Недействующий


ЗАКОН

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
«Развитие физической культуры,
спорта и здорового образа жизни
населения в Пермской области
на 2003-2005 годы»

     

Принят
Законодательным Собранием
Пермской области
18 сентября 2003 года

   

     

Статья 1


Утвердить областную целевую программу «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения в Пермской области на 2003-2005 годы» (прилагается).

Статья 2


Объем финансирования областной целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения в Пермской области на 2003-2005 годы» определять ежегодно при формировании областного бюджета отдельной строкой.

Статья 3


Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 4


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Пермской области
Ю.П. Трутнев


от 26 сентября 2003 года

№ 1013-202


Приложение
к Закону Пермской области
от 26 сентября 2003 года № 1013-202



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2005 ГОДЫ»



Паспорт Программы


Наименование Программы

Областная целевая программа «Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения в Пермской области на 2003-2005 годы»

Основание разработки Программы

Закон Пермской области от 20.07.1995 № 288-50 «О физической культуре, спорте и туризме» (в редакции Закона Пермской области от 14.06.2002 № 205-33)

Государственный заказчик Программы

Администрация Пермской области

Основные разработчики Программы

Комитет по физической культуре, спорту и туризму Пермской области
Чайковский государственный институт физической культуры
Пермский государственный педагогический университет

Руководитель Программы

Заместитель губернатора Пермской области, курирующий вопросы физической культуры и спорта

Исполнители Программы

Комитет по физической культуре, спорту и туризму Пермской области, департамент образования Пермской области, управление здравоохранения Пермской области, органы местного самоуправления (по согласованию)

Участники Программы

Хозяйствующие субъекты различных форм собственности (на конкурсной основе)

Цель и задачи Программы. Важнейшие целевые показатели

Целью Программы является создание условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения области за счет привлечения к активным занятиям физической культурой и спортом
Задачи Программы:
     формирование у детей, подростков, молодежи осознанной потребности в физическом совершенствовании;
     улучшение качества процесса физического воспитания и образования среди детей, подростков и учащейся молодежи;
     поиск, экспериментальная адаптация и внедрение новых форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности среди молодежи;
     модернизация программно-методического обеспечения процесса физического воспитания, создание новых физкультурно-оздоровительных технологий;
     расширение информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни;
     перестройка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных категорий специалистов в области физической культуры и спорта;
     укрепление и повышение эффективности использования материально- технической базы для занятий физической культурой и спортом.
Важнейшие целевые показатели:
     увеличение количества детей, подростков, учащейся молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
     снижение уровня заболеваемости детей, подростков и молодежи простудными заболеваниями;
увеличение уровня обеспеченности спортивным инвентарем и оборудованием муниципальных общеобразовательных учреждений, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, учреждений начального, среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования детей

Сроки реализации Программы

2003-2005 годы

Общая стоимость Программы

Общая стоимость - 27400 тыс. рублей, из них 19550 тыс. рублей - областной бюджет, 7850 тыс. рублей - привлеченные средства, в том числе по годам:
2003 год - 3445 тыс. рублей, из них 2695 тыс. рублей - областной бюджет, 750 тыс. рублей - привлеченные средства;
2004 год - 11030 тыс. рублей, из них 8380 тыс. рублей - областной бюджет, 2650 тыс. рублей - привлеченные средства;
2005 год - 12925 тыс. рублей, из них 8475 тыс. рублей - областной бюджет, 4450 тыс. рублей - привлеченные средства

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

     Увеличение до 20% систематически занимающихся физической культурой и спортом детей, подростков, учащейся молодежи от их общего числа.
     Снижение уровня заболеваемости простудными и иными заболеваниями, за исключением инфекционных и врожденных заболеваний, на 5-7%.
     Обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, учебно-методическими материалами процесса физического воспитания в муниципальных общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, учреждениях начального, среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования детей, клубах по месту жительства.
     Развитие информационно-образовательной и пропагандистской деятельности средств массовой информации, органов и организаций, несущих ответственность за развитие физической культуры, спорта, и здорового образа жизни среди населения Пермской области.
     Совершенствование системы повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту для государственных и муниципальных образовательных учреждений

Организация контроля за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют Законодательное Собрание Пермской области, администрация Пермской области и Контрольно-счетная палата Пермской области

     

1. Общие положения


Правовой основой для принятия и реализации Программы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.04.1999 № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; «Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 1507-р; «Программа (основные направления) проведения в российском обществе пропаганды здорового образа жизни на 2002-2008 годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2002 № 736-р; Федеральная целевая программа "Молодежь России (2001-2005 годы)" (подпрограмма "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской  Федерации (2002-2005 годы), утвержденная постановлением  Правительства Российской Федерации от 29.05.2002  № 363; Закон Пермской области от 20.07.1995 № 288-50 «О физической культуре, спорте и туризме»; Закон Пермской области от 05.02.2003 № 620-120 «Об областных целевых программах».


