_____________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Мурманской области от 30 июня 2009 года № 309-ПП
______________________________________________________________________________
В целях упорядочения процесса разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области (далее -Порядок).
2. Исполнительным органам государственной власти Мурманской области, государственным заказчикам и государственным заказчикам - координаторам в срок до 1 октября 2005 года привести в соответствие с данным Порядком действующие региональные целевые программы и представить в департамент экономического развития Мурманской области паспорта действующих программ в новой редакции.
3. Департаменту экономического развития Мурманской области (Рузанкин А.Д.) согласовать с территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (Морозов В.Н.) введение ежеквартальной статистической отчетности по реализации утвержденных целевых программ, в срок до 1 апреля 2006 года провести мониторинг выполнения региональных целевых программ Мурманской области и проверку их соответствия утвержденному Порядку, внести Правительству Мурманской области предложения о дальнейшем финансировании программ из областного бюджета.
4. Признать утратившими силу:
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Мурманской области
А.Селин
ПОРЯДОК
разработки, утверждения и реализации региональных
целевых программ Мурманской области
Настоящий Порядок регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и реализации региональных целевых программ Мурманской области в соответствии с требованиями пункта "в" статьи 70 Устава Мурманской области, законами Мурманской области "О бюджетном процессе в Мурманской области" от 15.06.2000 № 203-01-ЗМО и от 25.03.1999 № 137-01-ЗМО "О прогнозировании и программах социально - экономического развития Мурманской области".
1.1. Региональные целевые программы Мурманской области (далее - Программы) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс социально-экономических, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Мурманской области.
Программы являются одним из основных средств государственного управления социально-экономическими процессами и должны быть направлены на осуществление стратегии и программы социально-экономического развития Мурманской области, сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для области инвестиционных, социальных и научно-технических проектов.
1.2. Программа может строиться по областному, межмуниципальному и ведомственному признакам и включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках Программы. Деление Программ осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
По срокам реализации Программы подразделяются на:
краткосрочные Программы - на срок до одного года;
среднесрочные Программы - на срок от одного до пяти лет;
долгосрочные Программы - на срок свыше 5 лет.
1.3. Инициаторами постановки проблемы для программной разработки могут выступать представительные и исполнительные органы государственной власти Мурманской области, органы местного самоуправления, территориальные представительства федеральных органов исполнительной власти, хозяйствующие субъекты и общественные организации Мурманской области.
1.4. Государственными заказчиками Программ являются уполномоченные Правительством Мурманской области исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные предприятия, учреждения и организации Мурманской области.
1.5. Государственный заказчик Программы:
а) подготавливает проекты решений Правительства Мурманской области о разработке и утверждении Программы, утверждении государственного заказчика, передаче при необходимости части функций государственного заказчика организациям, которым государственный заказчик может передавать в установленном порядке на договорной основе выполнение части своих функций, согласовывает их для внесения в Правительство Мурманской области;
б) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
в) подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
г) осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы в порядке установленном Правительством Мурманской области;
д) подготавливает ежегодно предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
е) разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;
ж) осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
з) согласовывает с основными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или бюджетов муниципальных образований, подписывает соглашения (договоры) о намерениях с предприятиями, организациями, органами местного самоуправления;
и) несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
к) организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий;
л) организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов.
1.6. Для Программ, имеющих более одного государственного заказчика, определяется государственный заказчик-координатор.
Государственный заказчик - координатор Программы кроме полномочий, указанных в пункте 1.5. настоящего Порядка, осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств областного бюджета, средств федерального бюджетов и средств из внебюджетных источников.
Государственный заказчик-координатор несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом.
2.1. Программа состоит из разделов:
характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа;
основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
перечень программных мероприятий;
обоснование ресурсного обеспечения Программы;
механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы.
Программа должна содержать Паспорт (приложение № 1).
К содержанию разделов Программы предъявляются следующие требования:
первый раздел Программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи со стратегией, приоритетами социально-экономического развития Мурманской области, целесообразности программного решения проблемы на региональном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы;
второй раздел Программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач Программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
Требования, предъявляемые к целям программы:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков Программы);
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации Программы с определением соответствующих целей).
Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей Программы и обоснование сроков решения задач и реализации Программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации Программы;
третий раздел Программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач Программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач Программы.
В отдельных случаях для достижения целей Программы, внесения изменений в нормативные правовые акты Программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов;
четвертый раздел Программы должен содержать обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации Программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств областного бюджета) средств федерального бюджета, внебюджетных средств и средств бюджетов муниципальных образований для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств;
пятый раздел Программы описывает управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения;
шестой раздел Программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации Программы, общую оценку вклада Программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.
Предложения по оценке эффективности Программы разрабатываются государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики Программы.
2.2. Проект Программы с пояснительной запиской, социально-экономическими и технико-экономическими обоснованиями, проектом Постановления Правительства Мурманской области об утверждении Программы, листом согласования с исполнительными органами государственной власти Мурманской области и предварительной бюджетной заявкой государственный заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный заказчик-координатор Программы направляет в департамент экономического развития Мурманской области.
2.3. Разработка проекта и утверждение Программы включают в себя следующие основные этапы:
обоснование разработки проекта Программы;
принятие решения о разработке проекта Программы Правительством Мурманской области;
разработка проекта Программы;
согласование проекта Программы;
утверждение Программы Правительством Мурманской области или Мурманской областной Думой.
3.1. Ведомственная целевая программа - комплекс взаимоувязанных мероприятий, выполняемых одним ведомством, направленных на решение конкретной задачи, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства не требует предварительного обоснования и должна содержать паспорт, характеристику проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы, основные цели и задачи Программы, описание ожидаемых результатов реализации и целевые индикаторы, перечень и описание программных мероприятий, срок реализации, описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы, оценку эффективности расходования бюджетных средств, предложения по оценке эффективности, обоснование потребностей в необходимых ресурсах и описание системы управления реализацией Программы. Мероприятия целевых программ ведомств не могут дублировать мероприятия региональных целевых программ Мурманской области. Ведомственные целевые программы подлежат согласованию только в департаменте экономического развития Мурманской области и департаменте финансов Мурманской области.
3.2. Департамент экономического развития Мурманской области в срок до 01 августа на основании заявок распорядителей бюджетных средств формирует проект Перечня целевых программ ведомств, предлагаемых к финансированию (полностью или частично) из областного бюджета на очередной финансовый год.
3.3. Финансовое обеспечение реализации целевых программ ведомств за счет средств областного бюджета осуществляется в пределах средств, выделенных главным распорядителям средств областного бюджета на очередной финансовый год в соответствии с Перечнем целевых программ ведомств, утверждаемым в виде приложения к закону об областном бюджете на очередной финансовый год.
Главные распорядители средств областного бюджета самостоятельно принимают решение о направлении средств на осуществление расходов по целевым программам ведомств, их перераспределение, приостановку реализации программ и завершение программ и выносят предложение департаменту финансов Мурманской области и департаменту экономического развития Мурманской области о внесении изменений в Перечень целевых программ ведомств, утверждаемым в виде приложения к закону об областном бюджете на очередной финансовый год.