 01.01.2010 - 1827 человек), преодоление переуплотеннности в группах дошкольных образовательных учреждений.
(абзац в редакции постановления Правительства Мурманской области от 10.02.2011 № 37-ПП)
Сохраняются проблемы диспропорции между сокращением контингента обучающихся общеобразовательных учреждений, количеством учителей, прочих работников и количеством общеобразовательных учреждений, что ведет в том числе к неэффективным расходам бюджетных средств. В 2009 году объем неэффективных расходов в общем образовании увеличился до 14,3% от общего объема расходов.