ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2007 года № 605-ПП


О программе "Реформирование региональных финансов в Мурманской области" на 2008-2009 годы

(с изменениями на 18 июня 2009 года)



_____________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Мурманской области от 29 апреля 2008 года № 199-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 18 июня 2009 года № 252-ПП

_____________________________________________________________________________  

В целях участия Мурманской области в конкурсе на получение субсидий из федерального бюджета на реформирование региональных финансов, проводимом Министерством финансов Российской Федерации, Правительство Мурманской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую программу "Реформирование региональных финансов в Мурманской области" на 2008-2009 годы.     

2. Департаменту финансов Мурманской области (Мотлохов В. Н.) при формировании областного бюджета на 2008-2009 годы предусмотреть средства на софинансирование расходов по реализации программных мероприятий.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области разработать программы реформирования муниципальных финансов.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Леженкину О.Н.

(пункт с изменением на основании  постановления Правительства Мурманской области от 18 июня 2009 года № 252-ПП)

5. Признать утратившим силу постановление Правительства Мурманской области от 14.11.2006 № 431-ПП/12 "Об утверждении Программы реформирования региональных финансов в Мурманской области".

Губернатор Мурманской области
Ю. ЕВДОКИМОВ

 

Утверждена
 постановлением Правительства Мурманской области
 от 13.12.2007 № 605-ПП



ПРОГРАММА
«Реформирование региональных финансов в Мурманской области»
на 2008-2009 годы

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

«Реформирование региональных финансов в Мурманской области»

Основание для разработки Программы

приказы Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2004 года № 238 «Вопросы распределения субсидий из фонда реформирования региональных и муниципальных финансов» и от 15 октября 2007 года № 662 «О проведении в 2007 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов»

Государственный заказчик

департамент финансов Мурманской области

Разработчики Программы

департамент финансов Мурманской области;

департамент экономического развития Мурманской области,

департамент имущественных отношений Мурманской области

Цели Программы

повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Мурманской области и качества управления социально-экономическим развитием Мурманской области

Задачи Программы

внедрение в исполнительных органах государственной власти методов и процедур управления, ориентированного на результат, и эффективное расходование бюджетных средств, формирование целостной, взаимоувязанной системы ведомственного и межведомственного планирования их деятельности на среднесрочную перспективу;

внедрение системы стандартизации предоставляемых бюджетных услуг;

создание автономных учреждений для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах;

совершенствование методологии разработки, принятия и исполнения бюджета, предполагающей переход к среднесрочному бюджетному планированию и формированию бюджетов на трехлетний период;

разделение бюджетных обязательств на действующие и принимаемые, расширение прав и повышение ответственности главных распорядителей и получателей бюджетных средств за целевое и эффективное использование выделенных ассигнований;

формирование объективного и прозрачного механизма распределения финансовой помощи местным бюджетам

Сроки реализации Программы

2008-2009 годы

Объемы и источники финансирования Программы
(позиция в редакции постановления Правительства Мурманской области от 18 июня 2009 года № 252-ПП)

общие затраты на реализацию Программы составят 276 623,3 тыс.рублей, в том числе:

 - 87 939,5 тыс.рублей софинансирование за счет средств областного бюджета, из них:

на 1 этапе - 40 768,6  тыс. рублей;

на 2 этапе - 47 170,9 тыс.рублей;

 - 188 683,8 тыс.рублей за счет субсидий из федерального бюджета на реформирование региональных и муниципальных финансов, из них:

на 1 этапе - 20 189,2 тыс.рублей;         

на 2 этапе -  168 494,6 тыс.рублей

     

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

отклонение потребности в предоставлении государственных услуг (по каждой из государственных услуг из утвержденного перечня) в стоимостном выражении в текущем финансовом году не отличается более или менее чем на 15 % от фактически предоставляемых данных услуг (объемов расходов бюджета на соответствующие цели);

