ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2011 года N 91
(с изменениями на 28 декабря 2017 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2018 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2017 года N 1673
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2012 года N 826 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 34, 20.08.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 44, 29.10.2012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2014 года N 1165 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.11.2014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2016 года N 519 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.06.2016, N 0001201606150015);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 1672 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2017, N 0001201712310053).
____________________________________________________________________
В целях реализации государственной политики в сфере разработки и производства лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (далее Программа).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2011-2020 годах региональных целевых программ, направленных на развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации, учитывать положения Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
Федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"
(с изменениями на 28 декабря 2017 года)
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2010 года N 1660-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2014 года N 1165. - См. предыдущую редакцию) | ||
Цель Программы | - | переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития |
Основные задачи Программы | - | технологическое перевооружение производственных мощностей отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня, а также |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию) | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | объем производства лекарственных средств отечественного производства, в том числе за счет коммерциализации созданных передовых технологий, - 734 млрд. рублей; объем привлеченных внебюджетных средств - 46,70 млрд. рублей;
|
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2014 года N 1165; в редакции, введенной в действие с 23 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2016 года N 519; в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 1672. - См. предыдущую редакцию)
| ||
Срок и этапы реализации Программы | - | 2011-2020 годы, в том числе: |
I этап - 2011-2015 годы; | ||
Объемы и источники финансирования Программы | - | всего по Программе - 118459 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета - 72030 млн. рублей, |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 1672. - См. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | прирост валового внутреннего продукта за счет реализации мероприятий Программы - 0,03 процентного пункта; |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В настоящее время объем потребления лекарственных препаратов, производимых в Российской Федерации, составляет не более 20 процентов рынка в денежном выражении и не более 65 процентов в натуральном. Отечественные производители лекарственных средств проигрывают в рыночной конкуренции не только крупнейшим мировым фармацевтическим корпорациям, разрабатывающим новейшие инновационные препараты, но и производителям воспроизведенных лекарственных препаратов и сырья для их производства преимущественно из Китая и Индии. Аналогичная ситуация сложилась на рынке медицинских изделий. Потребление продукции медицинской промышленности, произведенной на территории Российской Федерации, составляет менее 25 процентов рынка (в денежном выражении), и на протяжении последних лет доля продукции отечественных предприятий на российском рынке снижается. При этом в отдельных, в первую очередь высокотехнологичных, сегментах медицинских изделий доля импорта приближается к 100 процентам.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)
В течение последних лет в связи с ростом экономики России и реализацией приоритетного национального проекта "Здоровье" наблюдается существенный рост потребления населением Российской Федерации фармацевтической продукции, а также интенсивное техническое переоснащение медицинских организаций здравоохранения. Однако потребление готовых лекарственных препаратов и медицинских изделий отечественного производства сокращается на 1-2 процента в год. Таким образом, несмотря на наличие положительного эффекта от реализации государственной политики в сфере здравоохранения, продукция отечественной фармацевтической и медицинской промышленности замещается импортной. Увеличение доли импортной медицинской техники в структуре оснащения учреждений здравоохранения усиливает зависимость отечественной системы здравоохранения от импортных расходных материалов и запасных частей и в конечном счете ведет к не всегда оправданному увеличению государственных расходов. Данные тенденции снижают конкурентоспособность отечественной фармацевтической и медицинской промышленности и отрицательно сказываются на темпах роста российской экономики в целом.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)
Федеральные целевые программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)", "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы, а также академические программы "Молекулярная и клеточная биология" и "Фундаментальные науки - медицине", в рамках которых решаются проблемы развития фармацевтической и медицинской промышленности, в основном направлены на генерацию знаний и разработку технологий. В ряде случаев при их реализации получены прикладные результаты уровня, не уступающего мировому. Однако в отсутствие действенных организационных механизмов, вовлекающих полученные результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в промышленное производство инновационной фармацевтической и медицинской продукции, эти результаты остаются невостребованными либо уходят за рубеж, чтобы вернуться воплощенными в готовые продукты и изделия. Результатом этих тенденций является постоянное удорожание импортных лекарственных препаратов и медицинской техники, что затрудняет их доступность для потребителей, в особенности для социально незащищенных категорий граждан Российской Федерации. При этом технологический уровень производственных мощностей предприятий фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации не отвечает современным стандартам производства.
Складывающаяся ситуация является неприемлемой ни с точки зрения обеспечения национальной безопасности, ни с экономической точки зрения, так как российский рынок представляет собой один из наиболее динамичных и быстрорастущих мировых рынков. По оценкам экспертов, объем рынка медицинской продукции в Российской Федерации увеличится к 2020 году более чем в 3 раза и достигнет 300 млрд. рублей в год, а отечественный рынок лекарственных препаратов к 2020 году достигнет 1,5 трлн. рублей в год.
