Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2007 года N 972

О федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года"

(с изменениями на 30 декабря 2012 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" (далее - Программа).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N 932 - см. предыдущую редакцию).

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2008-2012 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы.

     


Председатель Правительства
Российской Федерации

     В.Зубков

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2007 года N 972


ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года"

(с изменениями на 30 декабря 2012 года)

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года"

     

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года"

Дата принятия решения  о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2007 года N 1532-р

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Государственные заказчики Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N 932; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 230; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 1480. - См. предыдущую редакцию)

Основные разработчики Программы

-

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство образования и науки Российской Федерации

Цель и задачи Программы

-

целью Программы является снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, включая сокращение числа погибших и получивших травмы в результате пожаров людей к 2012 году по сравнению с 2006 годом на 30 процентов, и снижение ущерба от пожаров на 44 процента.

Основными задачами Программы являются:

развитие инфраструктуры пожарной охраны, в том числе в населенных пунктах Российской Федерации, на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно-территориальных образованиях, проведение исследований по совершенствованию системы их оснащения и оптимизации системы управления;

развитие инфраструктуры объектов системы подготовки пожарных и проведение исследований по разработке и внедрению новых информационных образовательных технологий;

развитие экспериментальной базы пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений, а также разработка и внедрение новых инновационных технологий в области обеспечения пожарной безопасности;

развитие материально-технической базы объектовых противопожарных подразделений и их оснащение новыми средствами спасения и пожаротушения, обнаружения пожаров и оповещения населения;

реализация мероприятий по обеспечению противопожарным оборудованием, в том числе проведение исследований по совершенствованию противопожарной защиты объектов и подготовки обслуживающего персонала, учреждений здравоохранения и социальной защиты, учреждений профессионального образования и общеобразовательных учреждений;

разработка и реализация мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности населением, в том числе проведение исследований по вопросам обеспечения пожарной безопасности жилых зданий и зданий с массовым пребыванием людей и внедрение новых технологий в области обучения населения по вопросам пожарной безопасности

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 70. - См. предыдущую редакцию)

Важнейшие целевые показатели Программы

-

эффективность реализации Программы оценивается с использованием групп целевых показателей, характеризующих снижение показателей обстановки, касающейся пожаров, в том числе снижение по отношению к показателю 2006 года:

количества зарегистрированных пожаров;

количества погибших людей;

количества населения, получившего травмы;

экономического ущерба;

количества населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности

Сроки и этапы
реализации Программы

-

Программа будет реализована в течение 5 лет в 3 этапа.

На 1-м этапе (2008 год) предусматривается решение первоочередных задач Программы по обеспечению пожарной безопасности за счет финансовых средств субъектов Российской Федерации и организаций, а также разработка механизмов координации их деятельности.

На 2-м этапе (2009-2010 годы) предусматривается решение следующих задач Программы:

организация и проведение работ по созданию инфраструктуры системы обеспечения пожарной безопасности во всех населенных пунктах Российской Федерации;

создание научных основ для реализации мероприятий Программы по разработке и внедрению новых инновационных технологий в области обнаружения и тушения пожаров, оповещения населения о пожарах, а также для создания новых средств спасения людей при пожарах и средств пожаротушения.

На 3-м этапе (2011-2012 годы) планируются:

завершение работ по созданию инфраструктуры системы обеспечения пожарной безопасности во всех населенных пунктах Российской Федерации;

укрепление материально-технической базы системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации;

внедрение пилотных проектов по противопожарной защите образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения;

создание систем обнаружения пожаров и мониторинга обстановки в районах крупных техногенных и лесных пожаров

Объемы и источники финансирования Программы

-

всего в 2008-2012  годах:

за счет средств федерального бюджета - 29221,0139 млн.рублей*,

из них:

на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1886,7515

млн.рублей, в том числе работы гражданского назначения - 401,9 млн.рублей;

на капитальные вложения - 26606,8319 млн.рублей*;

на прочие нужды - 727,4305 млн.рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 111813,2 млн.рублей;

за счет средств организаций - 54867,1 млн.рублей

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 230; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 70; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 1480. - См. предыдущую редакцию)     

________________
     * В том числе 8,2437 млн. рублей - бюджетные ассигнования, выделенные в соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2012 года N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в целях восстановления перечисленных в 2011 году в доход бюджета расходов на строительство пожарного депо Специального управления федеральной противопожарной службы N 1 в Челябинской области.

(Сноска дополнительно включена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 1480)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

достижение социально и экономически приемлемого уровня пожарной безопасности, создание эффективной скоординированной системы противодействия угрозам пожарной опасности, укрепление материально-технической базы и обеспечение благоприятных условий для функционирования различных видов пожарной охраны;

сокращение в 1,5-2 раза количества пожаров на объектах образовательных учреждений, учреждений социальной защиты, здравоохранения и других объектах с массовым пребыванием людей.

Социально-экономическая эффективность за период реализации Программы составит 252,6 млрд.рублей.

