ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2006 года № 274-ПП/7

О долгосрочной целевой программе "Дети Кольского Заполярья" на 2007-2010 годы

(с изменениями на 21 декабря 2010 года)


________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Мурманской области от 2 ноября 2007 года № 515-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 6 февраля 2007 года № 38-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 19 июня 2008 года № 279-ПП/11

постановлением Правительства Мурманской области от 28 октября 2008 года № 519-ПП/18

постановлением Правительства Мурманской области от 20 февраля 2009 года № 89-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 7 августа 2009 года № 367-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 16 декабря 2009 года № 588-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 27 сентября 2010 года № 436-ПП

постановлением Правительства Мурманской области от 21 декабря 2010 года № 587-ПП

________________________________________________________________________________

В целях последовательного осуществления в Мурманской области государственной социальной политики по улучшению положения семьи и детей, реализации комплекса мер, направленных на создание условий для развития и жизнедеятельности детей, в соответствии с постановлениями Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 "О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области" и от 28.04.2006 № 162-ПП "О разработке региональной целевой программы "Дети Кольского Заполярья" на 2007-2010 годы" Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Дети Кольского Заполярья" на 2007-2010 годы.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области разработать аналогичные муниципальные программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Мурманской области
Ю. ЕВДОКИМОВ

                                              

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ДЕТИ КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ» НА 2007 - 2010 ГОДЫ

(с изменениями постановления Правительства Мурманской области от 21.12.2010 № 587-ПП)

Мурманск,
2009 г.

ПАСПОРТ

Наименование программы

долгосрочная целевая программа "Дети Кольского Заполярья" на 2007 - 2010 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке

Программы

постановление Правительства Мурманской области от 28.04.2006 № 162-ПП "О разработке региональной целевой программы "Дети Кольского Заполярья" на 2007 - 2010 годы"

Государственные заказчики

подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних":

- Министерство  здравоохранения и социального  развития Мурманской области;

- Управление внутренних дел по Мурманской области;

- Управление  государственной службы  занятости населения Мурманской области;

- Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области.

Подпрограмма "Здоровое поколение":

- Министерство здравоохранения и социального  развития Мурманской области;

- Комитет  по  физической  культуре  и  спорту Мурманской области;

- Министерство образования и науки Мурманской области;

-  Министерство строительства и территориального развития Мурманской области.

Подпрограмма "Дети-сироты":

- Министерство образования и науки Мурманской области.

Подпрограмма "Дети и творчество":

- Министерство образования и науки Мурманской области;

- Министерство  здравоохранения и социального  развития Мурманской области;

- Комитет по культуре и искусству Мурманской области;

- Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области

Государственный заказчик - координатор

Программы

Министерство  здравоохранения и социального  развития Мурманской области

Основные разработчики Программы

- Министерство  здравоохранения и социального  развития Мурманской области;      

- Министерство образования и науки Мурманской области;

- Комитет по культуре и искусству Мурманской области;

- Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области;

- Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области;

- Управление  государственной службы  занятости населения Мурманской области;

- Управление внутренних дел по Мурманской области;

- комиссия по делам  несовершеннолетних  и защите их прав при Правительстве Мурманской области;

- Министерство строительства и территориального развития Мурманской области

Цели и задачи Программы

основные цели:

последовательное осуществление  в Мурманской  области государственной социальной политики по улучшению положения семьи и детей, реализация комплекса мер, направленных на создание условий для развития и  жизнедеятельности детей, формирование системы выявления детей из неблагополучных семей,  формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Основные задачи:

- профилактика социального сиротства и детской безнадзорности, профилактика правонарушений  несовершеннолетних;

- расширение сети и укрепление  материально-технической  базы учреждений, оказывающих помощь семье и детям,  совершенствование деятельности учреждений социальной  помощи семье и детям;

- организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте 14 - 18 лет в свободное от учебы время, предоставление им возможности получения первых профессиональных навыков;

- защита,  сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, охрана репродуктивного здоровья населения, социальная поддержка материнства и детства, создание условий для рождения желанных и здоровых детей, профилактика и снижение детской заболеваемости и инвалидности, снижение материнской и младенческой смертности, улучшение питания матерей и детей;

- укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения, детства;

- внедрение новых форм обследования при проведении профилактических осмотров детей, проживающих в труднодоступных районах;

- строительство и реконструкция учреждений родовспоможения и детства;

- дальнейшее  формирование системы комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями,  создание условий для их полноценной жизни и интеграции в общество;

- улучшение условий развития, воспитания, образования детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, их интеграция в общество;

- создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, комплексной системы работы с детьми и подростками в учреждениях  дополнительного образования детей, учреждениях культуры и искусства;

- привлечение детей и подростков к занятиям художественными, техническими и другими видами творчества и спортом;

- совершенствование работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

привлечение дополнительных средств  федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников, направленных на достижение основных целей и  задач Программы.

Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних":


- сохранение позитивной тенденции снижения числа преступлений и правонарушений несовершеннолетних:

в 2007 г. - на 1,2% (1035), в 2008 г. - на 1,3% (1021), в 2009 г. - на 1,4% (1006), в 2010 г. - на 1,5% (991);

- снижение численности несовершеннолетних, принявших участие в совершении преступлений и правонарушений, в среднем на 0,6% ежегодно  (2007 г. - 889 чел., 2008 г. - 884 чел., 2009 г. - 879 чел., 2010 г. - 874 чел.);

- укрепление материально-технической базы 10 учреждений, оказывающих социальную помощь семье и детям (2008 г. - 2, 2009 г. - 4, 2010 г. - 4);

- обеспечение временной занятости не менее 5 тыс. подростков ежегодно, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения   родителей, - 180 чел., несовершеннолетних, склонных к правонарушениям,  - 250 чел., из семей социального риска - 1150 чел.

Подпрограмма "Здоровое поколение":

- оснащение учреждений родовспоможения и детства современным лечебно-диагностическим оборудованием - 2 учреждения (2007 г. - 2, 2008 г. - 1, 2009 г. - 2,  2010 г. - 2);

- оснащение домов ребенка современным реабилитационным оборудованием - 2 учреждения (2007 г. - 1, 2009 г. - 2);

- стабилизация показателя материнской смертности на 100000 живорожденных (2007 г. - 30, 2008 г. - 30, 2009 г. - 30, 2010 г. - 30);

- стабилизация показателя младенческой смертности на 1000 родившихся живыми  (2007 г. - 10,8, 2008 г. - 10,7, 2009 г. - 10,7, 2010 г. - 10,6);

- снижение темпа роста показателя общей заболеваемости детей в возрасте до 18 лет на 5% (2007 г. - 1%, 2008 г. - 1%, 2009 г. - 1%, 2010 г. - 2%);

- снижение показателя заболеваемости беременных женщин анемией на 4%: 2007 г. - 1% (на  30  случаев), 2008 г. - 1% (на 29 случаев), 2009 г. - 1% (на 29 случаев), 2010 г. - 1% (на 28 случаев);

- снижение  числа абортов на  4%  (2007 г. - 1%  (на 90 случаев), 2008 г. - 1%  (на 88 случаев), 2009 г. - 1% (на 88 случаев), 2010 г. - 1% (на 87 случаев);

- увеличение количества образовательных учреждений, спортивных клубов, участвующих в смотрах-конкурсах, направленных на развитие физической культуры и спорта, на 8 единиц (2007 г. - 2 ед.,  2008 г. - 2 ед., 2009 г. - 2 ед., 2010 г. - 2 ед.);

- увеличение  количества учреждений- участников областных смотров-конкурсов в период 2007 - 2010 гг.  на 8  единиц, в том числе: 2007 г. - на 2 ед., 2008 г. - на 2 ед., 2009 г. - на 2 ед., 2010 г. - на 2 ед.;

- увеличение количества участников физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в период 2007 - 2010 гг. на 4%,  в том числе:  2007  г. - на 1%, 2008 г. - на 1%, 2009 г. - на 1%, 2010 г. - на 1 %;

- укрепление материально-технической базы  4 учреждений  (отделений), оказывающих услуги семьям с детьми-инвалидами (2007 г. - 1, 2008 - 2010 гг. - 3);

- повышение квалификации 15 специалистов, осуществляющих комплексную реабилитацию детей-инвалидов, в г. Москве (2008 г. - 5 чел., 2009 г. - 5 чел., 2010 г. - 5 чел.).

