Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА

Приложение к постановлению

Правительства Ивановской области

от 27.07.2011 N 267-п

ПрогноЗ социально-экономического развития Ивановской области на 2012 год и на период до 2014 года (в разрезе муниципальных образований) 2011 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к прогнозу социально-экономического развития Ивановской области на 2012 год и на период до 2014 года


В соответствии с Бюджетным кодексом РФ прогноз социально-экономического развития Ивановской области является основой для составления проекта бюджета области.

Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2012 год и на период до 2014 года разработан на основе анализа тенденций развития экономики за 2009 - 2010 годы и сложившейся экономической ситуации к маю 2011 года, основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, постановления Правительства Ивановской области от 21.04.2008 N 74-п "Об утверждении Порядка разработки прогнозов социально-экономического развития Ивановской области", Закона Ивановской области от 11.03.2010 N 22-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года", а также с учетом Сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров предварительного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.

Данный вариант прогноза социально-экономического развития Ивановской области предлагается в качестве базового для разработки параметров областного бюджета на 2012 - 2014 годы.

По сравнению с прогнозом социально-экономического развития Ивановской области на 2011 год и на период до 2013 года (одобренным постановлением Правительства Ивановской области от 20.07.2010 N 260-п) прогноз основных бюджетообразующих показателей прогноза и показателей поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области на 2012 год и на период до 2014 года (разработанный в текущем году) претерпел значительные изменения.

Это во многом обусловлено тем, что особенностью прогноза социально-экономического развития Ивановской области на 2011 год и на период до 2013 года являлось отсутствие на момент его разработки Сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров предварительного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. При его разработке учитывались сложившиеся на тот момент тенденции развития региона и отчетные значения основных показателей социально-экономического развития области за предшествующие периоды времени, а также основные параметры уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (по состоянию на 30.12.2009).

В результате абсолютные фактические значения ряда показателей за 2010 год по сравнению с оценкой 2010 года выросли. Соответственно по сравнению с прогнозом, разработанным в 2010 году, были скорректированы в сторону увеличения оценочные значения показателей на 2011 год и их прогноз на 2012 - 2013 годы.

При разработке прогноза в 2010 году оценка ВРП за 2009 год, на 2010 год и его прогноз на 2011 - 2013 годы осуществлялись на базе оперативных статистических данных за 2008 год. При разработке прогноза в 2011 году оценка ВРП за 2010 год, на 2011 год и его прогноз на 2012 - 2014 годы производились на базе уточненных статистических данных за 2008 год и оперативных статистических данных за 2009 год, уточнение которых произойдет в 2012 году. С учетом того, что уточненное значение ВРП за 2009 год превысило его оперативное значение на 277,4 млн. рублей (соответственно прирост индекса физического объема ВРП составил 4,8 п.п.), оценка абсолютных значений ВРП за 2010 год, на 2011 год и прогноз на 2012 - 2013 годы были скорректированы в сторону увеличения. Увеличение составило соответственно: в 2010 году - 597,9 млн. рублей, в 2011 году - 4652,7 млн. рублей, в 2012 году - 3692,6 млн. рублей, в 2013 году - 3174,5 млн. рублей. Кумулятивный индекс физического объема ВРП в 2013 году к 2008 году при прогнозировании в 2010 году составил 108,1%, в текущем году - 109,3%, что свидетельствует о достижении к 2013 году более высоких значений ВРП.

На рост (снижение) ВРП оказывает влияние ряд факторов. В связи с тем, что в структуре ВРП Ивановской области наибольший удельный вес занимает промышленное производство, его динамика и объемы оказывают существенное влияние на ВРП.

Прогнозирование индекса промышленного производства (ИПП) в 2010 году осуществлялось на основании оперативных данных ТОФСГС по Ивановской области за 2009 год, которые при прогнозировании в текущем году были уточнены в сторону увеличения на 2,8 п.п. Кроме того, оперативные отчетные данные по ИПП за 2010 год превысили их оценочное значение на 0,7 п.п., в связи с чем оценка 2011 года с учетом текущей ситуации была скорректирована в сторону увеличения на 3,3 п.п. Кумулятивный ИПП в 2013 году к 2008 году при прогнозировании в 2010 году составил 104,1%, в текущем году - 108,5%, что свидетельствует о достижении к 2013 году более высоких значений ИПП.

