Недействующий

     

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 1993 года N 5090-1


Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 января 2021 года на основании
Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ
____________________________________________________________________


Придавая исключительно важное значение проведению целенаправленной государственной молодежной политики в период осуществления социальных и экономических преобразований в обществе и обсудив Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации.

2. Совету Министров - Правительству Российской Федерации:

подготовить до 1 января 1994 года предложения об изменении действующего законодательства в связи с одобрением Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации;

подготовить и внести в Верховный Совет Российской Федерации до 1 октября 1993 года проект федеральной программы "Молодежь России", предусматривающей осуществление комплекса мер по социальной защите, поддержке самостоятельной трудовой, творческой деятельности и развитию молодежи.

3. Рекомендовать Верховным Советам республик в составе Российской Федерации в соответствии с общими принципами и целями Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации принять по вопросам, относящимся к их компетенции, соответствующие законодательные акты и внести изменения и дополнения в действующее законодательство.

4. Рекомендовать Советам народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов федерального значения, местным Советам народных депутатов осуществлять в пределах своей компетенции и за счет своих бюджетных средств меры по обеспечению дополнительных социально-экономических и правовых гарантий в области труда и занятости молодежи, предпринимательской деятельности молодых граждан, по предоставлению им социальных услуг, поддержке молодых семей, талантливой молодежи, по созданию условий для физического и духовного развития молодежи, для содействия деятельности молодежных и детских объединений.

5. Рекомендовать правительствам республик в составе Российской Федерации, главам администраций автономной области, автономных округов, краев и областей, мэрам городов федерального значения принять меры по организационному и финансовому укреплению органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти, а также содействовать осуществлению федеральных, республиканских, региональных программ и иных мероприятий при проведении государственной молодежной политики.

6. Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации по делам молодежи, спорта и физического воспитания населения:

совместно с Советом Министров - Правительством Российской Федерации вносить предложения о последующих изменениях и дополнениях Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации с учетом социально-экономической ситуации в Российской Федерации;

осуществлять контроль за ходом реализации настоящего постановления.



   Председатель Верховного Совета
     Российской Федерации
Р.И.Хасбулатов

     

Основные направления государственной
молодежной политики в Российской Федерации

Настоящие Основные направления содержат концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется государственная молодежная политика в Российской Федерации. Цели и принципы такой политики являются общими для всех уровней государственной власти и управления. Реализация мер в области государственной молодежной политики в России осуществляется органами государственной власти и управления на основе принимаемых в развитие настоящих Основных направлений нормативных актов и программ в соответствии с компетенцией этих органов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

Государственная молодежная политика проводится в отношении:

граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;

иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;

молодых семей - семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

молодежных объединений.

Государственная молодежная политика осуществляется:

государственными органами и их должностными лицами;

молодежными объединениями, их ассоциациями;

молодыми гражданами.

Принципы государственной
молодежной политики

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества целом;

обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Цели государственной
молодежной политики

Целями государственной молодежной политики являются:

содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления Российской Федерации. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям.

2. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ

Политика государства, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

обеспечение соблюдения прав молодежи;

обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

содействие предпринимательской деятельности молодежи;

государственная поддержка молодой семьи;

гарантированное предоставление социальных услуг;

поддержка талантливой молодежи;

формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

содействие молодежным международным обменам.

Обеспечение соблюдения
прав молодежи

1 Государственная молодежная политика основывается на признании за молодым человеком всей полноты социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации.

Соблюдение прав молодых граждан будет обеспечиваться через:

недопущение введения каких-либо ограничений прав и свобод молодых граждан в зависимости от возраста, а равно возложения на них дополнительных обязанностей в сравнении с обязанностями граждан иного возраста иначе, как в установленном законом порядке;

признание недействительными полностью или в соответствующей части с момента их принятия любых подзаконных актов, ограничивающих объем прав, предоставляемых законом молодым гражданам, с возмещением виновной стороной материального и морального ущерба, причиненного молодым гражданам;

проведение дознания, следствия и судопроизводства по делам несовершеннолетних с соблюдением обусловленных возрастными особенностями несовершеннолетних специальных требований к процедуре дознания и следствия, составу дознавателей и следователей, а также отправлению правосудия и составу суда;

осуществление мер, направленных на профилактику безнадзорности, преступности и иных правонарушений среди несовершеннолетних, и создание в этих целях соответствующих структур по защите их прав в системе органов исполнительной власти всей уровней.

Обеспечение гарантий
в сфере труда и занятости
молодежи

Главной задачей государства в сфере труда и занятости молодежи является обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых граждан на труд при структурной перестройке экономики и высвобождении работников, размещении производительных сил и создании новых рабочих мест, организации служб занятости и помощи в трудоустройстве, создании системы профессиональной ориентации и подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.

В целях содействия занятости молодежи будут использоваться следующие меры и средства:

учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;

использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников;

установление для предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы, квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу выпускников детских государственных воспитательных и специальных учебно-воспитательных учреждений; подростков, оставивших учебу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания; молодых граждан, нуждающихся в поддержке при поиске работы, и других;

законодательное закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установленных квот;

осуществление мер, облегчающих процесс перехода молодежи от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых работников, а также организации общественных работ по специальным программам.

Содействие
предпринимательской
деятельности молодежи

В целях реализации инновационного потенциала молодежи, облегчения стартовых условий вхождения молодых граждан в рыночные отношения необходимо необходимо осуществить меры по социально-экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской (фермерской) деятельности молодых граждан, молодых семей, коллективов молодых граждан, а также организаций молодых предпринимателей, молодежных хозяйственных объединений на селе, прежде всего в сфере производства товаров и услуг.

Система таких мер предполагает:

установление правового статуса молодежного, студенческого и ученического предприятия;

предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечению средствами производства, помещениями, страхованию их коммерческого риска;


выдачу поручительств и гарантий;

финансирование обучения основам предпринимательской деятельности и содействие в разработке учредительных документов;

освобождение молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

установление дотаций (субсидий) и налоговых льгот на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими органами государственной власти и управления;

предоставление одноразовых субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи.

Государственная
поддержка молодой семьи

Оказывая поддержку молодой семье, государство исходит из того, что от здоровья супругов и от социально-экономических и бытовых условий жизни молодой семьи, от окружающей ее природной и культурной среды, в целом от образа ее жизни зависят сохранение генофонда наций и народов Российской Федерации, физическое и духовное здоровье новых поколений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»