Подпрограмма "Дети-сироты":

- увеличение удельного веса детей,  устроенных в семью, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 г. - 60%, 2008 г. - 60,5%, 2009 г. - 73%, 2010 г. - 74%).

Подпрограмма "Дети и творчество":

- увеличение доли детей, участвующих в региональных мероприятиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей, в общем числе обучающихся общеобразовательных школ: 2007 г. - на 16% (прогнозируемое количество участников мероприятий - 13400 чел.), 2008 г. - на  16,5%  (прогнозируемое количество участников мероприятий - 13413 чел.),  2009 г. - на 17% (прогнозируемое количество участников мероприятий - 13628 чел.),  2010 г. - на 17,5% (прогнозируемое  количество участников мероприятий - 13904 чел.);

- увеличение доли детей-инвалидов, участвующих в творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей - инвалидов, в общем количестве детей-инвалидов: 2007 г. - на 24% (прогнозируемое количество участников мероприятий - 622 чел.), 2008 г. - на 24,5 % (прогнозируемое количество участников мероприятий - 637 чел.),  2009 г. - на 25% (прогнозируемое количество участников мероприятий - 650 чел.), 2010 г. - на 25,5%  (прогнозируемое количество участников мероприятий - 663 чел.)

Сроки и этапы реализации

Программы

- 2007 - 2010 годы

Перечень подпрограмм

- "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

- "Здоровое поколение";

- "Дети-сироты";

- "Дети и творчество"

Объемы и источники финансирования
(позиция в редакции постановления Правительства Мурманской области от 21.12.2010 № 587-ПП)

 

- Общие  затраты  на  реализацию  Программы за счет всех источников финансирования составят 2397245,4 тыс. руб., в том числе за счет средств:


  областного бюджета - 1706341,7 тыс. руб.;

  федерального бюджета - 571511,9 тыс. руб.;

  бюджетов муниципальных образований - 97982,0 тыс. руб.;

  внебюджетных источников - 21409,8 тыс. руб.     

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности

- укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, специализированных и реабилитационных учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями;

- создание условий по обеспечению равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество;

- совершенствование форм взаимодействия органов власти, общественных организаций, других заинтересованных структур по вопросам оказания социальной поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- создание оптимальных условий  для организации  отдыха и оздоровления детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, укрепление здоровья детского населения;

- совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;

- совершенствование и внедрение современных технологий диагностики, лечения и профилактики заболеваемости беременных женщин и детей;

- оптимизация питания детей и беременных женщин;

- совершенствование лечебно-диагностической, в том числе реанимационной, помощи беременным женщинам и новорожденным;

- внедрение новых методик обследования на наследственные и врожденные заболевания у детей;

- совершенствование системы абилитации и реабилитации детей;

- укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства;

- строительство и реконструкция учреждений родовспоможения и детства;

- совершенствование деятельности социальных учреждений по реабилитации  несовершеннолетних, в том числе детей-
инвалидов;

- расширение перечня социальных услуг, оказываемых семьям, имеющим детей-инвалидов;

- создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями в общество;

- укрепление  материально-технической базы учреждений по реабилитации детей-инвалидов;

- совершенствование профессиональной подготовки специалистов, работающих с детьми-инвалидами;

- научно-методическое обеспечение решения проблем детей с ограниченными возможностями;

- развитие семейных форм устройства детей-сирот;

- совершенствование системы выявления и поддержки одаренных детей, реализации их способностей  и получения образования в соответствии с образовательными потребностями и запросами

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Основными целями настоящей Программы являются последовательное осуществление в Мурманской области государственной социальной политики по улучшению положения семьи и детей, реализация комплекса мер, направленных на создание условий для развития и жизнедеятельности детей, формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Программа действует с 1995 года. За период действия Программы удалось решить ряд поставленных задач по улучшению положения детей в Мурманской области.