Необходимость принятия стратегических решений по вопросам развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности обусловлена следующими проблемами:
нарастание отставания отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в части технологического уровня производственных мощностей для организации выпуска конкурентоспособной продукции;
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)
недостаток государственного стимулирования предприятий отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в части разработки и производства на территории Российской Федерации инновационных лекарственных препаратов и медицинских изделий.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)
Разработаны два варианта решения данных проблем развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности.
Первый вариант опирается на использование организационных и финансовых инструментов в рамках текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствии с установленными полномочиями.
Однако при реализации данного варианта в долгосрочной перспективе возникают риски разобщенности мероприятий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, дискоординации целей, задач и механизмов выполняемых указанными органами отдельных проектов, увеличения бюджетных расходов за счет дублирования мероприятий и проектов в проблемной области.
Второй вариант опирается на использование программно-целевого метода с четким определением целей и задач, решаемых в проблемной области, выбором перечня скоординированных мероприятий, способствующих сокращению технологического отставания отечественной фармацевтической и медицинской промышленности и переходу указанных отраслей на инновационный тип развития.
Основным риском данного варианта в долгосрочной перспективе является возникновение мировой макроэкономической и финансовой нестабильности и, как следствие, сокращение бюджетных ассигнований на реализацию программных мероприятий. Также не исключены риски, связанные с возможным изменением приоритетов и направлений государственной политики.
Анализ преимуществ и рисков указанных вариантов показывает, что в существующих социально-экономических условиях реализация второго варианта является предпочтительной.
Государственное участие в решении проблем развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности заключается в стимулировании запуска за счет средств федерального бюджета инновационного цикла в этих отраслях с последующим нарастающим финансированием исследований и разработок за счет собственных средств предприятий. В целях реализации данного варианта развития фармацевтической и медицинской промышленности разработана федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (далее - Программа).
Реализация Программы позволит не только технологически перевооружить производственные мощности предприятий, а также государственных учреждений науки и образования на базе технологических инноваций, но одновременно стимулировать в Российской Федерации разработку и производство наукоемкой фармацевтической и медицинской продукции, поднять уровень отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на внешнем рынках. При этом значительный импульс развития получат российская прикладная наука, инженерия и образование.
Перспективный характер Программы определяется тем, что после ее завершения в 2020 году отечественные фармацевтические и медицинские компании будут обладать значительным количеством разработок в области лекарственных средств, включая кандидаты лекарственных препаратов, находящиеся на поздних стадиях клинических исследований, а также разработок в области медицинских изделий. Коммерциализация этих результатов в ходе реализации Программы, а также после ее завершения позволит отечественным производителям инвестировать в процесс разработки новых инновационных лекарственных средств и медицинских изделий собственные средства без участия государства. В результате в Российской Федерации будет запущен рыночный механизм разработки инновационной продукции в фармацевтической и медицинской промышленности.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)
Мероприятия Программы разработаны на основе государственно-частного партнерства. В основу предлагаемой модели заложены стимулы для рационального сотрудничества частного бизнеса с государством в софинансировании исследований, разработок и инновационного производства отечественной фармацевтической и медицинской продукции.
Целью Программы является переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
технологическое перевооружение производственных мощностей отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня, а также государственных учреждений науки и образования и создание научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции;
выпуск отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью стратегически значимых лекарственных средств и жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также медицинских изделий с целью создания конкурентоспособной продукции;
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)
вывод на рынок инновационной продукции, выпускаемой отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью;
увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в 8 раз по сравнению с 2010 годом;
кадровое обеспечение отечественной фармацевтической и медицинской промышленности.
Реализация Программы осуществляется в 2011-2020 годах в два этапа.
На первом этапе (2011-2015 годы) планируется преодолеть существующее научно-техническое, технологическое и производственное отставание отечественной фармацевтической и медицинской промышленности, обеспечить повышение конкурентоспособности в части производства лекарственных средств, входящих в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации (далее - перечень стратегически значимых лекарственных средств), и перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также производства необходимых системе здравоохранения в первоочередном порядке медицинских изделий.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)
В ходе реализации данного этапа Программы планируется решить следующие задачи:
ускоренное формирование научно-технологического потенциала для разработки воспроизведенных и инновационных лекарственных средств и медицинских изделий на основе выполнения масштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)
технологическое перевооружение отечественной фармацевтической промышленности до экспортоспособного уровня, а также государственных учреждений науки и образования и создание научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции;
обеспечение на основе технологической модернизации производства отечественными предприятиями синтетического и биотехнологического сырья (субстанций) для производства готовых лекарственных препаратов;
технологическое перевооружение производства медицинских изделий, а также локализация выпуска медицинских изделий и различных комплектующих;
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 года N 1095. - См. предыдущую редакцию)