ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2011 года № 255-ПП
Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение эффективности бюджетных расходов Мурманской области на 2011 - 2014 годы»
(с изменениями на 12 сентября 2013 года)
_______________________________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2014 на основании
постановления Правительства Мурманской области от 12.09.2013 № 506-ПП
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Мурманской области от 30 августа 2011 года № 421-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 14 октября 2011 года № 524-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 14 мая 2012 года № 205-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 13 сентября 2012 года № 443-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 30 ноября 2012 года № 602-ПП (утратило силу с 28 декабря 2012 года)
постановлением Правительства Мурманской области от 9 апреля 2013 года № 157-ПП
постановлением Правительства Мурманской области от 12 сентября 2013 года № 506-ПП
______________________________________________________________________________
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011-2013 годах», в целях реализации распоряжения
Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р и в соответствии с постановлениями Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 309-ПП «О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации», от 15.04.2011 № 194-ПП «О разработке долгосрочной целевой «Повышение эффективности бюджетных расходов Мурманской области на 2011- 2013 годы » Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую «Повышение эффективности бюджетных расходов Мурманской области на 2011- 2014 годы» (далее - Программа).
2. Министерству финансов Мурманской области (Поронова Т.М.) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2011 - 2014 годы ассигнования на реализацию Программы.
(пункты 1 и 2 с изменениями постановления Правительства Мурманской области от 30.08.2011 № 421-ПП)
3. Главным распорядителям средств областного бюджета руководствоваться при формировании и организации исполнения областного бюджета, а также при подготовке проектов областных законов и иных нормативных правовых актов области.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области разработать аналогичные муниципальные программы.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко
Долгосрочная целевая программа «Повышение эффективности бюджетных расходов Мурманской области на 2011-2014 годы»
Мурманск
2011
Основание для разработки программы | ||||||||
Тактическая цель социально-экономического развития, достижению которой способствует программа | Повышение эффективности управления региональными финансами | |||||||
Государственный заказчик - координатор | Министерство финансов Мурманской области | |||||||
Государственные заказчики программы | Мурманская областная Дума | |||||||
Цель программы | Повышение эффективности бюджетных расходов | |||||||
Задачи программы | 1.Обеспечение сбалансированности областного бюджета. | |||||||
Целевые показатели реализации программы |
| 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |||
Процент абсолютного отклонения фактического объема доходов (без учета межбюджетных трансфертов) за отчетный год от первоначального плана | 15,5 | 5,0-10,0 | 3,0-5,0 | 3,0-5,0 | ||||
Доля расходов бюджета Мурманской области на осуществление бюджетных инвестиций, осуществляемых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ (%) | 94,0 | 90-100 | 100 | 100 | ||||
Доля государственных учреждений, объем бюджетных ассигнований для которых на оказание государственных услуг (выполнение работ) определен с учетом качества оказания государственных услуг (выполняемых работ) (%) | 28,6 | 50-75 | 75-90 | 90-100 | ||||
Доля казенных учреждений в общем числе государственных учреждений (без учета органов государственной власти) (%) | 21,8 | 15-30 | 5-20 | 5-20 | ||||
Процент абсолютного отклонения утвержденного объема расходов бюджета на первый год планового периода от объема расходов соответствующего года при его утверждении на очередной финансовый год (без учета расходов, производимых за счет целевых средств, полученных из федерального бюджета) | 0 | 10 | 10 | 10 | ||||
Сокращение числа гражданских служащих Мурманской области за отчетный год (%) | 2,5 | 5 | 10 | 0 | ||||
Публикация данных мониторинга качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств | да | да | да | да | ||||
Доля государственных учреждений, информация о результатах деятельности которых за отчетный год размещена в сети Интернет (%) | 29,7 | 50-80 | 80 | 80 | ||||
Доля расходов местных бюджетов, утвержденных на 3 года (%) | 49,4 | 45,0-60,0 | 60,0-75,0 | 75,0 | ||||
Отношение просроченной кредиторской задолженности к расходам местных бюджетов (%) | 1,9 | 3 | 2 | 2 | ||||
Доля муниципальных услуг, в отношении которых нормативно установлены требования к качеству оказания (%) | 60,6 | 60,0-70,0 | 70,0 | 70,0 | ||||
Экономия бюджетных средств вследствие сокращения неэффективных расходов областного бюджета в соответствии с предупреждениями контролирующих органов (%) | да | да | да | да | ||||
Повышение доли расходов бюджета, осуществляемых через проведение конкурсных процедур (%) | 30 | 50 | 52 | 55 | ||||
Сроки и этапы реализации программы | 2011 -2014 годы | |||||||
Краткая характеристика программных мероприятий | Мероприятия программы направлены на: | |||||||
Объемы и источники финансирования | Объем финансирования: - 328,9 млн.рублей, в том числе: | |||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | К концу срока реализации программы ожидается достижение следующих результатов: | |||||||
Адрес размещения программы в сети «Интернет» | http://minfin.gov-murman.ru/efficiency/ |
В Программе применяются следующие сокращения:
БОР - бюджетирование, ориентированное на результат;
ОМСУ - органы местного самоуправления;
ГРБС - главный распорядитель (главные распорядители) бюджетных средств;
Стратегия - социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, одобренная постановлением Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП;
ДРОНД - доклад о результатах и основных направлениях деятельности;
Перечень мероприятий - перечень мероприятий по реализации долгосрочной целевой программы «Повышение эффективности бюджетных расходов на 2011-2014 годы»;
УФНС России по Мурманской области - Управление Федеральной налоговой службы России по Мурманской области;
УМВД Мурманской области - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области
Долгосрочная целевая программа «Повышение эффективности бюджетных расходов Мурманской области на 2011- 2014 годы» (далее - Программа) разработана в соответствии с бюджетными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011-2013 годах», от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012-2014 годах», постановлением Правительства Мурманской области от 08.10.2010 № 449-ПП/15 «Об основных направлениях бюджетной политики в Мурманской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», постановлением Правительства Мурманской области от 19.07.2011 № 358-ПП «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Мурманской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в рамках достижения целей и реализации приоритетов, обозначенных в Стратегии, в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р.
