Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2007 года N 54

О федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы *О)

(с изменениями на 6 октября 2011 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы.     

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу, указанную в пункте 1 настоящего постановления, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 531 - см. предыдущую редакцию).



Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 января 2007 года N 54

     
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы

(с изменениями на 6 октября 2011 года)

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы

(паспорт в редакции постановления Правительства Российской Федерации
 от 26 ноября 2007 года N 809
- см. предыдущую редакцию)


Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1761-р

Государственные заказчики Программы

-

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное космическое агентство, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Российская академия наук, Сибирское отделение Российской академии наук

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 531 - см. предыдущую редакцию)

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 531 - см. предыдущую редакцию)

Основные разработчики Программы

-

Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации,
Федеральное агентство по промышленности,
Федеральное агентство по атомной энергии,
Федеральное агентство по науке и инновациям,
Федеральное космическое агентство,
Российская академия наук

Цель и задачи Программы

-

цель Программы - обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Задачи Программы:

создание новых передовых технологий и оборудования, необходимого для их реализации, на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации;

разработка программ (планов) внедрения разработанных технологий в производство с оценкой необходимых затрат и источников их финансирования;

активизация процессов коммерциализации новых технологий;

создание перспективного научно-технологического задела для разработки наукоемкой продукции;

решение проблем улучшения экологической ситуации в стране

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

-

количество переданных в производство технологий, обеспечивающих конкурентоспособность конечного продукта, - 194-222 (здесь и далее - за весь период действия Программы);

количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений и закрепляющих права на объекты интеллектуальной собственности, полученные в ходе выполнения Программы, в том числе права Российской Федерации, - 186-217;

количество разработанных технологий, соответствующих мировому уровню или превышающих его, - 176-209

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 531 - см. предыдущую редакцию)

Сроки и этапы реализации
Программы

-

Программа выполняется в 2007-2011 годах в 2 этапа:
I этап (2007-2009 годы) - выполнение быстрореализуемых проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе;

II этап (2008-2011 годы) - выполнение сложных комплексных проектов по созданию перспективных прорывных технологий, реализуемых в новых поколениях наукоемкой продукции и ориентированных на недопущение технологического отставания от передовых стран

Подпрограмма

-

подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы"
на 2007-2011 годы
(завершена в 2007 году); подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011-2016 годы; подпрограмма "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения";

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 820 - см. предыдущую редакцию)

Объемы и источники финансирования

-

всего по Программе - 51596,5 млн.рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

а) за счет средств федерального бюджета - 26887,75 млн. рублей, из них:

на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 21350,725 млн. рублей;

на капитальные вложения - 5437,025 млн. рублей, в том числе 79,475 млн. рублей - субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом";

б) за счет средств внебюджетных источников - 24708,75 млн.рублей.

Всего на 2007 год - 11200 млн.рублей, в том числе:

а) за счет средств федерального бюджета - 6300 млн.рублей, из них:

на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 5100 млн.рублей;

на государственные капитальные вложения - 1200 млн.рублей;

б) за счет средств внебюджетных источников - 4900 млн.рублей

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 531; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 820 - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

выполнение Программы в полном объеме позволит:

создать промышленно-технологические основы для производства нового поколения конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня в области важнейших технических систем (авиационной и морской техники, машиностроительного и энергетического оборудования, информационно-управляющих систем), специальных материалов и другой высокотехнологичной продукции, что в целом обеспечит технологические аспекты безопасности страны и развитие ее экономики;

сформировать технологические предпосылки для повышения темпов экономического роста за счет увеличения в структуре экономики доли продукции с высоким уровнем добавленной стоимости;

обеспечить сохранение и создание новых рабочих мест в организациях высокотехнологичных отраслей промышленности;

сократить общее технологическое отставание России от передовых стран с сохранением и развитием приоритетного положения отечественных разработок по ряду важных технологических направлений;

расширить возможности для равноправного международного сотрудничества в сфере высоких технологий;

создать эффективные средства защиты населения от опасных быстрораспространяющихся инфекций и биотерроризма, а также сформировать технологические основы развития и совершенствования систем защиты предприятий, населения и территорий России от поражения токсическими веществами в результате возможных террористических актов, техногенных и природных аварий и катастроф;

обеспечить технологические возможности для улучшения экологической обстановки за счет применения высокоэффективных методов и средств контроля и нейтрализации вредных выбросов в окружающую среду;


обеспечить в 2007-2011 годах поступление в федеральный бюджет налогов в размере 25666,9 млн.рублей, что превысит размер бюджетных расходов за тот же период и создаст бюджетный эффект в размере 8131 млн.рублей;

обеспечить индекс доходности (рентабельность) бюджетных ассигнований 1,46, а окупаемость бюджетных ассигнований (период возврата) в течение 1,31 года.

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 531; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 820 - см. предыдущую редакцию)

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1761-р.

Основной проблемой, на решение которой направлена Программа, является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.

Возникновение этой проблемы имеет достаточно продолжительную историю. Более 10 лет (с начала 1990-х годов) сколько-нибудь значимые средства в технологическое развитие наукоемких отраслей промышленности не вкладывались. В результате нарастающими темпами происходило физическое и моральное старение активной части основных производственных фондов предприятий. Работы по созданию и внедрению в производство новых высокоэффективных технологий, необходимых для выпуска конкурентоспособной инновационной продукции, практически не финансировались.

