Недействующий

ЗАКОН

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 11 марта 2010 года N 22-ОЗ

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА  

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
закона Ивановской области от 1 июня 2016 года N 40-ОЗ
____________________________________________________________________


Принят Ивановской областной Думой 25 февраля 2010 года

ИЗМЕНЕНИЯ:

Закон Ивановской области от 24.03.2011 N 22-ОЗ; НГР RU37000201100203

Закон Ивановской области от 06.06.2011 N 53-ОЗ; НГР RU37000201100397

Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Уставом Ивановской области в целях улучшения социально-экономического положения Ивановской области, последовательного повышения жизненного уровня населения Ивановской области.

Статья 1.

Утвердить Стратегию социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года (прилагается).

Статья 2.

Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования

Губернатор Ивановской области

М.А.МЕНЬ

Г. Иваново

11марта 2010 г.

N 22-ОЗ

Приложение

к Закону Ивановской области

"О Стратегии социально-экономического

развития Ивановской области до 2020 года"

11.03.2010 N 22-ОЗ

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА Иваново 2010 год


1. Проблемы, факторы, риски развития региона

1.1. Проблемы социально-экономического развития региона

Результатом углубленного анализа социально-экономической ситуации в регионе является выявление и описание основных проблем региона по ключевым направлениям развития Ивановской области. Необходимым условием определения цели или системы целей развития региона является составление перечня проблемных характеристик социально-экономического состояния Ивановской области.

Несмотря на относительно устойчивое социально-экономическое развитие Ивановской области в последние годы, существует значительный ряд проблем, решение и ликвидация которых могут быть осуществлены в долгосрочной перспективе. Значительная часть из них обусловлена сложившейся ситуацией в России в целом в постсоветский период (например, низкие доходы населения), ряд имеет специфический характер (например, территориальные диспропорции по многим показателям), другие обусловлены заложенными несколько десятилетий назад трендами (например, уровень рождаемости). Выделяются следующие основные проблемы социально-экономического положения Ивановской области.

1. Межрегиональная дифференциация. Показатель среднедушевого ВРП в Ивановской области демонстрирует стабильную тенденцию - значительное отставание от соседних регионов ЦФО, особенно - от Московской области и Москвы. Аналогичная ситуация прослеживается и с уровнем среднедушевых доходов населения.

2. Демографическое развитие. Как и все население России, население Ивановской области за постсоветский период значительно сократилось - более чем на 17%. В период 1999 - 2005 гг. Ивановская область теряла примерно по 1% населения в год, что значительно опережало темп сокращения населения в ЦФО и России в целом. В последние годы темп сокращения на краткосрочный период замедлился.

Ивановская область относится к высокоурбанизированным регионам России, сеть городских населенных пунктов достаточно разветвленная. В целом структура городского населения Ивановской области оптимальна, доля населения, проживающая в городах численностью 50 - 250 тыс. человек, велика. Города распределены по территории области неравномерно, зона обслуживания крупных городов (с числом жителей более 50 тыс. человек) не покрывает значительную часть территории региона, особенно на востоке и западе. Значительная часть городского населения проживает в поселках и городах с численностью населения менее 12 тыс. человек - более 13% от всего городского населения. Столь значительный перечень населенных пунктов может привести к дальнейшему сокращению численности городского населения по причине перевода части из них в статус сельского населения. Кроме того, часть из них не может играть роль опорного пункта в системе расселения ввиду низкого уровня жизни и развития инфраструктуры. Монопрофильная структура экономики способствует миграции населения в другие районы и города Ивановской области или за ее пределы на постоянной или маятниковой основе.

Плотность сельского населения составляет небольшую величину - около 9,5 чел. кв. км, однако дифференциация по данному показателю между районами значительна. Районы с малой плотностью населения характеризуются, как правило, и высокой долей лиц пенсионного возраста. Поэтому в будущем численность и плотность населения в них будет продолжать сокращаться более высокими темпами, чем в целом по региону.

Естественная убыль населения происходит на всей территории Ивановской области. Уровень естественной убыли в Ивановской области значительно превышает среднее значение по России. Несмотря на увеличение числа родившихся, суммарный коэффициент рождаемости остается на низком уровне.

Негативной чертой возрастной структуры населения Ивановской области является низкая доля населения моложе трудоспособного возраста. Доля населения старше трудоспособного возраста в Ивановской области выше средних значений по ЦФО и, особенно, России.

Более значительными являются внутрирегиональные различия по возрастной структуре населения. В ряде районов удельный вес населения старше трудоспособного возраста составляет уже более 30% населения, а трудоспособного - меньше 55%.

3. Доходы населения. В последние годы средняя заработная плата росла более высокими темпами, чем в целом по России. По этому показателю регион занимает одно из последних мест в ЦФО. Уровень оплаты труда в Ивановской области на 40% меньше, чем в целом по России. Размер средней заработной платы очень дифференцирован по территории региона.

