ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2008 года N 1155
О КОНЦЕПЦИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НАРОДОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2009-2013 ГОДЫ
Законодательное Собрание Пермского края постановляет:
1. Принять концепцию краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
КОНЦЕПЦИЯ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НАРОДОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА 2009-2013 ГОДЫ
Концепция краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы (далее - концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества в сфере национальных отношений в Пермском крае, учитывает этнокультурные интересы народов, проживающих в регионе, способствует развитию их самобытности и равноправному сотрудничеству на основе использования исторического опыта и культурного потенциала каждого народа в интересах и во благо всего многонационального населения края.
Концепция разработана и основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека, других норм международного права, Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края, а также в соответствии с Законом Пермской области от 5 февраля 2003 года N 620-120 "Об областных целевых программах" и Указом губернатора Пермской области от 27 июня 2003 года N 122 "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ".
Концепция является основой для разработки краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы (далее - Программа).
Пермский край - один из самых крупных полиэтничных субъектов Российской Федерации. Исторически сложилось так, что в процессе многовекового развития на его территории сформировалось и в настоящее время проживает более 120 народов славянской, финно-угорской, тюркской и других этнических групп. В условиях стремительного протекания глобализационных процессов на сегодняшний день остро стоит вопрос сохранения и развития этнокультурного наследия региона, создания условий для реализации прав граждан на сохранение этнокультурной самобытности, а также профилактики проявлений этнического экстремизма.
Понятие "этнокультурное" включает в себя национальный (этнический) аспект как важный и неотъемлемый элемент социокультурных традиций и образа жизни народов Пермского края. Этнокультурные сообщества - это традиционно существующие или недавно самоорганизовавшиеся объединения граждан по этническому или этнокультурному принципу. Этнокультурное развитие - это социально-экономическое, культурное и духовное развитие этнокультурных сообществ Пермского края.
Современное состояние и задачи перспективного развития Пермского края обуславливают новые концептуальные подходы к формированию государственной национальной политики, прежде всего, в части признания того, что в этническом многообразии заключается большой потенциал и важнейший ресурс для дальнейшего продвижения региона.
Повышение роли этнических сообществ в социальном партнерстве, этнокультурном сотрудничестве и социализации этнокультурных групп, а также в минимизации уровня конфликтности в конечном счете способствует общественной стабильности, повышению уровня и качества жизни, улучшению инвестиционной привлекательности Пермского края.
Вектор развития межэтнических национальных отношений в регионе позитивный. На основе данных социологического мониторинга зафиксирована устойчивая тенденция снижения уровня социальной напряженности, вызванной межэтническими противоречиями. В сентябре 2007 года 87,9% опрошенных отметили отсутствие конфликтов на почве межэтнических противоречий на бытовом уровне. В ноябре 2007 года 90,7% респондентов отметили отсутствие национальных конфликтов на межнациональной почве. За аналогичный период 2006 года эта цифра составляла 83%. В апреле 2008 года этот показатель улучшился и составил 92,1%. Мониторинговые социологические опросы подтверждают достаточно высокий процент граждан, удовлетворенных имеющимися возможностями реализации своих этнокультурных потребностей: в мае 2008 года 85% респондентов положительно ответили на данный вопрос, что превышает на 5% данный показатель в 2007 году.
Однако в сфере национальных отношений имеются скрытые факторы напряженности, обусловленные, в первую очередь, обновлением этнической структуры края. Миграционные процессы последних пяти лет привели к значительному изменению этнического ландшафта Пермского края и постановке новых задач перед органами власти в этой сфере. За последние годы в крае существенно увеличилась численность азербайджанцев, армян, таджиков, узбеков, киргизов, китайцев и представителей других народов.
В настоящее время идет активное формирование новых этнических диаспор за счет трудовых мигрантов. За 1-е полугодие 2008 года Управлением Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю выдано 13618 разрешений на привлечение и использование труда иностранной рабочей силы (из них 11996 разрешений иностранным гражданам стран СНГ), что более чем в 21 раз превышает годовые показатели 2006 года.