Настоящая Программа направлена на реализацию тактической задачи «Повышение эффективности бюджетных расходов Мурманской области» тактической цели «Повышение эффективности управления региональными финансами» Стратегии.
Для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
- консервативность и надежность экономических прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования;
- формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы, основанных на реалистичных оценках;
- стабильность и предсказуемость налоговой политики;
- планирование бюджетных ассигнований на основе реестра расходных обязательств Мурманской области;
- принятие новых расходных обязательств при наличии оценки необходимых для исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения и соблюдение установленных бюджетных ограничений при их принятии;
- повышение качества государственных (муниципальных) услуг, с одной стороны, с позиций эффективности траты бюджетных средств на реализацию мероприятий, с другой стороны - с учетом социальной значимости и необходимости перехода на новый уровень качества жизни населения.
Объективными факторами для разработки и реализации Программы являются:
- необходимость безусловного выполнения действующих расходных обязательств, реализации приоритетных национальных проектов и социально значимых целевых программ в условиях сложившегося дефицита областного бюджета Мурманской области и объема государственного долга, а также снижения бюджетных возможностей вследствие замедления развития экономики;
- ожидаемое сокращение объемов финансовой помощи из федерального бюджета в рамках проводимой на федеральном уровне политики оптимизации межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации;
- необходимость выполнения норм и требований законодательства Российской Федерации, принятых в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы;
- необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению бюджетных услуг, увеличения бюджетной обеспеченности в социально-культурной сфере;
- высокая степень потребности в инвестициях практически во всех областях государственной деятельности, включая сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обеспечения.
В 2008 году Мурманская область была одним из победителей конкурса программ реформирования региональных и муниципальных финансов и получила соответствующие субсидии из федерального бюджета. По программе реформирования региональных финансов Мурманской области было принято постановление Правительства Мурманской области от 13.12.2007 № 605-ПП «О программе «Реформирование региональных финансов в Мурманской области» на 2008 - 2009 годы».
Основной целью реформы региональных финансов Мурманской области было повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области и качества управления социально-экономическим развитием Мурманской области.
В процессе реформирования были выявлены серьезные проблемы, требующие принятия дополнительных мер по совершенствованию и повышению эффективности деятельности ГРБС в бюджетной сфере Мурманской области. В частности, проблема отсутствия стремления участников бюджетного процесса региона к повышению эффективности бюджетных расходов. Такая ситуация сложилась в результате:
- применения системы сметного финансирования;
- отсутствия связи финансирования и результатов деятельности государственных (муниципальных) учреждений;
- не всегда актуального правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Некоторые затруднения возникают и в процессе реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», как следствие, остается ограниченным опыт внедрения государственных заданий.
В настоящий момент Правительством Мурманской области ведется консультативная работа, направленная на решение проблем, возникающих в процессе изменения правового положения государственных и муниципальных учреждений. На региональном сайте, посвященном бюджетной реформе, ежедневно публикуется нормативная правовая и консультативная информация, связанная с ходом бюджетной реформы.
Требует совершенствования система мер, направленная на повышение эффективности деятельности ГРБС - на дальнейшую оптимизацию структуры и расходов на их содержание.
