Принят
Законодательным Собранием
Пермской области
20 ноября 2003 года
Внести изменения и дополнения в Закон Пермской области «Об областной целевой программе «Молодежь Прикамья» на 2002-2005 годы» от 13.03.2002 № 66-9 (Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области, 29.04.2002, № 2), изложив в новой редакции приложение к Закону «Областная целевая программа «Молодежь Прикамья» на 2002-2005 годы».
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Пермской области
Ю.П. Трутнев
от 5 декабря 2003 года
№ 1127-232
Областная целевая программа
«МОЛОДЕЖЬ ПРИКАМЬЯ» на 2002-2005 годы
Наименование Программы | Областная целевая программа «Молодежь Прикамья» на 2002-2005 годы |
Основание для разработки Программы | Указ губернатора области от 15.05.2001 № 117 «О плане действий администрации Пермской области по приоритетным направлениям на 2001 год» |
Государственный заказчик | Администрация Пермской области |
Основной разработчик Программы | Комитет по молодежной политике Пермской области |
Руководитель Программы | Председатель комитета по молодежной политике Пермской области |
Исполнители | Комитет по молодежной политике Пермской области, департамент образования Пермской области, департамент культуры и искусства Пермской области, комитет социальной защиты населения Пермской области, аппарат администрации Пермской области, органы местного самоуправления, областной совет профсоюзов (по согласованию), ГУВД (по согласованию), департамент ФГСЗН по Пермской области (по согласованию), военный комиссариат Пермской области (по согласованию) |
Участники Программы | Комитет по молодежной политике Пермской области, департамент образования Пермской области, департамент культуры и искусства Пермской области, комитет социальной защиты населения Пермской области, аппарат администрации Пермской области, органы местного самоуправления, органы по делам молодежи и иные организации на конкурсной основе |
Цели Программы | Обеспечение процесса социализации молодежи путем создания и развития правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации и духовно-нравственного развития молодежи; |
Важнейшие целевые показатели | Снижение безработицы среди молодежи; степень вовлеченности учреждений и органов молодежной политики в реализацию Программы |
Общая стоимость Программы | Общая стоимость Программы - 181082 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты выполнения программных мероприятий | Трудоустройство около 2 тысяч подростков и молодежи. Создание служб содействия занятости подростков и молодежи в восьми территориях области. Оказание информационно-консультационных услуг 600 начинающим предпринимательским структурам и молодым предпринимателям. Обеспечение жильем около 750 молодых семей. |
Сроки реализации Программы | 2002-2005 годы |
Система контроля | Контроль за реализацией Программы осуществляет Законодательное Собрание Пермской области, администрация Пермской области, Контрольно-счетная палата Пермской области |
Областная целевая программа «Молодежь Прикамья» на 2002 - 2005 годы (далее - Программа) определяет в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.93 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.04.96 № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» и от 27.12.2000 № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)», Законом Пермской области от 19.10.1998 № 253-28 «О государственной молодежной политике в Пермской области», постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 22.11.2001 № 1898 «О Концепции социальной политики в Пермской области», приоритетные направления государственной молодежной политики в Пермской области на 2002 - 2005 годы и меры по их реализации.
2. Анализ состояния проблемы
В современных формах развития общества социальная сфера является не просто затратной сферой, поглощающей финансовые средства, но и становится мощным фактором, средством и условием эффективного развития экономики региона. Социальная переориентация, изменение приоритетов экономического и политического развития регионов выдвигают на первый план человеческий фактор в функционировании общества и производства. Таким образом, среди основных ресурсов региона важным, главным и основным является население. Молодежь является его стратегической составляющей. Изменение качества этой составляющей приводит к объективным изменениям в обществе в момент перехода граждан из категории «молодежь» в зрелую жизнь. Учитывая отсутствие массовой миграции молодежи и усиление тенденции включения молодежных лидеров в территориальные и отраслевые элиты, можно отметить, что наиболее активная сегодня часть молодежи будет определять настоящее региона через 10-15 лет.