Величина прожиточного минимума в Ивановской области ниже среднеокружного и среднероссийского значений. Среднемесячная заработная плата выше величины прожиточного минимума в Ивановской области примерно в 2,4 раза против 3,7 раза в Российской Федерации. Такое соотношение определяет высокую долю населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в последние годы демонстрировали существенный рост за счет "низкого старта", который связан с активной инвестиционной и социальной политикой в Ивановской области, а также с процессами легализации доходов граждан.

В последние годы растет доля и численность населения, имеющего доходы на душу населения свыше 5 тыс. рублей в месяц, и сокращается удельный вес населения с доходами менее 2 тыс. рублей в месяц. Доля населения, имеющего среднемесячные доходы менее 2 тыс. рублей, в 2 раза выше, чем в целом по России. Выйти на среднероссийский уровень распределения ежемесячных доходов Ивановской области в краткосрочной перспективе не удастся.

4. Социальная сфера. В последние годы идет сокращение числа детских дошкольных учреждений (далее - ДОУ), особенно в городской местности. При этом и в сельской, и в городской местности отмечается сокращение мест в ДОУ, растет численность детей дошкольного возраста. Уже в настоящее время в городской местности в ДОУ числится детей больше, чем существует мест. Если в целом по Ивановской области выполняются федеральные нормативы обеспеченности, то в разрезе отдельных территорий требуется ввод дополнительных мощностей.

Также в последние годы шло сокращение сети образовательных учреждений (далее - ОУ), но касалось оно в основном только начальных и основных школ, в том числе в сельской местности, с малым количеством детей. Вместе с тем, это привело к необходимости доставлять детей из удаленных сельских поселений в другие ОУ.

Сеть учреждений начального профессионального образования (далее - УНПО) также активно сокращалась в последние годы. Примерно такими же темпами сокращалась и численность учащихся УНПО. С другой стороны, значительно выросла в последние годы численность студентов вузов. В результате на 10 тыс. жителей выпускалось 487 студентов вузов, 146 студентов учреждений среднего профессионального образования (далее - УСПО) и только 122 обучающихся в УНПО.

Как и в целом по стране, остается проблема качественного уровня образования в УНПО и УСПО, в т.ч. связанная с несоответствием оборудования на современных производствах и в учебных заведениях.

Количество вузов на территории Ивановской области увеличивается за счет роста негосударственных вузов. В ближайшее время учебные заведения столкнутся с проблемой малого количества абитуриентов, что ставит вопрос о целесообразности дальнейшего роста числа вузов. Поэтому необходимо сокращать численность студентов вузов и пытаться стабилизировать число обучающихся в УНПО и в УСПО. Наиболее массовой группой специальностей и в вузах, и в УСПО в настоящее время является "экономика и управление", что ставит вопрос как о возможности трудоустройства такого количества выпускников, так и об отсутствии (недостатке) специалистов по другим специальностям, необходимых для инновационного развития региона.

В Ивановской области наблюдается положительная динамика по числу спортивных сооружений и их пропускной способности. Ежегодно растет и число занимающихся в различных спортивных организациях. Обеспеченность населения основными видами спортивных объектов: плоскостными сооружениями, спортивными залами и бассейнами - остается значительно ниже рекомендуемого норматива. При этом наблюдается значительная дифференциация внутри Ивановской области по обеспеченности населения спортивными объектами. Удаленность от местожительства спортивных объектов снижает и степень вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом. Особенно сложная ситуация сложилась с обеспеченностью населения бассейнами, которые имеются только в 9 административно-территориальных единицах Ивановской области.

Сеть больничных учреждений в последние годы остается достаточно стабильной. В 2006 г. в Ивановской области был остановлен процесс ежегодного сокращения числа врачей. Но в настоящее время ни в одном районе не выполняется норматив обеспеченности населения врачами, в отдельных районах он ниже нормы почти в 4 раза. Наиболее высокая обеспеченность врачами наблюдается в городах областного подчинения, в сельской же местности с каждым годом становится все меньше квалифицированных кадров. Аналогичные проблемы имеются и по среднему медицинскому персоналу.

Основной проблемой остается низкий уровень заработной платы в социальной сфере.

В последние годы растет общий уровень заболеваемости населения, что связано с проведением комплекса работ по выявлению заболеваний. Поэтому в ряде районов с низкой обеспеченностью населения врачами наблюдается и низкий уровень заболеваемости. Необходимо увеличивать численность медицинского персонала, в т.ч. муниципальных лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ), повышать их квалификацию, оптимизировать лекарственное обеспечение, увеличивать поставки оборудования в ЛПУ, развивать высокотехнологичные виды помощи.

В Ивановской области достаточно хорошо развито социальное обслуживание населения. Единая система социального обслуживания населения включает в себя 50 учреждений различных типов и видов. Однако существует проблема обеспечения граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, местами в стационарных учреждениях.

Также немаловажной проблемой является обеспечение жильем детей-инвалидов. Даже имеющиеся квартиры не всегда пригодны для проживания инвалидов.

В последние годы наблюдается ряд негативных тенденций в структуре детского населения Ивановской области: сохраняется проблема безнадзорности и беспризорности, сокращается доля детей в общей численности жителей региона. В этой связи одной из важных задач деятельности системы социальной защиты населения является реализация государственной политики в сфере поддержки материнства и детства.

