ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2011 года N 30-П
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.11.2008 N 300-П "О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2011 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Ивановской области от 18.05.2016 N 135-п, вступившего в силу после официального опубликования.
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности реализации долгосрочной целевой программы Ивановской области "Развитие туризма в Ивановской области на 2009 - 2016 годы" Правительство Ивановской области п о с т а н о в л я е т:
1. В названии постановления и пункте 1 постановления слова "на 2009 - 2011 годы" заменить словами "на 2009 - 2016 годы".
2. Изложить приложение к постановлению Правительства Ивановской области от 21.11.2008 N 300-п "О долгосрочной целевой программе Ивановской области "Развитие туризма в Ивановской области на 2009 - 2016 годы" в новой редакции (прилагается).
Губернатор Ивановской области
М.А.Мень
Приложение к постановлению
Правительства Ивановской области
от 22.02.2011 N 30-п
Приложение к постановлению
Правительства Ивановской области
от 21.11.2008 N 300-п
Администратор программы:
Департамент экономического развития
и торговли Ивановской области
Сроки реализации программы:
2009 - 2016 годы
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2016 ГОДЫ" Паспорт долгосрочной целевой программы Ивановской области "Развитие туризма в Ивановской области на 2009 - 2016 годы"
Наименование ДЦП <*> | Развитие туризма в Ивановской области на 2009 - 2016 годы |
Срок реализации ДЦП | 8 лет |
Администратор ДЦП | Департамент экономического развития и торговли Ивановской области |
Исполнительные органы государственной власти Ивановской области, реализующие ДЦП | Департамент экономического развития и торговли Ивановской области Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области Департамент внутренней политики Ивановской области Департамент строительства и архитектуры Ивановской области Департамент спорта и туризма Ивановской области |
Цель ДЦП | Повышение конкурентоспособности туристского рынка Ивановской области и создание условий для ускоренного развития туризма в регионе посредством расширения спектра и повышения качества услуг, оказываемых российским и иностранным туристам |
Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП | Целевые индикаторы: увеличение туристского потока в Плес более чем в два раза - от 300 до 630 тыс. человек в год; увеличение общей площади объектов гостиничной инфраструктуры - 166,0 тыс. кв. метров; количество дополнительно созданных койко-мест в коллективных средствах размещения - 5444 единицы; объем внебюджетных инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания), привлеченных в ходе реализации проекта, - 7782,9 млн. рублей; увеличение ежегодных доходов бюджетов; увеличение потока инвестиций. Ожидаемые результаты реализации ДЦП: становление индустрии туризма в качестве доходной отрасли экономики Ивановской области; удовлетворение спроса потребителей на туристско-рекреационные услуги; сохранение и возрождение культурно-исторического и природного наследия Ивановской области; развитие инфраструктуры туризма в Ивановской области, создание сбалансированного рынка туристских услуг на всей территории области на основе развития въездного и внутреннего туризма; создание новых рабочих мест на рынке труда, более 3000; увеличение наполняемости бюджетов всех уровней за счет налоговых поступлений от предприятий отрасли туризма и смежных с ней отраслей |
Задачи ДЦП | 1. Создание туристско-рекреационного кластера "Плес". 2. Проведение информационно-пропагандистской кампании и распространение социальной рекламы о туризме в Ивановской области на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, средствами наружной рекламы, проведение пресс-туров, обеспечение работы информационных центров и пунктов. 3. Организация и проведение международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных мероприятий. 4. Создание центра рекреационного туризма в г. Плес. 5. Создание центра туризма в Южском районе. 6. Создание центра туризма в п. Палехе на базе Палехской лаковой миниатюры. 7. Проведение работы по включению Ивановской области в ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011 - 2016 годы" |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП (по годам реализации) | Общий объем финансирования в 2009 - 2016 годы - 3462773 тыс. рублей, в том числе по годам: 2009 г. - 42795 тыс. рублей, 2010 г. - 141919,6 тыс. рублей, 2011 г. - 970258,4 тыс. рублей, 2012 г. - 817600 тыс. рублей, 2013 г. - 552900 тыс. рублей, 2014 г. - 372600 тыс. рублей, 2015 г. - 317600 тыс. рублей, 2016 г. - 247100 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 2581700 тыс. рублей: 2009 г. - 0 тыс. рублей, 2010 г. - 0 тыс. рублей, 2011 г. - 620000 тыс. рублей, 2012 г. - 695000 тыс. рублей, 2013 г. - 470000 тыс. рублей, 2014 г. - 316700 тыс. рублей, 2015 г. - 270000 тыс. рублей, 2016 г. - 210000 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 881073 тыс. рублей, в том числе по годам: 2009 г. - 42795 тыс. рублей, 2010 г. - 141919,6 тыс. рублей, 2011 г. - 350258,4 тыс. рублей, 2012 г. - 122600 тыс. рублей, 2013 г. - 82900 тыс. рублей, 2014 г. - 55900 тыс. рублей, 2015 г. - 47600 тыс. рублей, 2016 г. - 37100 тыс. рублей |
--------------------------------
<*> ДЦП - здесь и далее по тексту - долгосрочная целевая программа Ивановской области.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, областного бюджета будет осуществляться на условиях софинансирования.