Выполнение комплексных мероприятий Программы по поддержке детей в 2004 - 2005 годах, целенаправленная деятельность заинтересованных ведомств позволили достичь определенных положительных результатов. Вместе с тем остаются нерешенными вопросы, требующие значительных усилий, финансовых вложений и информационной поддержки.

Численность населения Мурманской области на 1 января 2006 года (по предварительной оценке) составила 864,4 тысячи человек - 99% к уровню 2004 года. Численность постоянного населения в возрасте 0 - 17 лет составила 175274 человека - 96% к уровню 2004 г.

В 2005 году в Мурманской области родилось 8,5 тысячи человек, умерло 11,7 тысячи человек. По сравнению с 2004 годом число родившихся уменьшилось  на 5 %, смертность превысила рождаемость в 1,4 раза (в 2004 году - в 1,3 раза).

Вызывает тревогу состояние здоровья юных северян. В течение последних трех лет общая заболеваемость детей Мурманской области в возрасте до 17 лет остается практически на одном уровне, однако она значительно превышает среднероссийский уровень: в 2005 году - на 28%, в 2004 году - на 32%. Отмечается незначительный рост заболеваемости среди детей в возрасте до 14 лет (на 2% за 3 года), преимущественно за счет первичной заболеваемости. Среди подростков доля первичной заболеваемости уменьшается (2004 г. - 58,7%, 2005 г. - 57,8%).

Продолжается снижение инфекционной заболеваемости, уменьшилась распространенность социально значимых заболеваний у детей.

По сравнению с 2004 годом в 2005 году в 1,2 раза увеличилась заболеваемость алкоголизмом и наркоманией; уменьшилась заболеваемость токсикоманией - в 1,2 раза, сифилисом - в 1,1 раза, гонореей - в 2,3 раза.

После значительного снижения показателя младенческой смертности в 2003 году до 8,9 в течение последних трех лет отмечался ее рост, хотя абсолютное число детей, умерших в возрасте до года, в 2005 году уменьшилось. Показатель младенческой смертности в 2005 году составил 10,9 и почти сравнялся с российским показателем.

В Мурманской области, как и в России, отмечается высокий удельный вес экстрагенитальной патологии у беременных женщин (около 80%), что значительно повышает риск возникновения осложнений при беременности и родах как для матери, так и для ребенка. Отмечено снижение показателя абортов (на 1000 женщин фертильного возраста) на 14%, показателей заболеваемости беременных анемией на 17%, болезнями мочеполовой системы на 23%, болезнями системы кровообращения на 21%, болезнями щитовидной железы на 2%.

Общее число детей-инвалидов по Мурманской области продолжает сокращаться. Показатель детской инвалидности на 10 тысяч детского населения остается ниже среднероссийского показателя, хотя за последний год вырос на 7,3%.

Количество детей-инвалидов, получающих социальную пенсию, на 31.12.2005 составляло 2839 человек (на 31.12.2004 - 2911).

Уровень первично освидетельствованных детей остается ниже, чем в целом по России. Основную возрастную группу в общем числе детей-инвалидов составляют дети в возрасте 10 - 15 лет - 38,6% (по России - 43,9 %).

Ведущими причинами, обусловившими инвалидность, остаются врожденные аномалии развития среди детей в возрасте до 10 лет (из них аномалии системы кровообращения - 25%, хромосомные аномалии - 10%), заболевания нервной системы и психические расстройства в старших возрастных группах.

Тревожной является ситуация, когда значительно сокращается доля детей-инвалидов, проживающих в семьях (за последний год - на 12%). Это свидетельствует о том, что инвалидность ребенка часто является причиной отказа от воспитания ребенка в семье и передачи его в учреждения господдержки, что ведет к росту социального сиротства детей.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья женщин и детей в Мурманской области, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе взаимодействия между различными ведомствами, с привлечением международного опыта и реализацией мероприятий, направленных на снижение показателей материнской и детской заболеваемости и смертности, профилактику заболеваемости и инвалидности детей, сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития.

