ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 июля 2009 г. N 343-р



ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010 - 2012 ГОДЫ"


1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2010 - 2012 годы".

2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) Администрацию Курской области.

3. Назначить Главное управление МЧС России по Курской области исполнителем-координатором Программы, выполняющим функции государственного заказчика.

4. Установить, что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 125185,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).

5. Главному управлению МЧС России по Курской области (В.Н. Зубков) в двухмесячный срок обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.

Первый заместитель Губернатора -
Председатель Правительства
Курской области
А.С.ЗУБАРЕВ

     



Утверждена
распоряжением
Правительства Курской области
от 10 июля 2009 г. N 343-р

     
КОНЦЕПЦИЯ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

     

1. Анализ проблемы за последние 3 - 5 лет,
причины ее возникновения


В условиях динамично меняющихся социально-политических и экономических решений пожары продолжают оставаться мощным дестабилизирующим фактором, негативно влияющим на состояние экономики Курской области. Обеспечение пожарной безопасности становится все более сложной и многогранной проблемой, которая стоит в ряду основополагающих в системе безопасности личности, общества и государства.

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизации потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

Отмечается, что более 70% пожаров и убытков от них, а также около 90% погибших на пожарах людей приходится на жилой сектор, из которых 75,0% происходят в сельской местности. Сложная обстановка с гибелью людей при пожарах наблюдается в Пристенском, Касторенском, Мантуровском и других районах области, где относительный показатель гибели людей при пожарах на 10 тыс. населения превышает среднеобластной более, чем в 2,5 раза. Сложившееся положение дел с пожарами на территории Курской области обусловлено проблемами правого, материально-технического и социального характера, накапливавшихся годами до настоящего времени.

Постановлением Курской областной Думы от 27 июля 2006 года N 128-IV ОД и постановлением Администрации Курской области от 3 марта 2009 г. N 65 были утверждены областные целевые программы "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2006 - 2009 годы" и "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2009 год".

Вышеназванные программы были разработаны и приняты с учетом положений федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 972.

В ходе реализации указанных областных целевых программ в 2006 - 2009 гг. был получен положительный опыт решения проблемы обеспечения пожарной безопасности в регионе программно-целевым методом, который показал достаточную эффективность и привел к достижению, в целом, поставленных целей и задач.

Так, за счет средств федерального и областного бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования решались вопросы развития инфраструктуры и материально-технической базы подразделений пожарной охраны, повышения пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и здравоохранения.

В целях реализации на территории области требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в 2008 году Администрацией Курской области при участии глав органов местного самоуправления были созданы и введены в действие пять отдельных пожарных постов Противопожарной службы Курской области (далее - ППС Курской области) в Горшеченском (с. Старомелавое), Глушковском (с. Званное), Советском (д. Петропавловка), Поныровском (с. Ольховатка) и Солнцевском районах (с. Старый Лещин) для обеспечения пожарной безопасности в муниципальных образованиях. Вместе с тем, для обеспечения 100% прикрытия населенных пунктов Курской области, в т.ч. отдаленных, с учетом времени прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова и оснащения их современными техническими средствами дополнительно требуется создание более 30 отдельных пожарных постов или пожарных частей малой численности.

Одновременно с созданием новых постов пожарной охраны для обеспечения своевременного прибытия сил и средств пожарной охраны, сокращения временных характеристик тушения пожаров необходимо дальнейшее совершенствование иных видов пожарной охраны (муниципальной, частной, добровольной).

Важным положительным результатом реализации областных целевых программ и положений Концепции совершенствования газодымозащитной службы в системе Государственной противопожарной службы МЧС России, утвержденной приказом МЧС России от 31 декабря 2002 г. N 624, явилось создание газодымозащитной службы (далее - ГЗДС) во всех пожарных частях ППС Курской области в районах области, укрепление их материально-технической базы, приобретение дыхательных аппаратов и баз ГЗДС по ремонту и обслуживанию средств защиты органов дыхания (далее - СИЗОД).

Однако, нерешенными остались вопросы по строительству теплоды-мокамеры, полосы психологической подготовки пожарных, приобретению достаточного количества (более 200 шт.) дыхательных аппаратов для индивидуального закрепления за каждым газодымозащитником.

Ключевым моментом в проблеме обеспечения пожарной безопасности области является поддержание материально-технической оснащенности подразделений Государственной противопожарной службы на качественном, современном уровне, соответствующем требованиям действующего законодательства. В период действия областных целевых программ "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2006 - 2009 годы" и "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2009 год" были выполнены мероприятия по развитию материально-технической базы подразделений пожарной охраны, в т.ч. приобретение и модернизация пожарных автомобилей, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования и вооружения, огнетушащих средств, вещевого имущества, средств индивидуальной защиты органов дыхания, медицинских укладок и иных средств для оказания первой доврачебной помощи, замена отработавшей свой ресурс техники.