Наряду с вышеперечисленными объективными факторами существуют некоторые системные недостатки и нерешенные проблемы в сфере управления общественными финансами:
- недостаточная увязка стратегического планирования с бюджетным планированием, слабость комплексной оценки всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;
- сложившаяся организационно-правовая структура бюджетной сети не способствует развитию конкуренции и устранению барьеров на пути привлечения частного сектора к оказанию государственных (муниципальных) услуг;
- наличие условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов, недостаточность условий для мотивации ГРБС и ОМСУ, а также бюджетных учреждений к повышению эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
- потребность в совершенствовании методик оценки деятельности ГРБС и ОМСУ, в том числе методики оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
- недостаточно увязанное с бюджетным процессом применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;
- необходимость повышения эффективности деятельности отдельных государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций ряда отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт;
- недостаточная заинтересованность органов местного самоуправления в наращивании собственной доходной базы в условиях высокой степени зависимости от финансовой помощи из регионального бюджета Мурманской области;
- наличие неучтенных и бесхозяйных объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры;
- пробелы в системе контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных средств, в том числе при осуществлении бюджетных закупок.
Таким образом, стоящие перед Мурманской областью задачи повышения эффективности расходов носят комплексный характер. Их решение требует тесной координации деятельности всех ГРБС, а также взаимодействия с муниципальными образованиями.
№ | Цель, задачи и показатели (индикаторы) | Ед. изм. | Значение показателя (индикатора) по годам реализации Программы | Источник данных | Степень влияния показателя (индикатора) на достижение цели (%) | |||||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |||||||||||
| Цель. Повышение эффективности бюджетных расходов | |||||||||||||
| Отношение дефицита бюджета Мурманской области к доходам без учета объема безвозмездных поступлений к 2014 - 0% | % | 0 | 0-3 | 0-3 | 0 | финансовая отчетность |
| ||||||
| Удельный вес расходов бюджета, формируемых в рамках целевых программ, к 2014 году - 80% | % | 20 | 80 | 80 | 80 | финансовая отчетность |
| ||||||
| Доля учреждений, переведенных на новую форму финансового обеспечения к 2014 году, -100% | % | 2,4 | 100 | 100 | 100 | финансовая отчетность |
| ||||||
Автоматизация процесса программно-целевого планирования | % | 50 | 70 | 90 | 100 | |||||||||
1. | Задача 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета | |||||||||||||
1.1 | Доля условно утвержденных на плановый период расходов областного бюджета | % | 0 | 0,0 | 2,5 | 2,5 | финансовая отчетность | 5 | ||||||
1.2 | Процент абсолютного отклонения фактического объема доходов (без учета межбюджетных трансфертов) за отчетный год от первоначального плана | % | 15,5 | 5,0-10,0 | 3,0-5,0 | 3,0-5,0 | финансовая отчетность | 3 | ||||||
1.3 | Процент абсолютного отклонения фактического объема доходов (без учета налога на прибыль пяти крупных плательщиков области и межбюджетных трансфертов) за отчетный год от первоначального плана | % | 0,6 | 5,0 | 3,0 | 2,0 | финансовая отчетность | 3 | ||||||
1.4 | Отношение государственного долга (за вычетом выданных гарантий) Мурманской области к доходам без учета объема безвозмездных поступлений | % | 10,7 | 10-30 | 10-30 | 10 и менее | финансовая отчетность | 5 | ||||||
1.5 | Отношение объема просроченной кредиторской задолженности областного бюджета к объему расходов | % | 0 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | финансовая отчетность | 4 | ||||||
2. | Задача 2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления | |||||||||||||
2.1 | Доля расходов бюджета Мурманской области на осуществление бюджетных инвестиций, осуществляемых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ | % | 94,0 | 90-100 | 100 | 100 | финансовая отчетность | 5 | ||||||
3. | Задача 3. Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг (реструктуризация бюджетного сектора) | |||||||||||||
3.1 | Доля казенных учреждений в общем числе государственных учреждений (без учета органов государственной власти) | % | 21,8 | 15-30 | 5-20 | 5-20 | мониторинг Министерства финансов МО | 3 | ||||||
3.2 | Доля государственных автономных учреждений, оказывающих государственные услуги, в общем числе государственных учреждений | % | 2,4 | 2-20 | 20-25 | 20-25 | мониторинг Министерства финансов МО | 3 | ||||||
3.3 | Доля государственных учреждений, объем бюджетных ассигнований для которых на оказание государственных услуг (выполнение работ) определен с учетом качества оказания государственных услуг (выполняемых работ) | % | 28,6 | 50-75 | 75-90 | 90-100 | мониторинг Министерства финансов МО | 3 | ||||||
