ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2005 года № 2194
О концепции областной целевой
программы «Обеспечение жильем молодых семей
в Пермской области на 2005-2010 годы»
Законодательное Собрание Пермской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять концепцию областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы» (прилагается).
2. Рекомендовать администрации Пермской области разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания Пермской области проект областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы».
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Н.А.Девяткин
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005-2010 ГОДЫ»
Концепция областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы» (далее - Концепция) определяет направления и механизмы решения проблемы обеспечения жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в регионе.
Концепция разработана в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Пермской области:
Разработка и реализация областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы» (далее - Программа) базируется на следующих основных принципах:
добровольность участия молодых семей в Программе;
адресный характер оказания финансовой помощи;
возможность повторного обращения за финансовой помощью при условии рождения детей;
вариативность способов решения жилищной проблемы молодых семей;
целевое расходование средств, предоставляемых участникам Программы;
собственное финансовое участие молодой семьи в решении жилищной проблемы.
В настоящей Концепции используются основные понятия и термины:
Молодая семья - семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста. Участник Программы - молодая семья, отвечающая следующим условиям:
члены семьи являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают (зарегистрированы) на территории Пермской области не менее 1 года;
в семье имеются несовершеннолетние дети;
все взрослые трудоспособные члены семьи имеют самостоятельный постоянный источник дохода;
семья располагает собственными средствами для участия в Программе, в том числе посредством принятых на себя кредитных обязательств,
семья признана в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях.
Субсидия - безвозвратные денежные средства, предоставляемые участнику Программы на компенсацию части затрат на приобретение (строительство) жилья или на погашение части целевого кредита (займа).
В настоящее время, на фоне относительной политической и экономической стабилизации, у общества возникает возможность анализа и решения серьезнейших проблем, “отложенных до лучших времен” еще в конце 80-х годов.
В условиях кардинальных социально-экономических реформ основное внимание органов государственного управления было связано с институтами социального и пенсионного обеспечения так называемых “социально незащищенных” групп населения, а в части государственной поддержки в жилищной сфере в приоритетном порядке стали решаться проблемы таких категорий граждан как вынужденные переселенцы, военнослужащие, дети- сироты и т.д.
Эти мероприятия, целесообразные с нравственной и политической точки зрения, фактически являются компенсацией за допущенные ошибки реформирования и не решают стратегических вопросов развития региона. К таковым, в частности, относятся демографические процессы, вопросы сосредоточения трудовых ресурсов в местах их наибольшей востребованности, повышение трудовой мотивации молодежи.
Одной из самых острых государственных проблем является естественная убыль населения России. Для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14 ребенка. В России в 2004 году по данным Госкомстата Российской Федерации он уменьшился до 1,17.
В Пермском регионе, по прогнозам областного комитета государственной статистики, суммарный коэффициент рождаемости, характеризующий средний уровень рождаемости детей на одну женщину, в 2004-2006 годах ожидается на уровне 1,24. Нерешенная жилищная проблема становится основным фактором отказа от рождения второго ребенка, в результате чего происходит сокращение среднего размера семьи. В настоящих экономических условиях, да еще и в отсутствии перспектив получения жилья, возможен отказ и от рождения первого ребенка, в то время как целевая демографическая политика по отношению к молодежи должна способствовать повышению рождаемости.
Социологические исследования, ежегодно проводимые Региональным центром социологического мониторинга при администрации Пермской области, показывают, что для молодых жителей Прикамья жилищная проблема является первостепенной. Среди самых важных для населения направлений, в которых, по их мнению, не дорабатывают органы власти, на первое место они ставят жилищное строительство.
При исследовании проблемы установлено, что обеспеченность собственным жильем молодых семей Прикамья менее 30%, улучшить жилищные условия стремятся более 70% семей. По информации администраций территориальных образований Пермской области около 11000 молодых семей сегодня нуждаются в жилье. Около 4000 семей непосредственно отвечают условиям участия в Программе.
На вопрос о намерениях улучшить свои жилищные условия утвердительно ответили примерно 50% молодых людей, как в городе, так и на селе. При этом приобрести или построить жилье, рассчитывая на свои средства, в состоянии только 18% горожан и 33 % сельских жителей.
Программа призвана создать систему государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья. Ее реализация отвечает стратегическим направлениям деятельности законодательных и исполнительных органов власти в Пермской области, приоритетам социальной политики в регионе.
Основными целями Программы являются создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, улучшение демографической ситуации в Пермской области, стимулирование сознательного трудоустройства молодых граждан.
Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечить первичную финансовую поддержку молодых семей для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;
стимулировать накопление молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;
привлечь дополнительные финансовые и инвестиционные ресурсы для содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную перспективу;
разработать и внедрить в практику правовые, финансовые и организационные механизмы государственной и муниципальной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
пропагандировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и многодетностью.
4. Мероприятия Программы
Система мероприятий Программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
финансовое обеспечение реализации Программы;
организационное обеспечение реализации Программы.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 6 лет и предполагает 2 этапа.
Первый этап (2005-2006 годы) включает в себя:
нормативно-правовое обеспечение реализации Программы на областном и муниципальном уровне;
проведение организационных мероприятий, направленных на создание системы управления Программой;
создание системы информационного и методического сопровождения мероприятий Программы;
разработка механизмов предоставления участникам Программы финансовой помощи на улучшение жилищных условий.
Второй этап (2006-2010 годы) включает в себя:
внедрение в Пермской области организационных, финансовых и экономических механизмов содействия молодым семьям в приобретении жилья;
совершенствование механизма консолидации ресурсов с дальнейшим увеличением доли средств муниципальных образований и внебюджетных источников финансирования Программы;
внедрение механизмов реализации Программы в практику муниципальных образований с учетом территориальных особенностей.
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) предполагается развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного участия федерального, областного и местных бюджетов, и привлечение в значительном объеме внебюджетных средств.
Источниками финансового обеспечения Программы являются:
средства федерального бюджета, выделяемые в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (на конкурсной основе);
средства областного бюджета в рамках областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области» на 2005-2010 годы»;
средства местных бюджетов муниципальных образований;
средства предприятий и организаций различных форм собственности, направляемые молодым семьям для финансирования жилищного строительства и приобретения жилья;
собственные средства молодых семей;
ипотечные и иные кредиты и займы.
Распределение средств Программы органам местного самоуправления из областного бюджета производится:
на 1 этапе реализации Программы - на конкурсной основе. Основными критериями предоставления средств областного бюджета муниципальным образованиям являются:
наличие в бюджете муниципального образования на текущий год финансовых средств на содействие молодым семьям в решении жилищной проблемы;
возможность привлечения внебюджетных средств на строительство (приобретение) жилья для молодых семей;