За 2010 год фактический объем вложенных инвестиций составил 28,4 млрд. рублей, при прогнозировании в 2010 году он оценивался в размере 31,3 млрд. рублей, снижение от оценочных показателей составило 2,9 млрд. рублей, или 20,4 п.п.

Указанное снижение связано с тем, что многие организации-инвесторы, вкладывающие средства в основной капитал на территории региона, либо относятся к категории малого предпринимательства, либо не зарегистрированы в Ивановской области, в связи с чем в ТОФСГС по Ивановской области не сдают отчетность по своей инвестиционной деятельности.

Также, в связи с нестабильной экономической обстановкой, многие организации, которые ранее относились к крупным и средним, теперь перешли в категорию малых с целью минимизировать свои расходы. Среди малого бизнеса большинство - микропредприятия, которые отчитываются на выборочной основе только по итогам за год. Кроме того, некоторые проекты, реализация которых планировалась в 2010 году, были перенесены на более поздний период.

В связи с этим, прогнозные показатели 2012 - 2013 годов были соответственно также снижены. Снижение прогнозируемых объемов инвестиций в 2011 году по сравнению с 2010 годом составило: в 2011 году - 3455 млн. рублей, в 2012 году - 5185 млн. рублей, в 2013 году - 7335 млн. рублей. Кумулятивный индекс физического объема инвестиций в 2013 году к 2008 году при прогнозировании в 2010 году составил 136,7%, в текущем году - 113,1%, что свидетельствует о снижении данного показателя.

При прогнозировании оборота розничной торговли в 2010 году учитывалась низкая база 2009 года (темп роста в сопоставимых ценах 92%), поэтому оценочные и прогнозные значения темпов роста в сопоставимых ценах к предыдущему году составили соответственно: в 2010 году - 102,5%, в 2011 году - 103,8%, в 2012 году - 104,2%, в 2013 году - 105%. Фактически за 2010 год темп роста к 2009 году в сопоставимых ценах составил 112,2%, за 1 квартал 2011 года - 117,8%, в связи с чем оценка оборота розничной торговли на 2011 год была скорректирована в сторону увеличения. Увеличение абсолютных значений показателя составило соответственно: в 2010 году - 7088,9 млн. рублей, в 2011 году - 21857,8 млн. рублей, в 2012 году - 26648,3 млн. рублей, в 2013 году - 19570,2 млн. рублей. Кумулятивный темп роста оборота розничной торговли в 2013 году к 2008 году при прогнозировании в 2010 году составил 107,1%, в текущем году - 128,4%, что свидетельствует о достижении к 2013 году более высоких значений данного показателя.

Прогнозирование показателя объем платных услуг населению в 2010 году осуществлялось на основании оперативных данных ТОФСГС по Ивановской области за 2009 год, которые при прогнозировании в текущем году были уточнены в сторону увеличения на 2,6 п.п., поэтому оценочные и прогнозные значения темпов роста в сопоставимых ценах к предыдущему году составили соответственно: в 2010 году - 101,2%, в 2011 году - 102,8%, в 2012 году - 102,5%, в 2013 году - 102,5%. Фактически за 2010 год темп роста к 2009 году в сопоставимых ценах составил 107,2%, в связи с чем оценка объема платных услуг на 2011 год была скорректирована в сторону увеличения на 1337,4 млн. рублей, в связи с чем с 2012 года прогнозируется замедление темпов роста в сопоставимых ценах по сравнению с прогнозом 2010 года на 0,5 - 0,4 п.п. Кумулятивный темп роста объема платных услуг в 2013 году к 2008 году при прогнозировании в 2010 году составил 105,9%, в текущем году - 118,5%.