При этом, по данным социологических исследований, только 60,2% приезжающих полностью владеет русским языком. Лишь 41% пермяков с пониманием относятся к мигрантам. 30,5% мигрантов, имеющих собственное жилье, считают, что пермяки к ним относятся плохо. Современная миграционная ситуация является наиболее сложной и потенциально конфликтогенной и актуализирует разработку комплекса мер по прогнозированию и регулированию миграционных процессов. В связи с чем особое значение приобретает задача социальной адаптации представителей новых этнических диаспор в местное сообщество и снятия противоречий во взаимоотношениях с коренными жителями. Сохраняется и достаточно высокий уровень напряженности по отношению к представителям ряда национальностей среди молодежи.
Таким образом, основными актуальными и социально значимыми для позитивного развития сферы национальных (этнических) отношений в Пермском крае являются следующие проблемы:
1. Проблема русской этнической культуры, обусловленная численностью русского населения (по данным Всероссийской переписи 2002 года - 85% от всего населения края), а также слабой сохраненностью традиций в сравнении с традиционными культурами других народов. Кроме того, данная проблема в связи с кризисом русской этничности является предметом разыгрывания различными политическими силами, националистическими организациями "национальной карты" и может спровоцировать риски в сфере межнациональных отношений в крае.
2. Проблема финно-угорских народов, в первую очередь, коми-пермяков и коми-язьвинцев, для которых пермская земля является исконным и единственным местом проживания. Сохранение и развитие этнической идентичности коми-пермяцкого народа закреплено на уровне государственных гарантий в статье 42 Устава Пермского края. В соответствии с данной статьей органы государственной власти края обязаны обеспечить условия для сохранения и развития языка, духовной культуры и иных этнических составляющих этнической самобытности коми-пермяцкого народа. В условиях первого периода, следующего за объединением двух субъектов Российской Федерации, данная задача имеет особую социальную остроту и значимость. В этих условиях органы государственной власти должны продемонстрировать реальную способность по выполнению обязанностей в отношении коми-пермяцкого народа, возложенных на них Уставом Пермского края.
3. Проблема тюркских народов, в том числе сохранение и развитие пермских татар и башкир, численность которых составляет более 7% от всего населения края и которые наиболее активно заявляют о своих этнокультурных потребностях. На территории Пермского края сложилась уникальная этническая ситуация взаимопроникновения татарской и башкирской культур, в условиях которой формируется самобытная этническая общность татар и башкир. Комплекс мер по созданию условий для удовлетворения этнокультурных потребностей татарского и башкирского населения, проживающего в крае, позволит предотвратить влияние извне и минимизировать проявления межэтнической розни.
4. Проблема профилактики, недопущения проявлений этнического экстремизма, формирования толерантных установок поведения обусловлена необходимостью консолидации пермского полиэтничного сообщества с учетом значительного обновления этнической структуры края за счет интенсивно развивающихся в крае миграционных процессов.
Эффективное решение этих проблем предусмотрено в структуре Программы.
Стратегия органов государственной власти Пермского края по регулированию национальных отношений основана на приоритетах государственной национальной политики в Российской Федерации с учетом современной этнополитической ситуации в крае. В рамках подлинной федерации эти приоритеты предполагают разрешение актуальных этнических проблем не в национально-территориальном, а в культурно-просветительном и культурно-образовательном аспектах и составляют содержание Программы.
Программа является адресной. При этом учитываются многие факторы: особенности этнической структуры региона, типологические характеристики народов и этнических групп, способы их интеграции в местное сообщество, специфика межэтнических отношений, состояние этнодемографической и миграционной ситуации.
Новизна Программы заключается в том, что в ней предусматривается целевой подход к сохранению и развитию самобытности трех основных групп проживающих на территории края народов, с учетом принципа равенства прав граждан на удовлетворение этнических потребностей независимо от национальности, а также с учетом специфики конкретной ситуации, приоритетных задач в отношении этнокультурного развития каждой группы народов:
1. Народы, для которых территория Пермского края является исконной и единственной территорией проживания, - коми-пермяки и коми-язьвинцы. Основной задачей по отношению к ним является сохранение и развитие их этнической уникальности.
2. Народы, традиционно населяющие Пермский край. К этой группе относятся народы, которые проживали в Пермском крае на конец 1980-х годов XX века, когда в регионе сформировалась устойчивая этносоциальная ситуация. Данную группу представляют русские, татары, башкиры, белорусы, украинцы, удмурты, марийцы, чуваши, евреи, поляки, российские немцы. Задачей по отношению к народам данной группы является создание условий для самостоятельного развития с учетом удовлетворения этнических потребностей.
