Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА

1.8. Малое и среднее предпринимательство


Малое и среднее предпринимательство продолжает оставаться одним из важнейших секторов экономики области, обеспечивая развитие производственного потенциала, отраслей потребительского рынка и социальной сферы, а также повышение степени благоустройства населенных пунктов и уровня жизни населения.

Развитие малого и среднего предпринимательства способствует успешному формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, позволяет обеспечивать занятость населения за счет создания новых рабочих мест и существенное пополнение доходов казны.

Несмотря на финансовые и экономические проблемы функционирования бизнеса в последние годы в связи с мировым кризисом, в Ивановской области отмечается поступательное увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, причем положительная динамика наблюдается как по количеству индивидуальных предпринимателей, так и по числу малых и средних предприятий. Однако среднесписочная численность работников, занятых в малом бизнесе Ивановской области, в 2010 году несколько ниже уровня предыдущего года, что, вероятно, связано как с вынужденным сокращением числа работающих в целях снижения общих издержек производства на фоне повышения цен, тарифов, величины арендной платы, так и нередким использованием труда наемных работников без их официального оформления.

В 2010 году по оценке количество малых и средних предприятий составит 8,9 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 1,1%, а среднесписочная численность их работников - 80,4 тыс. человек, сократившись на 0,5%. По состоянию на 01.01.2011 число прошедших государственную регистрацию (перерегистрацию) в Федеральной налоговой службе России по Ивановской области индивидуальных предпринимателей составило 29,6 тыс. единиц, или 102,1% к показателю на 01.01.2010. Таким образом, в сфере предпринимательской деятельности на конец 2010 года число субъектов малого и среднего предпринимательства по оценочным данным составит 38,5 тыс. единиц.

Оборот малых и средних предприятий в 2010 году ожидается на уровне 119,1 млрд. рублей, что в действующих ценах на 7,7% больше, чем в 2009 году.

Объем налоговых отчислений субъектов малого и среднего предпринимательства Ивановской области в бюджеты всех уровней составил в 2010 году порядка 1,1 млрд. рублей и возрос по сравнению с 2009 годом на 18,7%.

Уровень среднемесячной заработной платы одного работника в этом секторе экономики в 2010 году составил оценочно 13088 руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13,9%.

В плановый период 2012 - 2014 годов, так же как и в 2011 году, будет наблюдаться ежегодный прирост количества малых и средних предприятий в среднем на 2,2%, которое достигнет за это время 9,9 тыс. единиц со среднесписочной численностью работников 91 тыс. человек.

Прогнозируется положительная динамика оборота малых и средних предприятий, который возрастет со 130,4 млрд. рублей в 2011 году до 175,9 млрд. рублей в 2014 году.

На территории Ивановской области реализуется долгосрочная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ивановской области на 2009 - 2013 годы" (далее - Программа), утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 26.11.2008 N 318-п, предусматривающая финансирование мероприятий за счет средств федерального и регионального бюджетов.

В 2010 году в соответствии с Программой была предоставлена финансовая поддержка 48-ми субъектам малого и среднего предпринимательства в форме субсидирования части затрат на уплату процентов по лизинговым (кредитным) договорам и 33-м - в форме субсидирования части затрат по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях на общую сумму 49,4 млн. рублей из областного бюджета. Освоение предусмотренных Программой средств на эти цели составило практически 100%.

С 2007 года Ивановская область регулярно принимает участие в конкурсах Министерства экономического развития Российской Федерации по финансированию мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектам Российской Федерации.

Так, в 2010 году на субсидирование части затрат на уплату процентов по лизинговым и кредитным договорам на приобретение оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства было направлено 15,8 млн. рублей средств федерального бюджета.

В целях повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства и преодоления последствий финансового кризиса в 2010 году было использовано 46 млн. рублей федеральных средств.

На реализацию мероприятий долгосрочной целевой Программы предусмотрено финансирование из областного бюджета субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011 году в размере 20 млн. рублей, в 2012 году - 25,8 млн. рублей, в 2013 году - 29,5 млн. рублей. Также в течение этого времени предполагается дополнительная капитализация средств из федерального бюджета.

Ежегодный анализ реализации долгосрочных целевых программ развития предпринимательства, динамика количества обратившихся за помощью и содействием субъектов малого и среднего предпринимательства показывают, что для Ивановской области из направлений государственной поддержки наиболее востребованными являются финансовая поддержка в форме субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитным (лизинговым) договорам и субсидирования части затрат по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях, а также микрофинансирование и предоставление поручительств по кредитам.

В течение планового периода 2012 - 2014 годов в сфере малого и среднего предпринимательства прогнозируются тенденции дальнейшего роста числа предприятий, постепенного увеличения численности занятых работников за счет расширения зон действующих производств и создания новых рабочих мест, количества индивидуальных предпринимателей, а также оборота малых и средних предприятий.

Следует отметить, что в дальнейшем вероятна корректировка как ожидаемых по 2010 и 2011 годам результатов, так и прогнозируемых показателей, характеризующих сферу малого и среднего предпринимательства. Это обусловлено и объективными, и субъективными факторами в связи с проводимым в 2011 году сплошным федеральным статистическим наблюдением за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и последующим опубликованием официальной статистической отчетности, а также влиянием на финансово-хозяйственную деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства возможного принятия решений Правительством Российской Федерации по изменению налоговой нагрузки на бизнес, в частности, по уменьшению с 2012 года суммарного размера страховых платежей во внебюджетные фонды, по применению специальных налоговых режимов.