2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением россиян основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающих укрепление физического и нравственного здоровья, усиление умственной и физической  работоспособности детей, подростков и молодежи.

Состояние здоровья населения - результат воздействия различных факторов. Наиболее действенным из них является двигательная активность. Многочисленные  исследования, как в России, так и за рубежом, доказывают, что систематические занятия физическими упражнениями положительно воздействуют практически на все системы организма и являются эффективным средством профилактики заболеваний.                        

Состояние здоровья всех категорий населения, особенно детей и подростков, ежегодно ухудшается. Нормальное физическое развитие имеет только пятая часть школьников. Увеличивается число детей, страдающих нарушением осанки, сколиозом, растет доля лиц, имеющих дефицит массы тела. Результаты профилактического обследования детей, проведенного перед поступлением в школу, показали, что 8,0% из них страдали пониженной остротой зрения, 1,8% - сколиозом, 16,2% - нарушением осанки. Уже к концу первого года обучения данные показатели выросли соответственно до 11,5%, 2,1% и 21,2%, к 4-5 классам - до 15,5%, 3,1% и 22,5%, к моменту окончания школы - до 19,4%, 5,1%, 17,0%. Растет число отклонений в нервно-психическом здоровье. За время обучения количество детей, имеющих 1 группу здоровья, снижается с 10% до 5-3,5%, количество детей с III группой здоровья (хроническая патология) увеличивается с 5-8% до 10-27%.  

По данным Всемирной организации здравоохранения лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. Около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием. По причине низкого уровня здоровья  около 3,3 тыс. детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой.

До сих пор не решена проблема физического воспитания детей с различными отклонениями  в состоянии здоровья. Таких детей освобождают от занятий физической культурой, в то время как ослабленные дети еще в большей степени нуждаются в благотворном влиянии различных средств физической подготовки на организм. Лишь 17% детей, направленных для занятий в спецмедгруппы, занимаются физическими упражнениями.

Здоровьеформирующая функция физического воспитания и массового детско-юношеского спорта в современных образовательных системах приобретает особое значение в условиях происходящего разрушения экологии среды обитания человека и его внутренней экологии. Все это усугубляется существенным снижением объемов двигательной активности детей и подростков, проблемами распространения алкоголизма, табакокурения и наркомании.

Проведенные исследования подтверждают большую зависимость между режимом двигательной активности и заболеваемостью. У лиц с низкой двигательной активностью,  то есть не делающих гимнастику,  не занимающихся в секциях и т.п. (а таких в области более 60%), временная нетрудоспособность составляет в среднем от 10 до 32 рабочих дней в году. При этом час в неделю занятий физической культурой снижает временную нетрудоспособность на половину дня в год.

Анализ основных показателей физкультурно-оздоровительной работы в области свидетельствует о том, что наблюдается тенденция роста количества спортивных плоскостных сооружений, числа занимающихся в детско-юношеских спортивных школах и спортивных клубах по месту жительства, числа спортсменов высокого класса.

Однако, несмотря на это, количество занимающихся в спортивных секциях уменьшилось (на 2,5 тыс. человек). Особенно этот показатель мал в общеобразовательных школах - 19,1%, учреждениях начального профессионального образования - 16,2%, учреждениях среднего профессионального образования - 15,3%, высших учебных заведениях - 16,3%. В 65 детско-юношеских спортивных школах занимается 44,4 тыс. детей и подростков, в 183 подростковых клубах занимается 39,6 тыс. человек.  Охват массовым спортом составляет 12,5%.

Из всех проводимых в области физкультурно-спортивных мероприятий  91,5% составляют соревнования по различным видам спорта, и только 5,7% - массовые соревнования, 1,3% - комплексные мероприятия (спартакиады, фестивали), 0,4% - семейные старты, 1,1% - соревнования по национальным видам спорта.

Сокращение сети физкультурно-оздоровительных учреждений, спортивных клубов, коммерциализация спортивных центров, повышение стоимости тренировочно-оздоровительных услуг привели к снижению двигательной активности различных групп детей,  развитию хронических заболеваний, прогрессированию физических дефектов и ухудшению физической подготовленности допризывной молодежи.    

В последние годы наблюдается тенденция повышения криминальной активности подростков. Из числа лиц, совершивших преступления, 58,4% составляет молодежь в возрасте до 30 лет, 14,3% - несовершеннолетние (5,9 тыс. подростков).

С каждым годом все более острой становится проблема распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании. Каждый шестой несовершеннолетний в момент совершения преступления находился в состоянии опьянения, более половины (53,8%) контингента несовершеннолетних правонарушителей являются учащимися и студентами.    

Отвлечение детей и подростков от наркомании, пьянства и, как следствие, преступности возможно посредством привлечения указанной категории населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом как по месту учебы, так и по месту жительства.

