ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2001 года № 1898

     

О Концепции социальной политики в Пермской области



Законодательное Собрание Пермской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять Концепцию социальной политики в Пермской области (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель
Законодательного Собрания
     Н. А. Девяткин

     

Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Пермской области
     от 22 ноября 2001 года
№ 1898


КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
в Пермской области


Содержание


Общие положения


Современная социально-экономическая ситуация в Пермской области диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, совершенствования механизмов реализации социальной политики. В связи с этим все более актуальной становится проблема правового закрепления концептуальных представлений о сути и механизмах регулирования социального развития в регионе.

Концепция социальной политики в Пермской области разработана в связи с необходимостью системного правового упорядочения регионального регулирования социального развития. Целью этого документа является правовое установление предмета, субъектов, целей, задач, принципов, основных направлений, форм и методов регулирования социального развития в регионе. Концепция социальной политики дает правовые основания и переводит в сферу упорядоченных и приведенных в соответствие с федеральным законодательством и интересами жителей области прежде разрозненные и не всегда легитимные действия субъектов управления в сфере социального развития.

Концепция социальной политики в Пермской области:

1) устанавливает только основы регионального регулирования социального развития, оставляя значительную свободу действий органам местного самоуправления, общественным организациям и другим субъектам социальной политики;

2) определяет, что ее предметом являются региональные правоотношения государственных и общественных институтов по поводу согласования интересов и потребностей отдельных индивидов и социальных групп с интересами и целями общества;

3) устанавливает основные субъекты, осуществляющие социальную политику на территории области;

4) определяет цели и задачи регионального регулирования развития социальной сферы с учетом  интересов населения области, а также того, на каком этапе развития находится российское общество;

5) закрепляет представления о ведущих  принципах регионального регулирования социального развития, которыми должны руководствоваться все субъекты социальной политики;

6) определяет основные направления социальной политики с учетом регионального социально-экономического потенциала и тех наиболее острых социальных проблем, которые характерны именно для Пермской области;

7) дает перечень форм и методов регионального регулирования социального развития;

8) определяет принципы и методы оценки эффективности регулирования социального развития в регионе.

В настоящее время в экономике и социальной сфере Пермской области происходят существенные позитивные изменения, делающие необходимой и возможной смену региональной модели социальной политики. Начиная с 1992 г. в России и в Пермской области для смягчения социальных последствий экономических преобразований, сопровождающихся глубоким кризисом, используется пассивная модель социальной политики - модель выживания с акцентом на социальной защите населения. В настоящее время, когда экономика области, как и экономика России, вышла на траекторию посткризисного развития, необходимо переходить к модели развития - к активной социальной политике, заключающейся прежде всего в развитии человеческого потенциала и повышении эффективности деятельности всех отраслей социальной сферы.

Концепция активной социальной политики на основе развития человеческого потенциала исходит из того, что государство через свои функциональные и территориальные институты обеспечивает не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей, прежде всего в сфере образования, удовлетворяет необходимый минимум потребностей в здравоохранении, гарантирует безопасность личности, соблюдение политических и гражданских прав, а также несет ответственность за создание условий, которые содействуют росту и эффективному функционированию социально-экономической системы.

При этом особое внимание уделяется четырем принципам. Первый - равенство, понимаемое как равенство возможностей. Второй - устойчивость, трактуемая как ответственность перед будущими поколениями, которые должны иметь не меньшие возможности для развития, что и нынешние. Третий - производительность, то есть инвестирование в развитие человеческих ресурсов и в создание такой макроэкономической среды, которая позволит каждому человеку в максимальной мере реализовать свой потенциал. Четвертый - содействие самостоятельности, позволяющее людям достичь такого уровня индивидуального развития, который дает им возможность осуществить выбор одной из многих альтернатив на основе собственной свободной воли.

Для реализации этих принципов необходимо обеспечить в регионе  эффективное функционирование экономики, дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, приоритет права и безусловное соблюдение законов, становление полноценного гражданского общества. Только на этой основе возможно осуществление в регионе активной и эффективной социальной политики.


1. Стратегическая цель, основные задачи и принципы социальной политики


Социальная политика - это деятельность государственных и общественных институтов, связанная с отношениями между социальными группами и индивидами по поводу условий создания и распределения общественных благ, позволяющая согласовывать коренные интересы и потребности отдельных индивидов и социальных групп с интересами и целями общества.

Основные субъекты социальной политики на территории области - законодательный и исполнительный органы государственной власти, представительные и исполнительные органы местного самоуправления, работодатели, общественные организации.

Основной целью социальной политики является обеспечение динамичного развития общественно-политической системы путем создания трудоспособным гражданам условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью, а нетрудоспособным, социально уязвимым слоям населения - гарантирование социальной защищенности и поддержки.

Стратегической целью социальной политики в настоящее время является создание и развитие системы новых, ориентированных на человека, общественных отношений, регулирование этих отношений и контроль над ними. Социальная политика должна быть направлена на повышение эффективности социального развития, на создание социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному развитию и самореализации каждого человека. Современная социальная политика должна обеспечивать максимально возможный на данном этапе развития экономики области уровень социального благополучия, способствовать повышению уровня и качества жизни всех категорий населения. Социальная политика призвана создавать оптимальные условия воспроизводства населения и ослаблять социальную напряженность, предотвращая и регулируя социально-классовые, профессиональные, национальные и другие конфликты.