не менее 50 % бюджетных расходов (без учета межбюджетных трансфертов бюджетам других уровней и расходов на обслуживание государственнгого долга) имеют стандарты качества предоставления государственных услуг;

объем бюджетных расходов, предусмотренных в рамках государственных контрактов на реализацию долгосрочных региональных целевых программ, составляет не менее 60 % от общего объема расходов бюджета на реализацию данных программ в расчете на весь срок их реализации;

не менее 80 % расходов бюджета распределены на плановый период между главными распорядителями средств бюджета;

прирост кредиторской задолженности бюджета, бюджетных учреждений и унитарных предприятий ни в одном месяце не превышает 1/12 годовых расходов бюджета;

средний по Мурманской области фактический уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги составляет не менее 95 %;
объем дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей не превышает 3 % доходов бюджета за последний отчетный финансовый год;
объем налоговых льгот составляет менее 5 % налоговых доходов бюджета за последний отчетный год;

объем финансовой помощи, распределенной между муниципальными образованиями на очередной финансовый год и плановый период, составляет не менее 95 и 80% расходов на предоставление финансовой помощи

Ожидаемые результаты от реализации Программы

проведение эксперимента по переводу бюджетных учреждений в форму негосударственных;

утверждение порядка корректировки предоставляемых субъектам бюджетного планирования средств исходя из планируемых и фактически достигнутых результатов;

утверждение порядка по раздельному планированию бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств, а также порядка расчета объемов расходов бюджета на реализацию соответствующих расходных обязательств;

раздельное планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств;

отсутствие прироста просроченной задолженности, в том числе по привлекаемым средствам на покрытие временных кассовых разрывов (за исключением кредиторской) и кредиторской задолженности по расходам бюджета;

отсутствие просроченной задолженности бюджета и бюджетных учреждений;

в последнем отчетном году и за отчетный период текущего финансового года все законопроекты Мурманской области в области бюджетной и налоговой политики пройдут обязательную публичную независимую экспертизу;

в расходах бюджета за последний отчетный год отсутствуют расходы на инвестиционные проекты, удовлетворяющие условиям для досрочного прекращения их реализации;

рост доли продукции малого предпринимательства в общем объеме промышленного производства региона за последний отчетный финансовый год;

в последнем отчетном году оценка стоимости объектов, находящихся в собственности Мурманской области, производилась по утвержденной процедуре в отношении всех соответствующих активов;

все операции по долговым обязательствам в последнем отчетном и текущем финансовых годах полностью соответствуют установленной процедуре;

отсутствие просроченной задолженности по предоставленным бюджетным кредитам;

увеличение за последний отчетный год средней по муниципальным образованиям оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований в сравнении с отчетным финансовым годом

2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

2.1. Обоснование необходимости Программы


Разработка и реализация Программы реформирования региональных финансов Мурманской области обусловлена проведением в стране административной и бюджетной реформы, принятием и реализацией Стратегии экономического развития области до 2015 года, программы социально-экономического развития Мурманской области на среднесрочный период и направлена на повышение эффективности и результативности работы органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, создание условий для улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в Мурманской области.

За последние несколько лет в Мурманской области были приняты следующие меры, направленные на совершенствование управления финансами:

1. сокращение бюджетного дефицита и ограничение государственных заимствований;

2. своевременное и в полном объеме финансирование расходов на оплату труда работников бюджетной сферы;

3. развитие системы казначейского исполнения бюджета и другие меры, направленные на повышение прозрачности финансов области;

4. значительное снижение кредиторской задолженности.

Программа реформирования региональных финансов Мурманской области (далее - Программа), разработанная в соответствии с Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2004 N 238 "Вопросы распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов" и от 15.10.2007 N 662 "О проведении в 2007 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов", является комплексным организационно-методологическим и практическим планом действий всех органов государственной власти Мурманской области по реформированию региональных финансов.

Необходимо отметить, что бюджетная система Мурманской области пока не выполняет в полной мере роль эффективного инструмента, обеспечивающего реализацию политики Правительства Мурманской области, направленной на создание условий для роста экономики и повышения уровня жизни населения.

1. Несбалансированность бюджетных ресурсов и обязательств
 и неконтролируемый рост нагрузки на бюджетную систему


Серьезную озабоченность вызывает несбалансированность областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, которые принимаются с предельно допустимым размером дефицита бюджета. Не до конца отлажены процедуры выбора новых расходных обязательств, прежде всего - при принятии решений о реализации долгосрочных бюджетных программ, а заявленные бюджетные ограничения зачастую не соблюдаются либо пересматриваются.

Решение этих проблем является необходимой предпосылкой для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, предотвращения возникновения "необеспеченных мандатов" и неконтролируемого роста нагрузки на бюджетную систему.

2. Отдельные проблемы в управлении государственными финансами


С 2000 года формирование и исполнение консолидированного бюджета Мурманской области осуществляются по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам.

Формирование системы Федерального казначейства, осуществляющего в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов увеличило степень сохранности бюджетных средств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов, повысилась оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности. Появились возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.

На региональном уровне осуществлен переход к среднесрочному финансовому планированию.

Составлены реестры расходных обязательств, позволившие более четко определить состав и объемы действующих обязательств.

Началось практическое внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты.

Новые процедуры закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд способствовали повышению эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств.

Тем не менее остается решение ряда существенных проблем управления общественными финансами.

Главные распорядители бюджетных средств имеют недостаточную самостоятельность, а значит, и ответственность при формировании и исполнении бюджетов, что снижает эффективность и результативность бюджетных расходов.

Финансовый контроль в малой степени затрагивает вопросы эффективности использования бюджетных средств, а его результаты практически не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений.

Так и не удалось обеспечить ритмичность исполнения областного и местных бюджетов. Значительная часть расходов концентрируется во второй половине года, что создает стимулы израсходовать средства любой ценой, в том числе за счет попыток обхода конкурсного порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд.

3. Проблема концентрации финансовых ресурсов на решение приоритетных задач


В 2000 - 2006 годах расходы консолидированного бюджета Мурманской области увеличились с 8,1 млрд. рублей до 32,2 млрд. рублей, или почти в четыре раза. Рост объема расходов происходил в целом адекватно росту валового регионального продукта и не сопровождался существенным повышением зависимости бюджета от конъюнктуры мировых рынков нефти и газа.

Регулярное повышение заработной платы в бюджетном секторе способствовало сокращению масштабов бедности в регионе. Осуществлены необходимые реформы финансового обеспечения части социальных обязательств региона, в первую очередь системы социальных льгот для ветеранов труда и тружеников тыла. Замена во многом декларативных натуральных льгот денежными выплатами и пакетом социальных услуг позволила реально повысить уровень жизни этих категорий граждан.

Переход к адресным формам бюджетного финансирования реализации льгот на проезд общественным транспортом, отмена права пользования ими по профессиональному признаку с одновременным повышением оплаты труда соответствующих категорий граждан способствовали повышению прозрачности в использовании бюджетных средств и качества предоставляемых услуг, а также улучшению финансового состояния предприятий общественного транспорта, сокращению масштабов нерыночного предоставления услуг в этом секторе.

К 2005 году были финансово обеспечены наиболее неотложные нужды, которые на протяжении ряда лет накапливались в бюджетном секторе. С этого времени появилась возможность начать формирование качественно новой политики государственных расходов, направленной на последовательное повышение жизненного уровня населения, устранение инфраструктурных ограничений социально-экономического развития региона, повышение качества государственных услуг.

Началась реализация масштабных мер по улучшению демографической ситуации в регионе. Постановлением Правительства Мурманской области от 27.09.2007 г. № 442-ПП/17 утверждена региональная целевая программа «Улучшение демографической ситуации в Мурманской области» на 2007-2010 годы. Ассигнования, необходимые для существенного увеличения объемов государственной поддержки семей с детьми, предусмотрены в областном бюджете.