2. Социально-экономическая проблема Ивановской области
2.1. Социально-экономическая проблема, на решение которой направлена ДЦП, и прогноз развития ситуации
Низкий уровень эффективности экономики Ивановской области, отставание уровня экономического развития от других регионов Российской Федерации.
Развитие отраслей экономики на территории Ивановской области определяется исторически сложившейся структурой производства, в которой с давнего времени доминировали отрасли легкой промышленности, в первую очередь, текстильной. Именно они в наибольшей степени пострадали от масштабных перемен 90-х годов.
Как следствие, даже в настоящее время параметры развития Ивановской области намного ниже среднероссийских. При этом анализ ее социально-экономического положения, а также оценка возможностей его качественного улучшения показывает, что при сохранении сложившихся тенденций и структуры экономики область не имеет перспективы. Нужны принципиальные изменения.
Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток туристов в Ивановскую область и приток денежных поступлений в бюджет, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджет, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
Существует серьезный мультипликативный экономический эффект, связанный с тем, что и гости из-за рубежа, и наши сограждане активно путешествуют по родной стране, создают дополнительные рабочие места. Они передвигаются транспортом, питаются в ресторанах, посещают музеи, покупают сувениры, и все это дает ощутимый дополнительный доход.
2.2. Опыт решения аналогичных социально-экономических проблем в российской и зарубежной практике
По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария, значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6% в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2%, во Франции - 4,1% и 10,9%, в Хорватии - 8,5% и 19,0%, в Великобритании - 3,4% и 9,1%, в Канаде - 3,4% и 11,0%, в Болгарии - 4,1% и 14,5%.
Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.
Несомненно, быстро развивающаяся система низкобюджетных авиационных пассажирских перевозок также вносит свой существенный вклад в стимулирование спроса на туристские путешествия.
Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен. Успехи многих стран в развитии туризма связаны, прежде всего, с проведением крупных международных событийных мероприятий.
Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами.
В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.
Таким образом, общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.
Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений этих средств. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной задачей, что подтверждается мировой практикой.
Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России.
Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады-2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.
В 2008 году туристский поток в Ивановской области составил 1175,5 тыс. человек, из них 1140,0 тыс. – российские туристы, 35,5 тыс. – зарубежные. В 2009 году туристский поток в Ивановской области составил 1083,0 тыс. человек, из них 1050,1 тыс. – российские туристы, 32, 9 тыс. – зарубежные.
Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.), необходимо использование кластерного подхода. Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.
3. Цель, целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП
3.1. Цель ДЦП
Повышение конкурентоспособности туристского рынка Ивановской области и создание условий для ускоренного развития туризма в регионе.
3.2. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты реализации ДЦП
N | Наименование показателя | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
1 | Увеличение туристских потоков (в % к базовому периоду 2009 года) | 9,50% | 22,05% | 36,04% | 51,63% | 69,00% | 88,37% | 210% | |
2 | Количество дополнительно созданных койко-мест в коллективных средствах размещения (единиц) | 0 | 0 | 0 | 200 | 364 | 700 | 800 | 3380 |
3 | Привлечение инвестиций (млн. руб.) | 0,6 | 37,3 | 1864 | 2108 | 1300 | 1033 | 810 | 630 |
Ожидаемые результаты реализации ДЦП.
Становление индустрии туризма в качестве доходной отрасли экономики Ивановской области.
Удовлетворение спроса потребителей на туристско-рекреационные услуги.
Сохранение и возрождение культурно-исторического и природного наследия Ивановской области.
Развитие инфраструктуры туризма в Ивановской области, создание сбалансированного рынка туристских услуг на всей территории области на основе развития въездного и внутреннего туризма.
Увеличение наполняемости бюджетов всех уровней за счет налоговых поступлений от предприятий отрасли туризма и смежных с ней отраслей.
Увеличение туристского потока в Плес более чем в два раза – от 300 до 630 тыс. человек в год.
Создание новых рабочих мест, более 3 000.
Увеличение общей площади объектов гостиничной инфраструктуры – 166,0 тыс. кв. метров.
Количество дополнительно созданных койко-мест в коллективных средствах размещения - 5 444 единицы.
Объем внебюджетных инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания), привлеченных в ходе реализации проекта – 7 782,9 млн. рублей.
Появление центров интенсивного экономического развития.
Развитие туризма имеет мультипликативный экономический эффект, что дает возможность для развития других отраслей экономики и ощутимый дополнительный доход.
По окончании действия ДЦП указанные результаты сохранятся, туризм будет продолжать развиваться под действием инерционного эффекта.
4. Задачи, мероприятия и ресурсное обеспечение ДЦП
4.1. Задачи ДЦП
N | Задача | Год, к которому задача должна быть решена |
1 | Создание туристско-рекреационного кластера "Плес" | 2016 |
2 | Проведение информационно-пропагандистской кампании и распространение социальной рекламы о туризме в Ивановской области на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, средствами наружной рекламы, проведение пресс-туров, обеспечение работы информационных центров и пунктов | 2016 |
3 | Организация и проведение международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных мероприятий | 2016 |
4 | Создание центра рекреационного туризма в Плесе | 2011 |
5 | Создание центра туризма в Южском районе | 2011 |
6 | Создание центра туризма в п. Палехе на базе Палехской лаковой миниатюры | 2011 |
7 | Проведение работы по включению Ивановской области в ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011 - 2016 годы" | 2011 |