Основные задачи социальной политики:

1)      создание условий для развития человеческого потенциала путем обеспечения доступности для всего населения области качественных, бесплатных, гарантированных государством услуг образования и здравоохранения, развития науки, культуры, искусства, физической культуры и спорта; проведение институциональных преобразований в этих сферах, а также в жилищно-коммунальном хозяйстве с целью увеличения их функционального и организационного разнообразия, расширения набора платных услуг высокого качества;

2)      проведение активной политики повышения уровня жизни населения области, поддержка общественных инициатив, способствующих реализации населением возможностей самостоятельно обеспечивать свое благосостояние;

3)      проведение активной политики по оптимизации занятости населения в области, создание условий, способствующих повышению предприимчивости населения;

4)      формирование эффективного механизма социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, которая объективно нарушает их жизнедеятельность, и которую они не могут преодолеть самостоятельно;

5)      формирование эффективной системы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности личности;

6)      создание условий для постепенного выравнивания территориальных различий социального благополучия населения.

При разработке и реализации областной социальной политики, социальных программ и мероприятий необходимо придерживаться следующих принципов:

сочетание экономической свободы и социальной справедливости;

приоритетность интересов и потребностей жителей области при учете федеральных интересов;

системность и согласованность социальных программ и мероприятий;

последовательная смена целей и приоритетов от этапа к этапу при оптимальном сочетании и непротиворечивости долгосрочных и краткосрочных целей;

оптимальное сочетание социальной, экономической и экологической эффективности;

постоянный мониторинг социальных процессов;

стимулирование экономической и социальной активности населения;

концентрация усилий и ресурсов в проблемных и перспективных сферах социальной жизни;

адресность социальной помощи;

многоканальность финансирования социального развития;

соответствие федеральному законодательству;

демократизация управления;

гласность и открытость социальной политики;

общественный контроль за деятельностью органов власти.


2. Развитие человеческого потенциала


Главным источником экономического роста и социального прогресса является человеческий потенциал. Региональный человеческий потенциал включает приобретенные жителями области знания, квалификацию, здоровье, энергию и мотивацию, которые могут быть использованы в течение определенного периода времени в целях производства материальных и духовных благ, свободного развития и самореализации каждого человека.

   

  2.1. Развитие интеллектуального потенциала


Высокие темпы изменений, происходящих в России и в мире, нарастающая глобализация, неизбежно усиливающаяся включенность российского общества в общемировые процессы, стремительный технологический прогресс, в частности, информационная революция придают особое значение интеллектуальному потенциалу как интегральной части человеческого потенциала. Количественные и качественные параметры интеллектуального потенциала населения формируются прежде всего благодаря развитию образования, науки, культуры и искусства.

    

 2.1.1. Образование


Образование, отвечающее современным потребностям, выступает в качестве ключевого фактора адаптации личности к постоянно меняющейся экономической, социальной и культурной среде, условием горизонтальной и вертикальной мобильности, способности к усвоению и продуцированию инноваций. Динамичные и неоднозначные сдвиги, происходящие в настоящее время в экономике, политической системе, культуре и массовом сознании, вызванная ими дифференциация общества, с одной стороны, требуют, а, с другой, - создают возможность ускоренного становления новой системы образования.

Основные направления развития системы образования:

придание образованию гуманистического характера, выделение в числе приоритетов образования направлений, способствующих свободному развитию человека, становлению нравственных идеалов и ценностей, воспитанию гражданственности и патриотизма;

разработка и введение новых механизмов реализации конституционных гарантий в области образования;

расширение демократичности образования, обеспечение гражданам любого возраста возможности реализации своих прав на образование;

обеспечение количественного и качественного соответствия потенциала системы образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров потребностям развития экономики и социальной сферы;

обеспечение соответствия структуры и качества образования потребностям развития гражданского общества;

оптимизация сети образовательных учреждений различных типов и видов, поддержка малочисленных учреждений;

формирование региональной системы обеспечения качества образования;

совершенствование региональных нормативов финансирования, материально-технического обеспечения и оснащения учреждений и организаций образования;

создание финансово-экономических условий для повышения качества образования на основе развития инновационной деятельности, вариантности учебных программ и технологии обучения;

расширение спектра дополнительных образовательных услуг;

содействие развитию сети образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных;

обеспечение прав и социальной защиты детей, нуждающихся в государственной поддержке, создание детских коррекционно-диагностических и реабилитационных центров;

создание условий для реализации всеми образовательными учреждениями полномочий юридического лица, расширение их экономической самостоятельности;

значительное улучшение материально-технической базы всех учреждений, связанных с образованием и подготовкой кадров, повышение технической оснащенности учебно-воспитательного процесса на всех его этапах, компьютеризация, развитие информационно-коммуникационных сетей;

развитие дистанционного образования;

снижение многосменности учебных занятий на дневных отделениях учебных заведений и в общеобразовательных школах;

оптимизация численности и функциональной нагрузки кадрового состава образовательных учреждений, подготовка и переподготовка преподавателей, способных обеспечить проведение учебного процесса с учетом современных требований;

создание системы социальной поддержки работников образования, повышение престижа педагогического труда;

развитие общественно-государственных форм управления.

    

 2.1.2. Наука


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»