Недостаточное финансирование привело к тому, что многие объекты культуры находятся в неудовлетворительном состоянии. В области музейного дела ситуация характеризуется слабым развитием материальной базы музеев, неудовлетворительным состоянием сохранности коллекций в муниципальных музеях, отсутствием в них отвечающей современным требованиям системы обеспечения безопасности музейных фондов. В музеях Ивановской области отсутствует специальное фондовое оборудование, установки климат-контроля. Медленными темпами формируется электронная база данных музейных предметов с их изображениями. В муниципальных музеях отсутствует компьютерная техника и программное обеспечение для автоматизации учетных процессов музейных предметов.

Особого внимания требует вопрос сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Ивановской области. Существует необходимость комплексного решения проблемы реставрации недвижимых памятников истории и культуры, вовлечения их в процесс социально-экономического развития региона.

В последние годы происходила реструктуризация культурно-досуговых учреждений, особенно в сельской местности, что привело к их сокращению вследствие уменьшения численности населения, отсутствия кадров и изношенности зданий. В связи с этим обеспеченность населения Ивановской области данными видами учреждений остается высокой. В библиотеках Ивановской области, несмотря на все принимаемые меры, неудовлетворительно обстоит дело с научным комплектованием книжных фондов, слабо идут процессы информатизации и компьютеризации библиотечного дела.

В киноотрасли продолжается сокращение киносети, ухудшается ее материальная база, увеличивается процент изношенности кинооборудования и фондовых кинолент. Автопарк, осуществляющий доставку фильмов по сельской местности, практически разрушен. Показатель посещаемости кинотеатров в Ивановской области имеет низкое значение.

Повсеместно в отрасли ощущается дефицит профессиональных кадров. Уровень оплаты труда в учреждениях культуры является одним из самых низких по Ивановской области.

5. Инвестиционное развитие. Ивановская область характеризуется низким уровнем инвестиционной привлекательности. Низкий уровень инвестиционного потенциала характерен как для финансовой, производственной, инновационной сфер, так и для потребительской сферы. Это приводит в целом к недостаточному объему и динамике инвестиций и, как следствие, к низкому коэффициенту обновления основных фондов и недостаточным темпам обновления технологического потенциала на современной основе.

6. Промышленность. Как и вся экономика региона, промышленность испытывает значительную нехватку инвестиций в обновление станков и оборудования. Низкая конкурентоспособность произведенной продукции приводит к отсутствию достаточно стабильного спроса на производимую продукцию. Ситуация усугубляется высокими импортными пошлинами и налогами на импортируемые компоненты производства, высокими и растущими тарифами на электрическую энергию, коммунальные услуги. Кроме того, существенной проблемой, особенно для роста производства, является дефицит кадров, недостаточный уровень квалификации персонала всех уровней, в том числе связанный с низким уровнем заработной платы. Все это обуславливает:

- недостаточные объемы выполнения заказов на производство продукции в текстильном и швейном производстве, машиностроении, нестабильность производства многих предприятий;

- низкий коэффициент обновления основных фондов;

- низкий показатель загрузки производственной мощности на предприятиях;

- низкий показатель рентабельности произведенной продукции;

- моноструктурность экономики Ивановской области обрабатывающего сектора производств с преобладанием текстильного сектора.

7. Сельское хозяйство. Основные проблемы в сельском хозяйстве Ивановской области:

- неустойчивость сельскохозяйственного производства в целом, что обусловлено как природными условиями, так и экономической составляющей;

- низкий коэффициент обновления основных фондов, не осуществляется ввод новых зданий и сооружений, малые объемы закупки новой техники и оборудования, рост нагрузки на технику. Отсутствие техники создает проблемы для расширения производства;

- недостаточные объемы внесения удобрений и проведение культуртехнических работ, что обуславливает низкую урожайность;

- вывод из оборота сельскохозяйственных земель, сокращение площади пашни, невозможность вовлечь ее в оборот в ряде случаев;

- сокращение посевных площадей, в отдельных районах площадь посевов очень незначительна. Неустойчива динамика посевов льна-долгунца, сокращаются посевные площади под зерновыми, картофелем, овощами, а также кормовыми культурами, что накладывает ограничения на рост поголовья скота;

- сокращение поголовья скота, особенно свиней, отсутствие долговременных положительных трендов в увеличении приплода скота, сокращении падежа, массы 1 условной головы скота и т.д.; общая неразвитость животноводства (кроме птицеводства) в регионе;

- значительная внутрирегиональная дифференциация по уровню развития сельского хозяйства;

- низкий уровень оплаты труда занятых в сельскохозяйственном производстве, что стимулирует отток рабочей силы из сельскохозяйственного производства и из сельской местности в целом и нежелание трудоустраиваться в нем в настоящее время как молодых специалистов, так и населения более старшего возраста, ранее работавшего в данной сфере;

- низкий уровень развития социальной инфраструктуры села;

- недостаточное количество квалифицированных кадров;

- чрезвычайно низкая интенсивность сельскохозяйственного производства во многих районах Ивановской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»