По данным проведенного в 2000 году Пермским государственным университетом социологического исследования «Социальные проблемы молодежи Прикамья в условиях трансформации российского общества» количество молодых людей в области на рубеже веков составляло 733 тысячи человек или 26% всего населения Прикамья. Из числа трудоспособного населения области 43,7% - молодые граждане. Структура молодого поколения становится все более сложной и многослойной. В настоящее время для молодежи характерен рост привлекательности образования, особенно высшего. Наблюдается рост количества молодых людей, образующих свое собственное дело. Увеличивается число молодых граждан, реализующих свой творческий и интеллектуальный потенциал в различных общественных объединениях, которые играют все большую роль в решении социальных проблем как молодежи, так и общества в целом.
В то же время, большая часть молодежи позиционирует себя вне поля реализации молодежной политики (54% опрошенных молодых людей считают, что государственная молодежная политика в Пермской области недостаточно эффективна, 24% - что ее вообще нет):
отсутствием информированности молодежи в области гражданских, социальных и трудовых прав (75% молодежи отмечают, что не информированы о своих правах);
наличием острой жилищной проблемы (молодежь в Пермской области в среднем обеспечена жильем в 2 раза хуже, чем в целом по России: у 43% - комната в квартире родителей, у 20% - государственная квартира, у 2% - кооперативная квартира, у 5% - комната в коммунальной квартире, у 6% - свой дом, 6% - проживают в одной комнате с родителями, 18% - живут в общежитии);
не обеспечено развивающее обучение кадров, работающих в сфере молодежной политики;
в целом слабо выстроено обеспечение молодежной политики в регионе;
общественные организации не являются проводниками государственной молодежной политики: недостаточна поддержка их деятельности и инициатив.
В условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде. Размываются духовные ценности, ориентиры. Сохраняется высокий уровень преступности. По данным ГУВД Пермской области 67,6% всех преступлений совершаются гражданами от 14 до 30 лет; количество несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния в возрасте от 14 до 16 лет, на протяжении 1999-2001 годов постоянно увеличивается. Около 70% лиц, потребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет.
Одним из факторов, влияющих на уход молодежи в наркотическую зависимость и криминальную среду, является отсутствие в жизни молодого человека иных, организованных при помощи и в интересах государства, «адреналиновых зон» - побед, выступлений, споров, творчества, геройствования и др.
Интенсивная адаптация молодых граждан к различным формам социальных отношений, т.е. начало активной реализации ими своих прав и обязанностей, своего жизненного потенциала, приходится на возраст от 14 до 30 лет (активное социальное становление, получение общего, профессионального образования, начало трудовой деятельности, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, создание семьи, рождение и воспитание детей). Именно в этот период исключительно важно государственное внимание и стимулирование созидательного потенциала молодежи.
В 1998 году Законодательным Собранием Пермской области был принят Закон Пермской области «О государственной молодежной политике в Пермской области». В целях его реализации, создания экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления молодежи, начиная с 1998 года за счет средств областного бюджета производилось финансирование плана мероприятий по реализации основных направлений данного Закона. С 1999 года в Закон Пермской области «О минимальной бюджетной обеспеченности Пермской области» внесен раздел 1803 «Молодежная политика», в соответствии с которым финансируются учреждения и мероприятия в сфере молодежной политики.
На первом этапе реализации областной целевой программы «Молодежь Прикамья» активно начали решаться многие проблемы в сфере молодежной политики.
В настоящее время наблюдается рост внимания административных органов к проблемам молодежи: во всех исполнительных органах местного самоуправления созданы структуры по работе с молодежью. В двадцати одной из сорока территорий Пермской области представительными органами местного самоуправления приняты и действуют комплексные программы по молодежной политике. За последние два года в тридцати одной территории области создана и развивается сеть учреждений по работе с молодежью: 69 клубов по месту жительства, 3 центра клубов по месту жительства, 7 социально - реабилитационных центров, 8 молодежных информационных центров, 10 дворцов молодежи. Растет осознание необходимости постоянной работы с молодежью у руководителей организаций независимо от их формы собственности (создаются службы по работе с молодежью).
