ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2008 года N 300-П
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2016 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Ивановской области от 18.05.2016 N 135-п, вступившего в силу после официального опубликования.
____________________________________________________________________
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 22.02.2011 N 30-П)
ИЗМЕНЕНИЯ:
Постановление Правительства Ивановской области от 03.09.2009 N 252-П; НГР RU37000200900383
Постановление Правительства Ивановской области от 17.12.2009 N 352-П; НГР RU37000200900583
Постановление Правительства Ивановской области от 29.03.2010 N 76-П; НГР RU37000201000121
Постановление Правительства Ивановской области от 04.06.2010 N 184-П; НГР RU37000201000295
Постановление Правительства Ивановской области от 09.11.2010 N 396-П; НГР RU37000201000670
Постановление Правительства Ивановской области от 22.02.2011 N 30-П; НГР RU37000201100079
Постановление Правительства Ивановской области от 07.06.2011 N 194-П; НГР RU37000201100428
Постановление Правительства Ивановской области от 31.08.2011 N 298-П; НГР RU37000201100659
Постановление Правительства Ивановской области от 20.03.2012 N 86-П; НГР RU37000201200145
Постановление Правительства Ивановской области от 15.05.2012 N 143-П; НГР RU37000201200277
Постановление Правительства Ивановской области от 21.12.2012 N 557-П; НГР RU37000201201123
Постановление Правительства Ивановской области от 30.01.2013 N 20-П; НГР RU37000201300055
Постановление Правительства Ивановской области от 13.02.2013 N 43-П; НГР RU37000201300069
Постановление Правительства Ивановской области от 08.07.2013 N 274-П; НГР RU37000201300543
Постановление Правительства Ивановской области от 25.12.2013 N 556-П; НГР RU37000201301109
В соответствии с Законом Ивановской области от 23.06.2008 N 70-ОЗ "О бюджетном процессе в Ивановской области" и постановлением Правительства Ивановской области от 23.04.2008 N 77-п "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Ивановской области, их формирования и реализации, Порядке проведения и критерии оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Ивановской области "Развитие туризма в Ивановской области на 2009-2016 годы" (прилагается).
(пункт 1 в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 22.02.2011 N 30-П)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ивановской области Чужбинкина А.Н.
(Пункт 2 в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 20.03.2012 N 86-П)
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2009.
Губернатор Ивановской области
М.А. МЕНЬ
Правительства Ивановской области
от 24.11.2008 N 300-п
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 22.02.2011 N 30-П, от 07.06.2011 N 194-П, от 31.08.2011 N 298-П, от 20.03.2012 N 86-П, от 21.12.2012 N 557-П, от 30.01.2013 N 20-П, от 13.02.2013 N 43-П, от 08.07.2013 N 274-П, от 25.12.2013 N 556-П)
Администратор программы:
Департамент спорта и туризма Ивановской области
Сроки реализации программы:
2009 - 2016 годы
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 31.08.2011 N 298-П, от 20.03.2012 N 86-П, от 21.12.2012 N 557-П, от 30.01.2013 N 20-П, от 13.02.2013 N 43-П, от 08.07.2013 N 274-П, от 25.12.2013 N 556-П)
Наименование ДЦП < * > | Развитие туризма в Ивановской области на 2009 - 2016 годы |
Срок реализации ДЦП | 8 лет |
Администратор ДЦП | Департамент спорта и туризма Ивановской области |
Исполнительные органы государственной власти Ивановской области, реализующие ДЦП | Департамент экономического развития и торговли Ивановской области; |
Цель ДЦП | Повышение конкурентоспособности туристского рынка Ивановской области и создание условий для ускоренного развития туризма в регионе посредством расширения спектра и повышения качества услуг, оказываемых российским и иностранным туристам |
Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП | Целевые индикаторы: |
Задачи ДЦП | - Создание туристско-рекреационного кластера "Плес". |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП (по годам реализации) | Общий объем финансирования в 2009 - 2016 годах - 2 894 849,0 тыс. рублей, в том числе по годам: |
--------------------------------
<*> ДЦП - здесь и далее по тексту - долгосрочная целевая программа Ивановской области.
<**> В порядке, установленном бюджетным законодательством.
2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена ДЦП, и прогноз развития ситуации
Низкий уровень эффективности экономики Ивановской области, отставание уровня экономического развития от других регионов Российской Федерации.
Развитие отраслей экономики на территории Ивановской области определяется исторически сложившейся структурой производства, в которой с давнего времени доминировали отрасли легкой промышленности, в первую очередь текстильной. Именно они в наибольшей степени пострадали от масштабных перемен 90-х годов.
Как следствие, даже в настоящее время параметры развития Ивановской области намного ниже среднероссийских. При этом анализ ее социально-экономического положения, а также оценка возможностей его качественного улучшения показывают, что при сохранении сложившихся тенденций и структуры экономики область не имеет перспективы. Нужны принципиальные изменения.
Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток туристов в Ивановскую область и приток денежных поступлений в бюджет, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджет, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
Существует серьезный мультипликативный экономический эффект, связанный с тем, что и гости из-за рубежа, и наши сограждане активно путешествуют по родной стране, создают дополнительные рабочие места. Они передвигаются транспортом, питаются в ресторанах, посещают музеи, покупают сувениры, и все это дает ощутимый дополнительный доход.
2.2. Опыт решения аналогичных социально-экономических проблем в российской и зарубежной практике
По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария, значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6% в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2%, во Франции - 4,1% и 10,9%, в Хорватии - 8,5% и 19,0%, в Великобритании - 3,4% и 9,1%, в Канаде - 3,4% и 11,0%, в Болгарии - 4,1% и 14,5%.
Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.
Несомненно, быстро развивающаяся система низкобюджетных авиационных пассажирских перевозок также вносит свой существенный вклад в стимулирование спроса на туристские путешествия.
Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен. Успехи многих стран в развитии туризма связаны, прежде всего, с проведением крупных международных событийных мероприятий.
Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами.
В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.
Таким образом, общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой - увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.
Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений этих средств. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной задачей, что подтверждается мировой практикой.
Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России.
Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады-2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.
В 2008 году туристский поток в Ивановской области составил 1175,5 тыс. человек, из них 1140,0 тыс. - российские туристы, 35,5 тыс. - зарубежные. В 2009 году туристский поток в Ивановской области составил 1083,0 тыс. человек, из них 1050,1 тыс. - российские туристы, 32,9 тыс. - зарубежные.
Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.), необходимо использование кластерного подхода. Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 31.08.2011 N 298-П, от 20.03.2012 N 86-П, от 21.12.2012 N 557-П)
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 30.01.2013 N 20-П)
Повышение конкурентоспособности туристского рынка Ивановской области и создание условий для ускоренного развития туризма в регионе посредством расширения спектра и повышения качества услуг, оказываемых российским и иностранным туристам.
3.2. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 21.12.2012 N 557-П)
N | Наименование | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
1 | Увеличение | - | 9,50% | 22,05% | 36,04% | 51,63% | 69,00% | 88,37% | 210% |
2 | Общее | 5776,0 | 5666,0 | 8557,0 | 9413,0 | 10363,0 | 11413,0 | 12554,0 | 13809,0 |
3 | Привлечение | 0,6 | 37,3 | 1864 | 1208 | 800 | 583 | 410 | 380 |