С целью обновления парка пожарной и аварийно-спасательной техники, а также для снижения количества эксплуатируемых сверх нормативного срока пожарных автомобилей необходимо продолжить выполнение комплекса мероприятий по укреплению материально-технической базы Государственной противопожарной службы, технической перевооруженности подразделений пожарной охраны.

Органами местного самоуправления поселений и городских округов в рамках своих полномочий была активизирована работа по приведению в исправное состояние источников противопожарного водоснабжения (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты - естественные и искусственные, водоем с площадками с твердым покрытием, водонапорные башни, оборудованные устройствами для забора воды). За период 2006 - 2008 гг. собственниками водопроводных сетей было отремонтировано 243 ед. пожарных гидрантов и установлено 118 новых, построено 20 пирсов, что оказало положительное влияние на организацию тушения пожаров, особенно в сельской местности.

При этом отмечается низкий процент оборудования устройствами отбора воды для целей пожаротушения из водонапорных башен, недостаточное строительство пирсов и площадок с твердым покрытием на водоемах области.

В период действия областной целевой программы "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2006 - 2009 годы" в течение 2008 года для оптимизации системы управления во всех пожарных частях ППС Курской области на штатной основе были созданы диспетчерские службы и решен вопрос по укомплектованию всех пунктов связи пожарных частей средствами электронно-вычислительной техники с включением их в локальную сеть ГУ МЧС России по Курской области.

Особого внимания потребовало обеспечение пожарной безопасности объектов социальной сферы, учреждений образования и здравоохранения.

На территории Курской области реализуются областные целевые программы "Пожарная безопасность образовательных учреждений Курской области на 2005 - 2009 годы", "Развитие здравоохранения Курской области на 2007 - 2010 годы", мероприятия по обеспечению пожарной безопасности органов государственной власти Курской области осуществляются за счет смет доходов и расходов данных государственных учреждений, предусмотренных Законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

За период 2006 - 2009 гг. автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения людей о пожаре оборудованы все общеобразовательные школы области и 21 объект образования с круглосуточным пребыванием детей; из 60 объектов здравоохранения стационарного типа с круглосуточным пребыванием людей 47 (78%) оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения людей о пожаре.

Для объективной системы мониторинга противопожарного состояния данных объектов используется система удаленного контроля "Сирена - МЧС". На сегодняшний день к системе подключено более 400 объектов инфраструктуры. В то же время важной задачей является завершение работы по подключению объектов здравоохранения к системе удаленного мониторинга "Сирена - МЧС", а также работы по сопряжению системы мониторинга "Сирена - МЧС" и автоматизированного диспетчерского комплекса в целях максимального снижения влияния человеческого фактора и автоматизации процессов реагирования.

Стоит отметить, что если в 2005 году (до начала реализации мероприятий областных целевых программ "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2006 - 2009 годы" и "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2009 год") на территории Курской области было зарегистрировано 1664 пожара, прямой материальный ущерб от них составил 32,326 млн. рублей, при пожарах погибло 117 человек и получили травмы 66 человек, то уже в 2006 году (в первый год реализации целевой программы) количество пожаров было снижено до 1484, прямой материальный ущерб - до 32,089 млн. рублей, количество погибших составило 100 человек, травмировано на пожарах 58 человек.

Реализация основных программных мероприятий позволила к 2008 году снизить количество пожаров до 1185, что в 1,4 раза меньше по сравнению с 2005 годом, гибель людей при пожарах составила 63 человека, что в 1,8 раза меньше показателя 2005 года, прямой материальный ущерб уменьшился в 1,3 раза и составил 23,887 млн. рублей.

Эффективность реализации программных мероприятий областной целевой программы "Пожарная безопасность и защита населения Курской области на 2006 - 2009 годы" приведена в приложении N 1 к настоящей Концепции.

Проведенный анализ выполнения программных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что скоординированные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Курской области, органов местного самоуправления в сфере их ответственности и в пределах компетенции позволяют обеспечить базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер в обеспечении пожарной безопасности региона на требуемом уровне.

Решение проблемы обеспечения пожарной безопасности на территории Курской области в период 2010 - 2012 гг. будет осуществляться с учетом выполнения очередного этапа федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы с учетом комплексного воздействия на все ключевые факторы, определяющие состояние пожарной безопасности в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативами финансового обеспечения и технической оснащенности подразделений Государственной противопожарной службы. Это в конечном итоге приведет к обеспечению необходимых условий для уменьшения и предотвращения гибели и травматизма людей при пожарах и сокращению материального ущерба.

Выполнение программных мероприятий позволит к 2012 году повысить оперативность прибытия подразделений Государственной противопожарной службы к очагам возгорания и сократить среднее время тушения пожаров на 3,4%, количество пожаров - на 3,9%, количество погибших при пожарах людей - на 12,5% и на 11,3% увеличить количество спасенных людей.

Существо проблемы состоит в том, чтобы обеспечив снижение количества пожаров и повышение уровня безопасности населения и защищенности территории и критически важных для экономики области объектов от угрозы пожаров природного и техногенного характера, создать в регионе необходимые условия для устойчивого развития системы пожарной безопасности путем координации совместных усилий и финансовых средств федерального центра, субъекта Российской Федерации, средств местных бюджетов и предприятий.