3. Этнические диаспоры, формирующиеся и интенсивно изменяющиеся в рамках современных миграционных процессов. Задачей по отношению к новым этническим диаспорам является содействие их представителям в социальной адаптации и интеграции в местное региональное сообщество.
Каждой из вышеперечисленных трех групп народов должен быть посвящен самостоятельный раздел Программы.
Четвертый раздел Программы должен быть ориентирован на вопросы гармонизации межнациональных отношений, профилактики этнического экстремизма и формирования толерантности в пермском полиэтничном сообществе.
Достижение целей и задач Программы предусмотрено структурой Программы и осуществляется в рамках системы программных мероприятий. В качестве рабочего инструментария выстраивания мероприятий Программы используется универсальный модуль, содержащий в себе примерно схожие методы и формы работы по отношению к каждой из вышеперечисленных групп народов. Логика построения модуля также универсальна: первичной является исследовательская, научная часть (фиксация, анализ, выработка программы действий). Комплексы развивающих и пропагандистских мероприятий по сохранению этнокультурной самобытности народов реализуются через сферы образования, культуры, спорта.
Модуль предусматривает укрепление взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления края с национальными общественными объединениями по вовлечению этнических сообществ в формирование гражданского общества, по преодолению этнической замкнутости на основе принципов партнерства; усиление роли средств массовой информации как инструмента стабилизации межэтнических отношений и эффективное использование ресурсов масс-медиа для организации межэтнической системы коммуникации в Пермском крае, а также издательскую деятельность.
В Пермском крае накоплен большой опыт по развитию и гармонизации национальных отношений программно-целевым методом, который неоднократно отмечался на всероссийском уровне (сборник материалов Министерства регионального развития Российской Федерации "Государственная национальная политика и интеграция соотечественников". М., 2007 г.). Системность и комплексность деятельности органов государственной власти Пермского края в сфере межнациональных отношений обеспечиваются на основе концептуальных подходов, воплощающихся в краевых целевых программах. С 1993 года, когда в Пермской области была разработана первая в России программа поддержки развития национальных культур, реализовано три программы (на 1993-1995 годы; 1996-1998 годы; 1999-2003 годы), заканчивается действие четвертой целевой программы (на 2004-2008 годы). С принятием Закона Пермской области от 18 августа 2003 года N 942-185 "О краевой целевой Программе развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2004-2008 годы" вопросы национальных отношений были включены в перечень государственных полномочий Пермского края.
Главным результатом реализации данной Программы является сохранение этнополитической стабильности в регионе. Важен и накопленный позитивный опыт практического воссоздания национальных традиций разных народов края, которые в новых условиях не утрачивают своей способности активно воздействовать и влиять на все сферы общественной жизни. Сохранение народной культуры является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в подростковой и молодежной среде, воспитания духовности и нравственности, минимизации рисков в сфере межэтнических отношений. Решались такие серьезные проблемы, как восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения. Благодаря программной поддержке эта работа приобрела системный характер, оформилась в качестве одного из стратегических направлений развития социально-экономической сферы края, получила широкий общественный резонанс в других регионах России.
За период действия этой Программы начала формироваться инфраструктура для создания условий по сохранению этнокультурной самобытности народов. Поддерживалась сеть учреждений культуры, на базе которых действуют национальные творческие коллективы. Качественно изменилась деятельность детских и молодежных фольклорных коллективов и этнографических студий, возросло общее количество их участников. Обеспечено функционирование 123 национальных образовательных учреждений. Созданы и действуют центры как на краевом, так и на муниципальном уровне, выполняющие исследовательские, творческие, организационно-методические, образовательные, культурно-просветительные функции: межнациональный общественный центр "Согласие" на базе краевой библиотеки имени А.М.Горького, общественный центр "Дом дружбы народов Пермского края" на базе Пермского государственного института искусств и культуры, лаборатория межнационального общения в г. Чайковском, центры этнокультурного сотрудничества в Суксунском и Чернушинском районах, в г. Соликамске. Обеспечена централизованная финансовая, информационная и научно-методическая поддержка деятельности более 70 национальных общественных объединений.