Бюджет все в большей степени выступает в качестве инструмента проведения структурных реформ, поддержки позитивных процессов в различных сферах экономической деятельности.

Вместе с тем в планировании и реализации бюджетной политики сохраняется ряд проблем.

По-прежнему недостаточными остаются объемы дорожного строительства, не выдерживаются нормативы содержания дорог. Это связано как с дефицитом бюджетного финансирования, так и с неадекватностью механизмов финансирования и управления в дорожном хозяйстве.

Также не произошло существенных позитивных изменений в функционировании бюджетных учреждений, не созданы достаточные стимулы для повышения эффективности их деятельности, экономии бюджетных средств.

Правительством Мурманской области проводилась значительная работа по совершенствованию механизмов реализации региональных целевых программ и их оптимизации. Тем не менее качество многих из них пока не соответствует современным требованиям. Состав программных мероприятий не всегда тщательно продумывается и просчитывается при утверждении программ, что в дальнейшем приводит к необходимости их корректировки. Результаты мониторинга реализации региональных целевых программ в недостаточной мере используются при разработке новых программ, имеющих те же цели. Не задействованными в большинстве случаев остаются механизмы софинансирования программных мероприятий из внебюджетных источников. Законодательно не установлен механизм обеспечения стабильности финансирования программных мероприятий в объемах, определенных при их утверждении.

Особенно негативно это сказывается на осуществлении государственных капитальных вложений. Вследствие сложившейся практики ежегодного пересмотра объемов капитальных вложений строительство запланированных объектов ведется неритмично, нормативные сроки их ввода в эксплуатацию регулярно не выдерживаются, происходит постоянное неоправданное удорожание стоимости строительства, снижается его качество.

4. Текущая политика межбюджетных отношений имеет отдельные проблемы и нуждается в совершенствовании


В основу проведенной реформы межбюджетных отношений были положены законодательное разграничение полномочий между уровнями публичной власти, закрепление за бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации собственных доходных источников на долгосрочной основе, формирование прозрачных и обоснованных механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности территорий, создание стимулов к повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.

Законодательно определен порядок делегирования муниципальным образованиям отдельных государственных полномочий с предоставлением субвенций на их исполнение из областного бюджета.

Межбюджетные трнасферты бюджетам муниципальных районов и городских округов предоставляются из областного бюджета в соответствии с Законом Мурманской области от 18.10.2005 № 663-01-ЗМО «О межбюджетных отношениях в Мурманской области» на выравнивание бюджетной обеспеченности, на реализацию передаваемых государственных полномочий .

С 2008 года бюджеты вновь образованных поселений будут формироваться органами местного самоуправления поселений самостоятельно. До этого времени формирование и исполение бюджетов поселений осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных районов.

Решена задача закрепления за местными бюджетами на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных образований.

Пока не найден оптимальный баланс между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для развития экономического и налогового потенциала регионов и муниципалитетов, снижения уровня дотационности, повышения ответственности за принимаемые на местах финансовые решения. Сложившаяся практика финансирования из областного бюджета объектов муниципальной собственности приводит к распылению бюджетных средств и размыванию ответственности за развитие муниципальной инфраструктуры.

Таким образом, несмотря на ряд сохраняющихся ограничений и нерешенных проблем, к 2008 году завершено формирование основ новой бюджетной системы. В области созданы все необходимые предпосылки для перехода на качественно более высокий, отвечающий общепризнанным принципам и международным стандартам уровень управления общественными финансами.

В этих условиях многократно возрастает ответственность за выбор наиболее эффективных способов осуществления государственных расходов, учет не только краткосрочных, но и долгосрочных последствий принимаемых сегодня решений.

5. Необходимость к переходу на долгосрочное финансовое планирование


Формирование и утверждение областного бюджета на 3-летний период целесообразно рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Необходим практический опыт разработки и использования долгосрочных бюджетных прогнозов, включающих в том числе количественные критерии устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки рисков для бюджетной системы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»