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сложившаяся в Мурманской области, способствует снижению остроты проблемы детской безнадзорности, приносит положительные результаты.

Анализируя ситуацию с детской безнадзорностью, можно отметить следующее:

- снижается количество выявленных безнадзорных детей: в 2004 году - 789 человек, в 2005 году - 766. Большинство детей помещается в учреждения социального обслуживания семьи и детей в целях проведения социальной реабилитации. В 2004 - 2005 годах количество таких учреждений в области возросло с 13 до 17;

- уменьшилось количество семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в органах социальной защиты населения: в 2005 году на учет поставлено 722 семьи, в которых воспитывались 1004 несовершеннолетних, что меньше, чем в 2004 году, на 334 и 646 соответственно. Снято с учета 1335 семей, из них в связи с улучшением положения в семье - 186. В результате проведенной работы в семьях, снятых с учета, наблюдается улучшение социально-психологической обстановки, материально-бытовых условий проживания;

- снизилось количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: 2005 год - 2384 подростка, что на 98 меньше, чем в 2004 году.

В результате совместной работы субъектов системы профилактики снизился уровень подростковой преступности, наметилась положительная тенденция уменьшения ее удельного веса (удельный вес подростковой преступности по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года составил 12,5%, что на 1,4% меньше уровня 2004 года). Общее число подростков - участников преступлений уменьшилось на 11,9%, в 4 раза сократилось число учащихся, доставленных в органы внутренних дел за употребление наркотических веществ (с 21 человека до 5).

Одним из значимых факторов профилактики безнадзорности является трудовая занятость детей и подростков в каникулярный период. В соответствии с заключенными договорами в 2005 году было организовано 4670 дополнительных рабочих мест, трудоустроено 5344 подростка (97% от числа обратившихся), в 2004 г. - 5004 подростка (94% от числа обратившихся), в 2003 году - 5366 подростков (95% от числа обратившихся).

Количество учреждений социального обслуживания семьи и детей в 2005 году увеличилось. Открылся социально-реабилитационный центр в ЗАТО г. Снежногорск, принято решение об открытии аналогичного учреждения в ЗАТО Скалистый (завершаются ремонтные работы).

В настоящее время в 14 муниципальных образованиях имеются 17 учреждений социального обслуживания семьи и детей. Численность граждан, обратившихся в эти учреждения в 2005 году, увеличилась на 4340 человек по сравнению с 2004 годом и составила 25351 человек, в том числе 11943 несовершеннолетних. Количество оказанных только в стационарных отделениях социальных услуг в 2005 году составило 155,6 тысячи (в 2004 году весь объем услуг - 150,9 тысячи). Число семей, находившихся под социальным патронажем, увеличилось до 1474 (2004 г. - 1096 семей).

Однако учреждений социального обслуживания семьи и детей в области недостаточно. Нормативы по обеспечению населения учреждениями социального обслуживания в Мурманской области пока не достигнуты. Требует укрепления материально-техническая база большинства учреждений.

Сохраняется неблагополучная криминогенная ситуация в подростковой среде. По состоянию на 01.01.2006 на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состоят 1961 подросток-правонарушитель (2004 г. - 1822), 388 подростков, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности (2004 г. - 375), 731 подросток, совершивший административные правонарушения (2004 г. - 484).

Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей за воспитание несовершеннолетних детей, профилактики социального сиротства. В 2005 году в ходе профилактических рейдов, проведенных с участием всех органов и субъектов профилактики, было выявлено и поставлено на учет 866 подростков-правонарушителей, 716 родителей, не обеспечивающих воспитание детей, подготовлено и направлено 968 материалов для принятия мер по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения родительских обязанностей родителями или другими законными представителями. Выявлено 26 фактов жестокого обращения с детьми. Органами внутренних дел возбуждено 34 уголовных дела за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Из неблагополучных семей в связи с угрозой жизни и здоровью изъято 185 детей, помещено в специализированные учреждения 474 ребенка.