3.4 | Количество бюджетных учреждений, допустивших превышение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности, установленного органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя | 0 | 0 | 0 | 0 | мониторинг Министерства финансов МО | 3 | |||||||
4. | Задача 4. Повышение эффективности распределения бюджетных средств | |||||||||||||
4.1 | Доля ведомственных и долгосрочных целевых программ, по которым утвержденный объем финансирования изменился в течение отчетного года более чем на 15 процентов от первоначального | % | 61,0 | 25-40 | 10-25 | 10-25 | финансовая отчетность | 2 | ||||||
4.2 | Процент абсолютного отклонения утвержденного объема расходов бюджета на первый год планового периода от объема расходов соответствующего года при его утверждении на очередной финансовый год (без учета расходов, производимых за счет целевых средств, полученных из федерального бюджета) | % | 0 | 10 | 10 | 10 | финансовая отчетность | 3 | ||||||
4.3 | Доля долгосрочных целевых программ, принятых в отчетном году, проекты которых прошли публичные обсуждения | % | 0 | 25,0-50,0 | 75,0-100,0 | 75,0-100,0 | финансовая отчетность | 3 | ||||||
4.4 | Публикация результатов распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами | да | да | да | да | 2 | ||||||||
5 | Задача 5. Оптимизация функций государственного управления, повышение эффективности их обеспечения | |||||||||||||
5.1 | Сокращение числа гражданских служащих Мурманской области за отчетный год | % | 2,5 | 5 | 10 | 0 | мониторинг Аппарата Правительства МО | 1 | ||||||
5.2 | Публикация данных мониторинга качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств | да | да | да | да | 3 | ||||||||
5.3 | Доля государственных услуг по осуществлению юридически значимых действий, предоставляемых в электронной форме | % | 20-30 | 20-30 | 30-40 | 40 | мониторинг Комитета информационных технологий МО | 3 | ||||||
6 | Задача 6. Развитие информационной системы управления государственными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти | |||||||||||||
6.1 | Доля государственных учреждений, информация о результатах деятельности которых за отчетный год размещена в сети Интернет | % | 29,7 | 50-80 | 80 | 80 | мониторинг Комитета информационных технологий МО | 3 | ||||||
6.2 | Доля исполнительных органов государственной власти, информация о плановых и ожидаемых результатах деятельности которых размещена в сети Интернет | % | 100 | 100 | 100 | 100 | мониторинг Комитета информационных технологий МО | 3 | ||||||
7 | Задача 7. Создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов на местном уровне | |||||||||||||
7.1 | Доля расходов местных бюджетов, утвержденных на 3 года | % | 49,4 | 45,0-60,0 | 60,0-75,0 | 75,0 | финансовая отчетность | 3 | ||||||
7.2 | Доля межбюджетных трансфертов, распределенных на очередной год и плановый период | % | 99,5 | 92,0 | 95,0 | 95,0 | финансовая отчетность | 2 | ||||||
7.3 | Средняя долговая нагрузка на местные бюджеты | % | 9,8 | 5 | 5 | 5 | финансовая отчетность | 4 | ||||||
7.4 | Среднее отношение дефицита местных бюджетов к доходам | % | 4,1 | 3 | 3 | 3 | финансовая отчетность | 4 | ||||||
7.5 | Доля муниципальных образований, в которых фактические доходы местного бюджета за отчетный период превышают первоначальный план | % | 65 | 40,0-60,0 | 60,0 | 60,0 | финансовая отчетность | 3 | ||||||
7.6 | Отношение просроченной кредиторской задолженности к расходам местных бюджетов | % | 1,9 | 3 | 2 | 2 | финансовая отчетность | 4 | ||||||
7.7 | Доля субсидий местным бюджетам, предоставляемых в рамках целевых программ | % | 41,8 | 80,0-100,0 | 100,0 | 100,0 | финансовая отчетность | 3 | ||||||
7.8 | Соотношение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и объема субсидий муниципальным образованиям из бюджета | % | 0,2 | 0,8-1 | 1,0-1,2 | 1,0-1,2 | 1 | |||||||
7.9 | Эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований | 1,5 | <2 | < 2 | < 2 | 2 | ||||||||
7.10 | Доля муниципальных услуг, в отношении которых нормативно установлены требования к качеству оказания | % | 60,6 | 40,0-60,0 | ? 60,0 | ? 60,0 | 3 | |||||||
7.11 | Доля условно утвержденных на плановый период расходов местных бюджетов | % | 0 | 0 | 7,5-8,5 | 8,5-9,5 | 3 | |||||||
8 | Задача 8. Развитие системы государственного финансового контроля | |||||||||||||
8.1 | Экономия бюджетных средств вследствие сокращения неэффективных расходов областного бюджета в соответствии с предупреждениями контролирующих органов | да | да | да | да | мониторинг Комитета государственного и финансового контроля МО | 4 | |||||||
8.2 | Повышение доли расходов бюджета, осуществляемых через проведение конкурсных процедур | % | 30 | 50 | 52 | 55 | мониторинг Управления госзаказа МО | 2 | ||||||
8.3 | Снижение доли закупок малого объема (количественный показатель) в общем объеме государственных закупок | % | 60 | 80-90 | 78-88 | 75-85 | мониторинг Управления госзаказа МО | 2 |