Все это на фоне резкого роста технологической оснащенности промышленности передовых стран на базе освоения высоких технологий привело к тому, что технологическое отставание отечественной промышленности достигло критического уровня.

Ситуация начала меняться к лучшему только с начала 2000-х годов, когда были приняты решения о разработке и реализации ряда федеральных целевых программ технологической направленности. Среди этих программ особое место занимала федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы, непосредственно ориентированная на разработку критических базовых технологий, необходимых для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Тем не менее до настоящего времени проблема остается все еще нерешенной.

Масштаб и сложность проблемы, ее высокая общегосударственная значимость требуют применения адекватных методов и механизмов, обеспечивающих реализацию первоочередных задач. В настоящее время существует единственный достаточно отработанный и эффективный механизм решения подобных проблем - федеральная целевая программа, позволяющая сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях и согласовать мероприятия по целевым задачам, срокам и ресурсам.

В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации, одним из важнейших механизмов решения проблем в сфере науки и технологий была определена федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы.

Проведенный анализ хода и результатов реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы позволяет утверждать, что эта программа достаточно успешно выполнена в целом. Однако в настоящее время уже очевидна необходимость ее развития в виде новой программы, что обусловлено следующим:

развитие технологий в мире является непрерывным, постоянно обновляющимся процессом;

абзац исключен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 - см. предыдущую редакцию;

в последнее время в мире проявились и стали актуальными новые тенденции и направления технологического развития, которые либо вообще не были учтены в действовавшей программе, либо были затронуты в ней лишь фрагментарно;

обострение конкурентной борьбы на внешнем, а также (в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации) и на внутреннем рынках с учетом поставленной руководством страны задачи резкого увеличения темпов роста валового внутреннего продукта требует интенсификации инновационных процессов, ускорения разработки и передачи в производство новых передовых технологий, которые могли бы составить технологическую основу для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции, что может быть эффективно осуществлено в рамках специально ориентированной на эти цели федеральной целевой программы.

Обозначенная проблема и мероприятия Программы непосредственно связаны с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации и направлены на решение следующих системных задач:

преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира, недостаточной инновационной активности российских компаний, повышение уровня значительной части научно-технических разработок;

развитие высокотехнологических секторов российской экономики в целях обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности отечественных товаров;

создание условий для многократного увеличения объемов выпуска наукоемкой продукции;

замещение импортной продукции и переход на этой основе в стадию стабильного роста инновационно активного промышленного производства;

обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства;

обеспечение позитивных структурных сдвигов, направленных на увеличение доли перерабатывающих отраслей в общем объеме продукции и доли высокотехнологичной наукоемкой продукции в перерабатывающих отраслях;

закрепление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей инновационной продукции и высоких технологий на внутреннем и внешнем рынках.

Переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов определен в качестве главной цели государственной научно-технологической политики в утвержденных Президентом Российской Федерации Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

Программа направлена на создание технологического фундамента инновационного развития и удовлетворение потребностей отечественной наукоемкой промышленности в новых базовых технологиях, обеспечивающих новые функциональные качества и конкурентоспособность производимой продукции. Программа должна стать катализатором коммерциализации результатов научно-технической деятельности и повышения уровня капитализации предприятий и организаций - разработчиков новых технологий за счет введения результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.

В этих целях мероприятия Программы ориентированы на технологическое обеспечение реализации следующих крупных комплексных проектов, требования к которым вытекают из анализа задач социально-экономического развития страны, обеспечения национальной безопасности и потребностей бизнеса:

освоение водородной энергетики;

переход к промышленному производству и управлению материальными потоками на основе электронного документооборота и радиочастотной идентификации (интегрированная логистика);

создание перспективной отечественной транспортной техники с использованием международной кооперации;

обеспечение здоровья нации и защиты человека от биотерроризма и поражения токсичными веществами;

создание нового поколения морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях;

абзац исключен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 - см. предыдущую редакцию.

Предполагается, что реализация указанных комплексных проектов будет осуществляться на основе принципов частно-государственного партнерства.

При этом Программа предусматривает разработку и практическое внедрение критических базовых технологий, необходимых для реализации этих проектов, а также для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня.

Для решения поставленных задач необходимо обеспечить создание и промышленное освоение технологий по следующим направлениям:

технологии новых материалов;

общемашиностроительные технологии;

базовые технологии энергетики;

технологии перспективных двигательных установок;

химические технологии и катализ;

технологии морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях;

технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, диагностики и защиты человека от опасных заболеваний.

В состав Программы входят подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011-2016 годы и подпрограмма "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения". Реализация подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы завершена в 2007 году (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 820 - см. предыдущую редакцию).

Абзац исключен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 - см. предыдущую редакцию.

Абзац исключен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 - см. предыдущую редакцию.

Мероприятия Программы сформированы с учетом необходимости обеспечения их взаимосвязи с таким расчетом, чтобы результаты, полученные в ходе реализации мероприятий по одним направлениям, могли использоваться в интересах решения проблем по другим направлениям, предусмотренным Программой (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 - см. предыдущую редакцию).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»