Одним из важнейших условий полноценного развития детей и подростков является организация отдыха и оздоровления. Климатогеографические условия Крайнего Севера, неблагоприятная экологическая обстановка оказывают негативное воздействие на состояние здоровья детей и подростков, поэтому важным фактором развития детей Мурманской области остается организация качественного отдыха и оздоровления, особенно за пределами региона в более благополучных климатических условиях.

Всего в 2005 году организованными формами отдыха охвачено 75328 детей Мурманской области. Это немного больше, чем в предыдущем году (в 2004 г. - 75263 человека). Сохранены позиции, достигнутые в предыдущие годы, в то же время ежегодно происходит удорожание стоимости детских оздоровительных путевок и путевок для семейного отдыха, расходов на проезд к местам отдыха. Учитывая наличие в области всего двух загородных оздоровительных учреждений для детей, необходимо предусмотреть увеличение выделяемых средств на организацию оздоровительных мероприятий.

Одной из актуальных проблем детства остается сиротство. По данным органов опеки и попечительства, численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2005 году составила 4510 человек, что на 108 детей меньше, чем в 2004 году. Ежегодно более 900 детей лишаются попечения родителей. В детских домах и школах-интернатах воспитываются 1517 детей, в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты - 425, в учреждениях начального профессионального образования - 587 детей, в приемных семьях - 104, в негосударственном образовательном учреждении "Детская деревня SOS, Кандалакша" - 63, находятся под опекой (попечительством) граждан - 1814.

В период с 1997 по 2002 год в Мурманской области отмечалось ежегодное увеличение числа выявляемых детей, оставшихся по тем или иным причинам без попечения родителей, в 2002 году выявлено 945 человек, с 2003 года наметилось снижение числа таких детей.

На воспитание в семьи граждан в 2005 году устроен 461 ребенок, что составляет 52,5% от числа выявленных детей (в 2004 г. - 495 детей, 53,8%). На усыновление (удочерение) посторонним гражданам было передано 138 детей, что составляет 15,7% от числа выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (в 2004 г. - 151 ребенок, т.е. 17,1% от числа выявленных).

В учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроено 404 ребенка - 46% от числа выявленных детей данной категории (в 2004 г. - 422 ребенка, т.е. 45,9%).

В семьях граждан на 01.01.2006 воспитывается 3775 детей, оставшихся без попечения родителей.

За период реализации Программы в Мурманской области сложилась определенная система выявления и поддержки одаренных детей.

Увеличилась доля детей, участвующих в региональных мероприятиях, направленных на выявление и поддержку одаренных детей, до 8% в общем числе обучающихся общеобразовательных школ.

В рамках реализации подпрограммы "Одаренные дети" ежегодно проводится III (региональный) этап Всероссийской олимпиады школьников по 17 предметам, в которых принимают участие обучающиеся 9 - 11 классов. По итогам выполнения олимпиадных заданий в 2005/2006 учебном году 107 участников, или 22,6% от общего количества (в 2005 году - 99 участников, или 16,8%), получили дипломы комитета по образованию Мурманской области, из них 27 - 1 степени, 27 - 2 степени, 53 - 3 степени; 27 участников награждены поощрительными призами. 38 победителей и призеров рекомендованы для участия в IV и V этапах Всероссийской олимпиады школьников.

В результате целенаправленной и планомерной работы по развитию инфраструктуры образования, несмотря на снижение общей численности школьников, наблюдается тенденция увеличения доли детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования. В настоящее время в 5930 кружках занимаются 78,8 тысячи обучающихся, что составляет 83% (по России - 40,1%) от общей численности обучающихся. Абсолютное большинство детей - 77,7 тысячи обучающихся (90%) - занимается на бесплатной основе. В 2005 году незначительно (на 1%) увеличилось количество платных кружков.

Основу поддержки детского творчества составляют системные областные массовые фестивали, праздники, смотры, выставки, конкурсы по различным жанрам искусства. За последние три года в областных конкурсах и фестивалях приняли участие более 20 тысяч школьников. Более 40 детским художественным коллективам присвоено почетное звание "Детский образцовый коллектив".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»