В результате реализации Программы планируется достичь снижения основных показателей обстановки, касающейся пожаров, в  том числе снижения по отношению к показателю 2006 года:

количества зарегистрированных пожаров (на 28 тыс.единиц в год);

количества погибших при пожарах людей (на 5 тыс.человек в год);

количества населения, получившего травмы (на 1,8 тыс.человек в год);

экономического ущерба (на 40,6 млрд.рублей в год);

количества населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности (на 75 процентов)

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 230; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 230; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 70. - См. предыдущую редакцию)

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

          

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

В Российской Федерации в 2006 году произошло более 218 тыс.пожаров, в результате которых погибли 17065 человек и были травмированы 13379 человек, материальный ущерб составил более 90 млрд.рублей.

Более 70 процентов пожаров происходит в жилом секторе. Огнем уничтожается около 1,2 млн.кв. метров жилья. Размеры уничтоженной огнем жилой площади составляют более 3 процентов объемов вводимого жилья.

В 2006 году на пожарах спасено более 96 тыс.человек. При этом уровень риска пожаров в Российской Федерации выше, чем в других экономически развитых странах. Базовые параметры риска пожаров в 2006 году имели следующие значения:

частота пожаров - 1,48;

индивидуальный риск - 2,07·10;

удельная величина ущерба - 412,8 тыс.рублей.

Если по показателю частоты пожаров Россия незначительно отстает от промышленно развитых стран, то по остальным параметрам отстает в 3-5 раз. Так, показатель индивидуального риска составляет в США - 4,4·10, Японии - 4,8·10, Великобритании и Франции - 6,8·10.

Показатели риска пожаров характеризуют различные аспекты состояния пожарной безопасности в стране. Частота пожаров отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельности надзорных органов и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками.

Индивидуальный риск и удельная величина ущерба главным образом характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров (время оперативного реагирования пожарной охраны, их техническую оснащенность, обученность личного состава и др.).

Уровень индивидуального риска зависит от экономических, социальных и территориальных факторов и наиболее критичен для групп населения с низким уровнем доходов и социальной адаптации.

Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации, осуществляемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий, в целом свидетельствует о недостаточной координации, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Недостаточное информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и конкретных объектов.

Особого внимания требует обеспечение пожарной безопасности объектов, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации.

Важнейшим показателем эффективности действий пожарной охраны является время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).

Как показывают исследования, для снижения гибели людей при пожарах примерно на 4 тыс.человек в год необходимо сократить среднее время сообщения о пожаре и следования на пожар на 15 минут от существующего в настоящее время.

Сокращение времени локализации и ликвидации пожара на 1 минуту позволяет снизить ущерб от пожара в среднем на 300 рублей в расчете на 1 кв.метр.

В Российской Федерации не все объекты оснащены системами пожарной автоматики, а темпы прироста таких систем весьма низкие. В первую очередь это относится к объектам жилого фонда, в которых происходит основная масса пожаров (более 70 процентов).

На долю пожаров в зданиях жилого сектора приходится 88-90 процентов всех погибших и около 70 процентов травмированных на пожарах людей, в то же время на пожары в производственных помещениях и местах массового пребывания людей приходится наибольший материальный ущерб.

Для снижения среднего времени оперативного реагирования пожарной охраны требуется реализация комплекса мер, включающих создание интегрированных систем мониторинга противопожарной безопасности объектов и информационно-навигационные системы, в том числе оповещения населения, оснащение противопожарных служб современными средствами связи для обеспечения координации их деятельности, межведомственного взаимодействия при тушении пожаров и спасении людей.

Основными направлениями деятельности обеспечения пожарной безопасности являются:

качественное повышение уровня обеспечения пожарной безопасности населения, территорий и объектов, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации;

оптимизация финансовых и материальных ресурсов, привлекаемых для ликвидации пожаров;

повышение эффективности мероприятий по минимизации риска пожаров, угроз жизни и здоровью людей.

Основными направлениями деятельности, которые могут обеспечить уменьшение рисков пожаров в Российской Федерации, являются:

оптимизация финансовых и материальных ресурсов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, направляемых на решение проблем пожарной безопасности;

строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных депо в населенных пунктах, на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно-территориальных образованиях;

развитие материально-технической базы и системы подготовки подразделений пожарной охраны;

развитие добровольной пожарной охраны;

развитие экспериментальной базы пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений в области обеспечения пожарной безопасности;

разработка и внедрение новых инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, а также создания средств спасения людей на пожарах и средств тушения пожаров;

реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения.

К приоритетному направлению федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" (далее - Программа) относится разработка механизмов привлечения и расширения участия институтов бизнеса и гражданского общества в реализации конкретных проектов и программ безопасного развития.

Программа направлена на продвижение и ускоренную реализацию современных технологий обеспечения пожарной безопасности.

Реализация Программы на региональном уровне предполагает:

заключение с субъектами Российской Федерации соглашений о разработке региональных целевых программ в области обеспечения пожарной безопасности, а с организациями - соглашений о выполнении отдельных мероприятий в этой области, способствующих достижению целей Программы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»