Ежегодно уменьшается численность учителей физической культуры. Наблюдается резкое снижение числа тренеров- преподавателей в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Наряду со специалистами физкультурно-оздоровительной работы имеется огромная  потребность в специалистах пограничных областей знания (медицины и физического воспитания): валеологов, санологов, реабилитологов и других, а также в преподавателях, владеющих нетрадиционными методами оздоровления или новыми видами двигательной активности. Это требует создания многообразных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Многоуровневая система образования предполагает перестройку организации системы подготовки кадров, форм и методов обучения. Совершенствование содержания физкультурного образования необходимо на всех его ступенях - от общеобразовательной до профессиональной (начальный, средний, высший и послевузовский уровень). Один из ведущих принципов совершенствования - введение новых специальностей: социального работника, менеджера в сфере физической культуры, специалиста адаптивной физической культуры, способного работать с людьми с  отклонениями в состоянии здоровья, а также с населением, проживающим в зонах экологического загрязнения. Поэтому необходимо предусмотреть подготовку специалистов по физическому воспитанию и реабилитации с расчетом не менее одного специалиста на 5 тыс. человек. Необходимо отметить, что сегодня не существует расчетов по определению потребности и обеспеченности специалистами  в области физической культуры и спорта в Пермской области.

Развитие физической культуры и спорта невозможно без осуществления целенаправленной пропаганды физической культуры и здорового образа жизни. Опрос руководителей муниципальных органов управления физической культурой и спортом городов и районов Пермской области показал: 58% опрошенных считают, что за последние годы работа средств массовой информации  по освещению физической культуры и спорта ухудшилась; 77% считают, что сегодняшние теле- и радиопередачи не способствуют привлечению населения к здоровому образу жизни, вовлечению их в активные занятия физической культурой и спортом.

Анализ содержания спортивных программ показывает, что почти во всех программах определенное место отводится спортивным новостям, которые в основном касаются футбола, хоккея и других отдельных видов спорта. В малой степени телевидение способствует просвещению и образованию детей и молодежи в области физической культуры и здорового образа жизни. Отсутствуют программы, в которых показывалась бы положительная роль занятий физической культурой и спортом в профилактике таких негативных явлений как пьянство, наркомания, курение. Не используются возможности спортивного телевидения в обобщении положительного опыта по организации физкультурно-спортивной работы городов и районов области. Недостаточно внимания уделяется пропаганде ценностей спортивной деятельности и многообразию возможностей физической культуры в воспитании и становлении личности, в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии человека. Отсутствует общая координация в освещении спортивных событий, что ведет к дублированию, отсутствию «своего лица» у того или иного канала, той или иной программы.

Исходя из вышеизложенного, развитие физической культуры и спорта является комплексной проблемой, требующей решения программно-целевым методом. Первоочередной задачей на ближайшие годы становится проведение мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья детей, подростков, молодежи.

3. Цель и задачи Программы


Целью Программы является создание условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения области за счет привлечения к активным занятиям физической культурой и спортом.

Достижение цели Программы планируется через реализацию системы взаимосвязанных программных мероприятий, призванных решить задачи по совершенствованию физического воспитания в муниципальных общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, учреждениях начального, среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования детей, клубах по месту жительства.

Основные задачи Программы:

формирование у детей, подростков, молодежи осознанной потребности в физическом совершенствовании;

улучшение качества процесса физического воспитания и образования среди детей, подростков и учащейся молодежи;

поиск, экспериментальная адаптация, внедрение новых форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности среди молодежи;

модернизация программно-методического обеспечения процесса физического воспитания, создание новых физкультурно-оздоровительных технологий;

расширение информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни;

перестройка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных категорий специалистов в области физической культуры и спорта;

укрепление и повышение эффективности использования материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом.

4. Ресурсное обеспечение Программы


Общая потребность финансового обеспечения мероприятий Программы составляет 27400 тыс. рублей, в том числе из средств областного бюджета - 19550 тыс. рублей, привлеченные средства - 7850 тыс. рублей.

Потребность финансового обеспечения мероприятий Программы составляет:

2003 год - 2695 тыс. рублей из областного бюджета, 750 тыс. рублей - привлеченные средства;

2004 год - 8380 тыс. рублей из областного бюджета, 2650 тыс. рублей -привлеченные средства;

2005 год - 8475 тыс. рублей из областного бюджета, 4450 тыс. рублей - привлеченные средства.

5. Механизм реализации Программы


Реализация Программы осуществляется в соответствии с Законом Пермской области от 05.02.2003 № 620-120 «Об областных целевых программах» и указом губернатора Пермской области от 27.06.2003 № 122 «Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ». Отбор участников программных мероприятий производится на конкурсной основе в соответствии с нормативными правовыми актами. Закупка и поставка продукции и услуг осуществляется на основе контрактов (договоров) в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и Пермской области. Распорядителями бюджетных средств, выделяемых на финансирование Программы, являются комитет по физической культуре, спорту и туризму области, департамент образования области, управление здравоохранения области, органы местного самоуправления (по согласованию). Программа будет  реализовываться во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими учреждениями, общественными организациями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»