Существенно выросло в 2002 году количество участников культурно-массовых мероприятий, проводимых учреждениями органов по делам молодежи, - фестивалей, смотров, конкурсов. Создаются службы содействия занятости и студенческие отряды. Внедряются конкурсные механизмы поддержки молодежных инициатив как на муниципальном, так и на региональном уровнях. Выявляются инновации в работе с молодыми семьями. С 2002 года становится традиционным проведение фестиваля исторических городов Прикамья. Возрождаются различные формы военно-патриотического воспитания молодежи.
Таким образом, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в Пермской области по решению молодежных проблем осуществляется в условиях правового, организационного и финансового обеспечения.
Реализация областной целевой программы «Молодежь Прикамья» позволит осуществить систему экономических, социальных, организационных мер в создании условий для решения проблем молодежи.
Обеспечение процесса социализации молодежи путем создания и развития правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации и духовно-нравственного развития.
Создание условий для реализации инновационного потенциала молодежи путем развития социального проектирования, лидерства в молодежной среде, поддержки добровольческого движения.
Создание высокоэффективной системы обеспечения молодежной политики в Пермской области.
Организация занятости и снижение безработицы среди молодежи, создание структур и механизмов, обеспечивающих различные формы трудоустройства подростков и молодежи, стимулирование экономической активности молодежи.
Создание системы поиска, поддержки и развития талантливой и одаренной молодежи, содействие развитию самодеятельного и профессионального художественного творчества молодежи, в первую очередь, через организацию конкурсов, фестивалей, смотров.
Создание комплексной системы поддержки молодых семей.
Создание условий для формирования и развития гражданственности и патриотизма в молодежной среде.
Профилактика негативных явлений в подростковой среде, формирование позитивной ценностной ориентации молодежи.
Создание условий для роста и развития молодежных общественных организаций, постепенного делегирования им части полномочий в решении социально значимых проблем.
Развитие волонтерского движения молодежи.
Формирование социально активного слоя молодежи, способного позитивно влиять на развитие социально- экономической ситуации в регионе.
Создание целостной системы изучения молодежных проблем, научно-методического и кадрового обеспечения молодежной политики.
Организационная поддержка социализации молодежи в современных условиях, развитие позитивных форм досуга, сети информационного сопровождения молодежной политики.
Создание региональной системы информационного обеспечения молодежной политики.
Программа реализуется в 2 этапа.
Первый этап (2002 - 2003 годы) предусматривает:
нормативно-методическое обеспечение молодежной политики;
построение системы информационного обеспечения молодежной политики;
создание системы государственной поддержки молодежных общественных инициатив.
Второй этап (2004 - 2005 годы) предусматривает:
развитие и поддержку сети учреждений в территориях области, внедрение современных технологий работы учреждений органов по делам молодежи;
совершенствование системы государственной поддержки молодежных общественных инициатив;
создание системы содействия экономической самостоятельности молодых граждан;
формирование социально активного слоя молодежи, способного позитивно влиять на развитие социально- экономической ситуации в регионе.
При реализации программных мероприятий используются финансовые, кадровые, материально-технические ресурсы. Источниками ресурсного обеспечения Программы являются средства областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, а также внебюджетные средства. Привлечение средств федерального бюджета за счет федеральных целевых программ возможно при условии участия исполнительных органов государственной власти в конкурсных программах.
Существенную роль в финансировании Программы играют возможности непосредственных исполнителей по привлечению внебюджетных средств. Конкретные объемы выделяемых средств из областного бюджета определяются ежегодно.
В целях эффективного контроля за реализаций программных мероприятий главным распорядителем кредитов и координатором Программы является комитет по молодежной политике Пермской области. Взаимодействие комитета по молодежной политике Пермской области с другими исполнителями Программы осуществляется путем заключения договоров и соглашений, определяющих взаимные права и обязанности, а также конкретные сроки и объемы финансирования.