Прибыль прибыльных организаций по отчетным данным УФНС России по Ивановской области за 2010 год составила 7604,4 млн. рублей (131,1% к предыдущему году), при прогнозировании в 2010 году она оценивалась в размере 6810 млн. рублей, фактически рост отчета к оценке составил 794,4 млн. рублей, или 13,7 п.п. Соответственно в сторону увеличения были скорректированы оценочные и прогнозные значения показателя: в 2011 году - на 795 млн. рублей, в 2012 году - на 500 млн. рублей, в 2013 году - на 90 млн. рублей. Кумулятивный темп роста прибыли прибыльных организаций в 2013 году к 2008 году при прогнозировании в 2010 году составил 133,2%, в текущем году - 134,5%.

При прогнозировании фонда заработной платы (ФЗП) в 2010 году планировались следующие темпы роста ФЗП: в 2011 году - 107,3%, в 2012 году - 110,4%, в 2013 году - 110,9%. Фактический темп роста ФЗП за 2010 год превысил оценочное значение на 0,8 п.п. Соответственно были скорректированы в сторону увеличения по сравнению с прогнозом 2010 года оценочные и прогнозные значения показателя на плановый период: темпы роста ФЗП прогнозируются в 2011 году - 110,8%, в 2012 году - 112%, в 2013 году - 112,8%. В 2011 году учтено повышение заработной платы работников бюджетных учреждений. Кумулятивный темп роста ФЗП в 2013 году к 2008 году при прогнозировании в 2010 году составил 152,6%, в текущем году - 163,8%, что свидетельствует об абсолютном росте ФЗП: в 2011 году - на 1935,1 млн. рублей, в 2012 году - на 2937,9 млн. рублей, в 2013 году - на 4332,2 млн. рублей.

При прогнозировании поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2010 году учитывались прогнозируемые на тот момент значения основных бюджетообразующих показателей и изменения налогового и бюджетного законодательства, принятые по состоянию на 01.05.2010, вступающие в силу с 01.01.2011. Прогнозируемые значения темпов роста налоговых доходов составляли: на 2010 год - 117,3%, на 2011 год - 109,7%, на 2012 год - 110,4%, на 2013 год - 110,3%.

Фактические поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2010 году превысили оценку на 527 млн. рублей, или на 4,4 п.п. (темп роста налоговых доходов к 2009 году составил 121,7%). Увеличение произошло в основном за счет роста налога на прибыль (темп роста прибыли - 131,1%), акцизов (изменения налогового и бюджетного законодательства) и земельного налога (увеличение кадастровой оценки земель). Это повлияло на корректировку прогнозных показателей на 2011 - 2013 годы, рассчитанных в 2010 году. В результате в 2011 году ожидается рост поступлений налоговых доходов по сравнению с прогнозом 2010 года на 211,6 млн. рублей, в основном за счет увеличения прогноза поступлений налога на прибыль и земельного налога, вызванного их высокой базой 2010 года.

Кроме того, на изменение прогнозируемых в текущем году поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области на плановый период 2012 - 2013 годов (особенно в 2012 году) повлияли: увеличение абсолютных значений основных бюджетообразующих показателей (ВРП, прибыли, ИПП, ФЗП, оборота розничной торговли, объемов производства подакцизных товаров), а также изменения налогового и бюджетного законодательства, вступающие в силу с 01.01.2011. Следует отметить, что прогнозирование налоговых доходов в 2010 году осуществлялось в мае прошлого года. При прогнозировании на тот момент времени не были приняты и поэтому не были учтены: изменение с 2011 года сроков уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц; установление утвержденных законом о федеральном бюджете на 2011 - 2013 годы дифференцированных по годам нормативов распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в части ежегодного изменения региональной доли и высокий рост новых утвержденных ставок акцизов на нефтепродукты в плановом периоде 2011 - 2013 годов.

В результате в 2012 году прогнозируется рост поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Ивановской области по сравнению с прогнозом, разработанным в 2010 году, на 747,8 млн. рублей, или на 3,2 п.п., в основном за счет увеличения прогноза поступлений налога на прибыль организаций, акцизов и земельного налога. Увеличение прогноза поступлений налоговых доходов на 2013 год к прогнозу, разработанному годом ранее, составит 995,2 млн. рублей, или 1 п.п.