2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития области и стратегии развития области


Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров являются важнейшими факторами устойчивого социально-экономического развития Курской области.

Частота пожаров, прежде всего, отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельность надзорных органов и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками. Индивидуальный риск и удельная величина ущерба, главным образом, характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров (время оперативного реагирования пожарной охраны, их техническую оснащенность, обученность личного состава и другие). Уровень индивидуального риска зависит от экономических, социальных и территориальных факторов и наиболее критичен для групп населения с низким уровнем доходов и социальной адаптации.

Органами исполнительной власти Курской области и органами местного самоуправления, организациями в рамках своих полномочий осуществляются меры по обеспечению пожарной безопасности.

Важнейший показатель эффективности действий пожарной охраны - время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Сокращение времени локализации и ликвидации пожара на одну минуту позволяет снизить ущерб от пожара в среднем на 300 рублей в расчете на квадратный метр, а также сократить число погибших и пострадавших людей.

Основными направлениями деятельности обеспечения пожарной безопасности являются:

качественное повышение уровня обеспечения пожарной безопасности населения, территорий и критически важных объектов Российской Федерации;

оптимизация финансовых и материальных ресурсов, привлекаемых для ликвидации пожаров;

повышение эффективности мероприятий по минимизации риска пожаров, угроз для жизни и здоровья.

В Курской области не все объекты оснащены системами пожарной автоматики, а темпы внедрения таких систем остаются низкими. В первую очередь это относится к объектам жилого фонда, на которых происходит основная масса пожаров, которая составляет более 70% от общего их числа, и приходится 90% всех погибших. В то же время, на долю пожаров в производственных помещениях и местах массового пребывания людей приходится наибольший материальный ущерб.

Тяжесть последствий от пожара напрямую зависит от целого ряда превентивных мер, направленных на обеспечение условий для спасения людей и материальных ценностей при пожаре, успешное его тушение.

Анализ состояния пожарной безопасности в регионе показывает, что решение данной проблемы без государственной поддержки невозможно и принятие областной целевой программы является самым результативным способом обеспечения пожарной безопасности на требуемом уровне.

Основными направлениями деятельности, которые могут обеспечить требуемый уровень пожарной безопасности, являются:

оптимизация финансовых и материальных ресурсов органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, направляемых на решение проблем пожарной безопасности;

строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных депо и их рациональная дислокация на территориях поселений и городских округов с учетом времени прибытия первого подразделения к месту вызова (в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут);

развитие материально-технической базы и системы подготовки профессиональных пожарных подразделений;

развитие системы добровольных, муниципальных и ведомственных пожарно-спасательных подразделений;

внедрение новых инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения;

реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения.

3. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом


В настоящее время мероприятия в области обеспечения пожарной безопасности финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики. Рассматриваемую проблему обеспечения пожарной безопасности в Курской области невозможно решить в приемлемые сроки без государственной поддержки.

С учетом существующего уровня рисков возникновения пожаров в Курской области эффективное обеспечение пожарной безопасности может быть достигнуто путем увеличения объемов финансирования за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств, направляемых на развитие и совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности.

Для решения рассматриваемой проблемы требуется принципиальная высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий.

Разработка Программы предполагает использование следующих принципов, обеспечивающих обоснованный выбор мероприятий Программы:

системный подход, комплексность, концентрация на самых важных направлениях;

оценка потребностей в финансовых средствах мероприятий Программы;

оценка результатов и социально-экономической эффективности Программы, которая осуществляется на основе расчета целевых показателей.

Системный подход к разработке Программы предусматривает:

охват всех видов опасностей, возникающих при пожарах;

использование всех способов снижения рисков пожаров, в том числе организационных, методических, технических и других и повышение уровня защиты объектов.

Комплексность мероприятий Программы предусматривает:

выбор и реализацию мероприятий по повышению пожарной безопасности объектов на основе прогнозирования количества пожаров;

социальное, техническое и экономическое обоснование предлагаемых мероприятий Программы.

Концентрация финансовых средств и организационных усилий Программы на значимых направлениях предусматривает:

включение в состав мероприятий, в первую очередь межведомственного и межотраслевого характера, реализация которых относится к компетенции и расходным обязательствам органов исполнительной власти;

повышение защиты населения от пожаров и решение проблемы снижения рисков пожаров применительно к критически важным объектам Курской области, находящимся полностью под управлением органов исполнительной власти, а также управляемым совместно с другими органами власти и управления;

развитие систем, технических средств и технологий, признанных наиболее значимыми и перспективными для решения проблемы снижения количества пожаров;

повышение готовности органов управления, сил и технических средств по выполнению основных функциональных задач, направленных на реализацию мероприятий Программы.

В процессе утверждения мероприятий главными факторами, определяющими их выбор, будут являться:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»