Программные средства позволили качественно улучшить и увеличить количество мероприятий с этнической тематикой, разрабатывать и внедрять систему мер по социальной адаптации мигрантов в крае, издавать электронные и печатные средства массовой информации на родных языках народов края. В рамках Программы организовано более 300 этнокультурных акций, народных праздников, фольклорных фестивалей, всероссийских и региональных творческих мастерских по народным промыслам и фольклору народов Пермского края. Начиная с 2004 года проведено пять межрегиональных форумов "Русский Мир" с ежегодным охватом участников до 12 тысяч человек. С целью научного осмысления развития национальных отношений в крае организовано более 200 конференций, круглых столов, семинаров, 32 тематических научных исследования, 12 этнографических экспедиций. Внедрены в работу такие эффективные технологии, как Общественная приемная для мигрантов, Школа русского языка для представителей новых этнических групп. Издано 58 книг, 19 учебно-методических пособий, учебников, научных сборников, дисков и другой продукции о самобытности народов края.
Новая Программа является следующим этапом реализации государственной национальной политики в Пермском крае. Концепция новой Программы направлена на продолжение проведения мероприятий, начатых в рамках реализации предыдущей целевой Программы. Включенные в Программу комплексы мероприятий будут направлены на решение системных вопросов развития национальных отношений: создание реальных условий для сохранения этнической идентичности народов, проживающих в крае; внедрение новых технологий профилактики этнического экстремизма и культивирования толерантных установок среди населения региона. Актуальность этих задач обуславливает необходимость использования программно-целевого метода, позволяющего сконцентрировать ресурсы на проведение работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление. Новая Программа позволит привлечь дополнительные источники финансирования, использовать потенциал бизнес-структур, хозяйствующих субъектов, общественных институтов, расширит ресурсные возможности и таким образом обеспечит концентрацию сил и средств по приоритетным направлениям сферы национальных отношений.
Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, в том числе к ограничению влияния органов государственной власти края на реализацию государственной национальной политики в регионе, что, в свою очередь, приведет к разрушению принципов системности и комплексности регулирования сферы национальных отношений в регионе. Это чревато рядом негативных последствий, в числе которых ослабление этнокультурных связей между территориями края, возможное возникновение конфликтов на этнической почве, нескоординированность деятельности государственных структур, отсутствие системности конечных результатов. К серьезным рискам можно отнести и ослабление взаимодействия органов государственной власти с общественными институтами в сфере этнических отношений.
Целесообразность решения поставленных задач путем программно-целевого метода бюджетного планирования обусловлена и тем, что формат программного подхода позволит скоординировать разноплановые мероприятия научно-исследовательского, правового, информационного, образовательного, культурного, спортивного характера, увязанные по задачам, ресурсам и срокам. Программа станет катализатором новых "точек роста" и позволит систематизировать каждодневную работу государственных и муниципальных структур, учреждений культуры, образования, общественных институтов, института семьи по сохранению межнационального мира и согласия в крае.
Как показала практика реализации первых трех региональных целевых программ, прежняя политика в сфере национальных отношений, выражавшаяся в системе мер по "поддержке", а не инфраструктурном развитии, не вполне соответствует развитию этнокультурных процессов в Пермском крае на современном этапе. Особенностью современного периода является усиление объединительных тенденций, консолидирующих мотивов. Интегрирующие направления получат конкретное воплощение в комплексе мероприятий Программы.
Концепцией новой Программы предполагается перейти к:
политике проектно-целевого и инфраструктурного финансирования развития сферы национальных отношений в крае;
формированию региональных стратегий этнокультурного развития;
поддержке межэтнических и межтерриториальных инициатив, направленных на противодействие проявлениям этнического экстремизма;
расширению и укреплению этнокультурного и информационного взаимодействия городских округов и муниципальных районов края;
реализации межведомственных проектов, объединяющих материальные и человеческие ресурсы, направленных на развитие гражданской самоорганизации.
Программно-целевое планирование в сфере государственной национальной политики на региональном уровне предполагает включение в краевую целевую Программу проектов и комплексов мероприятий, направленных на:
решение системных проблем в области этнокультурного развития народов, проживающих на территории края;
формирование единого этнокультурного пространства;
противодействие этническому экстремизму и минимизацию рисков;
внедрение новых технологий создания и распространения этнокультурных ценностей и благ; повышение уровня удовлетворения духовных и этнических потребностей жителей края разных национальностей.
Условием отбора проектов для включения в Программу является их особая этнокультурная значимость, инновационность, межотраслевой и межтерриториальный характер, инфраструктурный потенциал, возможность завершения их реализации в течение срока действия Программы, перспективы последующей реализации проектов.
Основная цель Программы: