ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ОБЛАСТНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ
"ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
Изложить областную целевую программу "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2010 - 2012 годы", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 18.09.2009 N 310 (в редакции постановления Администрации Курской области от 10.09.2010 N 410-па), в следующей редакции:
"ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Пожарная безопасность
и защита населения Курской области на 2010 - 2014 годы"
Наименование Программы - областная целевая программа "Пожарная
безопасность и защита населения Курской
области на 2010 - 2014 годы" (далее -
Программа)
Основание для - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.
разработки Программы N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
Закон Курской области от 26 июня 2006 г.
N 39-ЗКО "О пожарной безопасности в Курской
области";
распоряжение Правительства Курской области от
10.07.2009 N 343-р "Об утверждении Концепции
областной целевой программы "Пожарная
безопасность и защита населения Курской
области на 2010 - 2012 гг."
Государственный - Администрация Курской области
заказчик Программы
Исполнитель-координатор - управление по осуществлению полномочий в
Программы области гражданской обороны, чрезвычайных
ситуаций и пожарной безопасности Курской
области (далее - управление по осуществлению
полномочий в области ГО, ЧС и ПБ Курской
области)
Основные разработчики - Главное управление МЧС России по Курской
Программы области;
управление по осуществлению полномочий
в области ГО, ЧС и ПБ Курской области;
областное казенное учреждение
"Противопожарная служба Курской области"
(далее - ОКУ "ППС Курской области")
Цели и задачи Программы - основными целями Программы являются:
создание эффективной системы пожарной
безопасности в Курской области;
обеспечение необходимых условий для
предотвращения гибели людей при пожарах;
сокращение материального ущерба;
обеспечение технической оснащенности
подразделений Государственной противопожарной
службы в соответствии с нормами,
утвержденными действующим законодательством
РФ, Курской области;
государственная поддержка органами
исполнительной власти Курской области
общественных объединений пожарной охраны.
Основными задачами Программы являются:
совершенствование нормативной, правовой,
методической и технической базы в целях
создания условий для обеспечения пожарной
безопасности объектов и населенных пунктов
области, уменьшения гибели, травматизма людей
и размера материальных потерь от пожаров;
укрепление материально-технической базы
подразделений Государственной противопожарной
службы в соответствии с нормами,
утвержденными действующим законодательством;
повышение эффективности управления силами и
средствами Государственной противопожарной
службы на основе использования (внедрения)
современных информационных технологий и
средств телекоммуникаций Курской области;
повышение готовности подразделений
Государственной противопожарной службы к
тушению пожаров и ведению аварийно-
спасательных работ, улучшение оперативных
характеристик пожаротушения;
обеспечение пожарной безопасности объектов с
высоким уровнем пожарной опасности;
обеспечение пожарной безопасности в
муниципальных образованиях в Курской области
Важнейшие целевые - снижение количества зарегистрированных
индикаторы и показатели пожаров;
Программы снижение количества погибших;
увеличение количества спасенных;
улучшение оперативных характеристик:
среднее время прибытия на пожар;
среднее время локализации пожара;
среднее время ликвидации пожара;
среднее время тушения пожара
Сроки и этапы - Программа осуществляется в один этап - 2010 -
реализации Программы 2014 годы
Перечень основных - мероприятия по совершенствованию материально-
мероприятий Программы технической базы подразделений Федеральной
противопожарной службы по Курской области:
приобретение, модернизация и переоборудование
пожарных автомобилей, приобретение запасных
частей, комплектующих и ремонтно-
эксплуатационных материалов, технологического
и иного оборудования для проведения
технического обслуживания и ремонта пожарных
автомобилей, эксплуатации зданий и сооружений
пожарных подразделений;
приобретение противопожарного, аварийно-
спасательного оборудования и вооружения,
огнетушащих средств, вещевого имущества,
средств индивидуальной защиты органов
дыхания, оборудования для эксплуатации
рукавного хозяйства, пожарно-технического
вооружения, пожарно-технического
оборудования, снаряжения, вещевого имущества,
медицинских укладок с антишоковыми
препаратами и иных средств для оказания
первой доврачебной помощи;
обеспечение гарантий правовой и социальной
защиты работников ОКУ "ППС Курской области"
(проведение аттестации рабочих мест по
условиям труда, медицинское обеспечение,
оборудование кабинетов (комнат)
психологической разгрузки);
совершенствование системы управления ОКУ "ППС
Курской области": приобретение радиостанций,
ретрансляторов, антенно-мачтового хозяйства,
приборов, СГУ, иных средств оперативной
связи, оповещения, информатизации и
телекоммуникации, информационно-управляющих
систем, программных продуктов;
капитальный (текущий) ремонт объектов
пожарной охраны;
приобретение средств защиты органов дыхания и
кожи, технических и тренажерных средств и
другого имущества для обучения мерам
пожарной безопасности населения и других
категорий;
проведение организационно-технических
мероприятий по обеспечению пожарной
безопасности, создание, обеспечение
функционирования и совершенствование системы
предупреждения пожаров и системы
противопожарной защиты;
мероприятия по материально-техническому
обеспечению подразделений добровольной
пожарной охраны, осуществление мероприятий по
обеспечению пожарной безопасности
муниципальных образований и объектов
муниципальной собственности, обеспечение
надлежащего состояния источников
противопожарного водоснабжения, обеспечение
связи и надлежащего оповещения населения о
пожаре;
подготовка, переподготовка и повышение
квалификации работников добровольной пожарной
охраны и добровольных пожарных;
переоборудование авторазливочных станций
(АРС) и автотопливозаправщиков, приобретение
пожарно-технического вооружения, пожарно-
технического оборудования, средств
оперативной связи, снаряжения, боевой одежды,
вещевого имущества с целью дальнейшей
передачи общественным объединениям пожарной
охраны
Исполнители основных - Главное управление МЧС России по Курской
мероприятий Программы области (по согласованию);
управление по осуществлению полномочий в
области ГО, ЧС и ПБ Курской области;
ОКУ "ППС Курской области";
областное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного профессионального
образования "Учебно-методический центр по
гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
Курской области" (далее - "УМЦ ГОЧС Курской
области");
предприятия и организации Курской области
(по согласованию);
органы местного самоуправления в Курской
области (по согласованию)
Объемы и источники - источниками финансирования являются средства
финансирования областного бюджета (в том числе субсидии
Программы бюджетным учреждениям на иные цели),
предполагаемые средства федерального бюджета,
местных бюджетов, а также внебюджетные
источники финансирования (средства
предприятий и организаций Курской области).
Объем бюджетных ассигнований на реализацию
мероприятий Программы, предполагаемых за счет
средств областного бюджета, устанавливается и
утверждается законом Курской области об
областном бюджете на очередной финансовый
год.
Общий объем финансирования Программы
составляет 912350,70 тыс. рублей, в т.ч. по
годам:
2010 год - 183975,935 тыс. рублей;
2011 год - 156530,215 тыс. рублей;
2012 год - 212195,55 тыс. рублей;
2013 год - 179195,0 тыс. рублей;
2014 год - 180454,0 тыс. рублей
Система организации - контроль за выполнением мероприятий Программы
контроля за исполнением осуществляют Администрация Курской области,
Программы Контрольно-счетная палата Курской области,
Главное управление МЧС России по Курской
области, управление по осуществлению
полномочий в области ГО, ЧС и ПБ Курской
области
Ожидаемые конечные - реализация Программы позволит:
результаты реализации создать необходимые условия для повышения
Программы и показатели защищенности личности, имущества Курской
эффективности области от пожаров в целом, укрепить
реализации Программы материально-техническую базу подразделений
Государственной противопожарной службы по
Курской области, в том числе:
сократить количество пожаров, масштабы и
последствия пожаров на объектах населенных
пунктов Курской области (по сравнению с 2008
г.);
повысить оперативность прибытия подразделений
Государственной противопожарной службы к
очагам возгорания и сократить среднее время
тушения пожаров на 3,4% за счет создания
отдельных постов, развития иных видов
пожарной охраны, а также укрепления
материально-технической базы Государственной
противопожарной службы;
обеспечить безопасные условия труда
работников ОКУ "ППС Курской области";
повысить престиж профессии пожарного
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа
В условиях динамично меняющихся социально-политических и экономических решений пожары продолжают оставаться мощным дестабилизирующим фактором, негативно влияющим на состояние экономики Курской области. Обеспечение пожарной безопасности становится все более сложной и многогранной проблемой, которая стоит в ряду основополагающих в системе безопасности личности, общества и государства.
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизации потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.
Отмечается, что более 70% пожаров и убытков от них, а также около 90% погибших на пожарах людей приходится на жилой сектор, из которых 75% происходят в сельской местности. Сложная обстановка с гибелью людей при пожарах наблюдается в Пристенском, Касторенском, Мантуровском и других районах области, где относительный показатель гибели людей при пожарах на 10 тыс. населения превышает среднеобластной более чем в 2,5 раза. Сложившееся положение дел с пожарами на территории Курской области обусловлено проблемами правового, материально-технического и социального характера, накапливавшимися годами до настоящего времени.
Постановлением Курской областной Думы от 27 июля 2006 г. N 128-IV ОД и постановлением Администрации Курской области от 03.03.2009 N 65 были утверждены областные целевые программы "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2006 - 2009 годы" и "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2009 год", разработанные и принятые с учетом положений Федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 972.
В ходе реализации указанных областных целевых программ в 2006 - 2009 гг. был получен положительный опыт решения проблемы обеспечения пожарной безопасности в регионе программно-целевым методом, который показал достаточную эффективность и привел к достижению, в целом, поставленных целей и задач.
Так, за счет средств федерального и областного бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования решались вопросы развития инфраструктуры и материально-технической базы подразделений пожарной охраны, повышения пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и здравоохранения.
В целях реализации на территории области требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также противопожарного прикрытия Курской области в 2008 году Администрацией Курской области при участии глав органов местного самоуправления были созданы и введены в действие пять отдельных пожарных постов Противопожарной службы Курской области в Горшеченском (с. Старомеловое), Глушковском (с. Званное), Советском (д. Петропавловка), Поныровском (с. Ольховатка) и Солнцевском (с. Старый Лещин) районах для обеспечения пожарной безопасности в муниципальных образованиях.
Вместе с тем, для обеспечения 100% прикрытия населенных пунктов Курской области, в т.ч. отдаленных, с учетом времени прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова и оснащения их современными техническими средствами дополнительно требуется создание более 30 отдельных пожарных постов или пожарных частей малой численности. Одновременно с созданием новых постов пожарной охраны для обеспечения своевременного прибытия сил и средств пожарной охраны, сокращения временных характеристик тушения пожаров необходимо дальнейшее развитие иных видов пожарной охраны (муниципальной, частной, добровольной).
Важным положительным результатом реализации областных целевых программ и положений Концепции совершенствования газодымозащитной службы в системе Государственной противопожарной службы МЧС России, утвержденной приказом МЧС России от 31 декабря 2002 г. N 624, явилось создание газодымозащитной службы (далее - ГДЗС) во всех районных пожарных частях Противопожарной службы Курской области, укрепление их материально-технической базы, приобретение дыхательных аппаратов, создание баз ГДЗС по ремонту и обслуживанию средств защиты органов дыхания (далее - СИЗОД).
Однако нерешенными остались вопросы по строительству теплодымокамеры, полосы психологической подготовки пожарных, приобретению достаточного количества (более 200 шт.) дыхательных аппаратов для индивидуального закрепления за каждым газодымозащитником.
Ключевым моментом в проблеме обеспечения пожарной безопасности области является поддержание материально-технической оснащенности подразделений Государственной противопожарной службы на качественном, современном уровне, соответствующем требованиям действующего законодательства. В период действия областных целевых программ "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2006 - 2009 годы" и "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2009 год" были выполнены мероприятия по развитию материально-технической базы подразделений пожарной охраны, в т.ч. приобретение, модернизация и переоборудование пожарных автомобилей, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования и вооружения, огнетушащих средств, вещевого имущества, средств индивидуальной защиты органов дыхания, медицинских укладок и иных средств для оказания первой доврачебной помощи, замена отработавшей свой ресурс техники.
С целью обновления парка пожарной и аварийно-спасательной техники, а также для снижения количества эксплуатируемых сверх нормативного срока пожарных автомобилей необходимо продолжить выполнение комплекса мероприятий по укреплению материально-технической базы Государственной противопожарной службы, технической перевооруженности подразделений пожарной охраны.
Органами местного самоуправления поселений и городских округов в рамках своих полномочий была активизирована работа по приведению в исправное состояние источников противопожарного водоснабжения (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты - естественные и искусственные, водоем с площадками с твердым покрытием, водонапорные башни, оборудованные устройствами для забора воды). За период 2006 - 2008 гг. собственниками водопроводных сетей было отремонтировано 243 ед. пожарных гидрантов и установлено 118 новых, построено 20 пирсов, что оказало положительное влияние на организацию тушения пожаров, особенно в сельской местности.
При этом отмечается низкий процент оборудования устройствами отбора воды для целей пожаротушения из водонапорных башен, недостаточное строительство пирсов и площадок с твердым покрытием на водоемах области.
В период действия областной целевой программы "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2006 - 2009 годы" в течение 2008 года для оптимизации системы управления во всех пожарных частях Противопожарной службы Курской области на штатной основе были созданы диспетчерские службы и решен вопрос по укомплектованию всех пунктов связи пожарных частей средствами электронно-вычислительной техники с включением их в локальную сеть Главного управления МЧС России по Курской области.
За период 2006 - 2009 гг. автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения людей о пожаре оборудованы все общеобразовательные школы области и 21 объект образования с круглосуточным пребыванием детей; 47 (78%) из 60 объектов здравоохранения стационарного типа с круглосуточным пребыванием людей оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения людей о пожаре.
Для объективной системы мониторинга противопожарного состояния данных объектов используется система удаленного контроля "Сирена - МЧС". На сегодняшний день к системе подключено более 400 объектов инфраструктуры. В то же время важной задачей является завершение работы по подключению объектов здравоохранения к системе удаленного мониторинга "Сирена - МЧС", а также работы по сопряжению системы мониторинга "Сирена - МЧС" и автоматизированного диспетчерского комплекса в целях максимального снижения влияния человеческого фактора на обеспечение пожарной безопасности и автоматизации процессов реагирования.
Стоит отметить, что если в 2005 году (до начала реализации мероприятий областных целевых программ "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2006 - 2009 годы" и "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2009 год") на территории Курской области было зарегистрировано 1664 пожара, прямой материальный ущерб от них составил 32,326 млн. рублей, при пожарах погибло 117 человек и получили травмы 66 человек, то уже в 2006 году (в первый год реализации целевой программы) количество пожаров было снижено до 1484, прямой материальный ущерб - до 32,089 млн. рублей, количество погибших составило 100 человек, травмировано на пожарах 58 человек.
Реализация основных программных мероприятий позволила к 2008 году снизить количество пожаров до 1185, что в 1,4 раза меньше по сравнению с 2005 годом, гибель людей при пожарах составила 63 человека, что в 1,8 раза меньше показателя 2005 года, прямой материальный ущерб уменьшился в 1,3 раза и составил 23,887 млн. рублей.
Проведенный анализ выполнения программных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что скоординированные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Курской области, органов местного самоуправления позволяют обеспечить базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер в обеспечении пожарной безопасности региона на требуемом уровне. В сложившейся ситуации непринятие действенных мер по реализации организационных и практических мероприятий, направленных на обеспечение пожаробезопасного состояния объектов, противопожарной защиты населенных пунктов, обновление материально-технической базы пожарных частей, может привести к тяжким последствиям.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы
ее реализации, целевые индикаторы и показатели,
характеризующие эффективность реализации Программы