ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2007 года N 54
О федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы *О)
(с изменениями на 6 октября 2011 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809;
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 531;
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 820.
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы.
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу, указанную в пункте 1 настоящего постановления, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 531 - см. предыдущую редакцию).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы
(с изменениями на 6 октября 2011 года)
(паспорт в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 26 ноября 2007 года N 809 - см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1761-р |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное космическое агентство, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Российская академия наук, Сибирское отделение Российской академии наук |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 531 - см. предыдущую редакцию) | ||
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 531 - см. предыдущую редакцию) | ||
Основные разработчики Программы | - | Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, |
Цель и задачи Программы | - | цель Программы - обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. |
Задачи Программы: | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | количество переданных в производство технологий, обеспечивающих конкурентоспособность конечного продукта, - 194-222 (здесь и далее - за весь период действия Программы); |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 531 - см. предыдущую редакцию) | ||
Сроки и этапы реализации | - | Программа выполняется в 2007-2011 годах в 2 этапа: |
Подпрограмма | - | подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы" |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 820 - см. предыдущую редакцию) | ||
Объемы и источники финансирования | - | всего по Программе - 51596,5 млн.рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: а) за счет средств федерального бюджета - 26887,75 млн. рублей, из них: на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 21350,725 млн. рублей; на капитальные вложения - 5437,025 млн. рублей, в том числе 79,475 млн. рублей - субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом"; б) за счет средств внебюджетных источников - 24708,75 млн.рублей. |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 531; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 820 - см. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - | выполнение Программы в полном объеме позволит: |
обеспечить технологические возможности для улучшения экологической обстановки за счет применения высокоэффективных методов и средств контроля и нейтрализации вредных выбросов в окружающую среду; | ||
| ||
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 531; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 820 - см. предыдущую редакцию) |
Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1761-р.
Основной проблемой, на решение которой направлена Программа, является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.
Возникновение этой проблемы имеет достаточно продолжительную историю. Более 10 лет (с начала 1990-х годов) сколько-нибудь значимые средства в технологическое развитие наукоемких отраслей промышленности не вкладывались. В результате нарастающими темпами происходило физическое и моральное старение активной части основных производственных фондов предприятий. Работы по созданию и внедрению в производство новых высокоэффективных технологий, необходимых для выпуска конкурентоспособной инновационной продукции, практически не финансировались.
Все это на фоне резкого роста технологической оснащенности промышленности передовых стран на базе освоения высоких технологий привело к тому, что технологическое отставание отечественной промышленности достигло критического уровня.
Ситуация начала меняться к лучшему только с начала 2000-х годов, когда были приняты решения о разработке и реализации ряда федеральных целевых программ технологической направленности. Среди этих программ особое место занимала федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы, непосредственно ориентированная на разработку критических базовых технологий, необходимых для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Тем не менее до настоящего времени проблема остается все еще нерешенной.
Масштаб и сложность проблемы, ее высокая общегосударственная значимость требуют применения адекватных методов и механизмов, обеспечивающих реализацию первоочередных задач. В настоящее время существует единственный достаточно отработанный и эффективный механизм решения подобных проблем - федеральная целевая программа, позволяющая сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях и согласовать мероприятия по целевым задачам, срокам и ресурсам.
В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации, одним из важнейших механизмов решения проблем в сфере науки и технологий была определена федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы.
Проведенный анализ хода и результатов реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы позволяет утверждать, что эта программа достаточно успешно выполнена в целом. Однако в настоящее время уже очевидна необходимость ее развития в виде новой программы, что обусловлено следующим:
развитие технологий в мире является непрерывным, постоянно обновляющимся процессом;
абзац исключен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 - см. предыдущую редакцию;
в последнее время в мире проявились и стали актуальными новые тенденции и направления технологического развития, которые либо вообще не были учтены в действовавшей программе, либо были затронуты в ней лишь фрагментарно;
обострение конкурентной борьбы на внешнем, а также (в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации) и на внутреннем рынках с учетом поставленной руководством страны задачи резкого увеличения темпов роста валового внутреннего продукта требует интенсификации инновационных процессов, ускорения разработки и передачи в производство новых передовых технологий, которые могли бы составить технологическую основу для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции, что может быть эффективно осуществлено в рамках специально ориентированной на эти цели федеральной целевой программы.
Обозначенная проблема и мероприятия Программы непосредственно связаны с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации и направлены на решение следующих системных задач:
преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира, недостаточной инновационной активности российских компаний, повышение уровня значительной части научно-технических разработок;
развитие высокотехнологических секторов российской экономики в целях обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности отечественных товаров;
создание условий для многократного увеличения объемов выпуска наукоемкой продукции;
замещение импортной продукции и переход на этой основе в стадию стабильного роста инновационно активного промышленного производства;
обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства;
обеспечение позитивных структурных сдвигов, направленных на увеличение доли перерабатывающих отраслей в общем объеме продукции и доли высокотехнологичной наукоемкой продукции в перерабатывающих отраслях;
закрепление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей инновационной продукции и высоких технологий на внутреннем и внешнем рынках.
Переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов определен в качестве главной цели государственной научно-технологической политики в утвержденных Президентом Российской Федерации Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
Программа направлена на создание технологического фундамента инновационного развития и удовлетворение потребностей отечественной наукоемкой промышленности в новых базовых технологиях, обеспечивающих новые функциональные качества и конкурентоспособность производимой продукции. Программа должна стать катализатором коммерциализации результатов научно-технической деятельности и повышения уровня капитализации предприятий и организаций - разработчиков новых технологий за счет введения результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
В этих целях мероприятия Программы ориентированы на технологическое обеспечение реализации следующих крупных комплексных проектов, требования к которым вытекают из анализа задач социально-экономического развития страны, обеспечения национальной безопасности и потребностей бизнеса:
освоение водородной энергетики;
переход к промышленному производству и управлению материальными потоками на основе электронного документооборота и радиочастотной идентификации (интегрированная логистика);
создание перспективной отечественной транспортной техники с использованием международной кооперации;
обеспечение здоровья нации и защиты человека от биотерроризма и поражения токсичными веществами;
создание нового поколения морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях;
абзац исключен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 - см. предыдущую редакцию.
Предполагается, что реализация указанных комплексных проектов будет осуществляться на основе принципов частно-государственного партнерства.
При этом Программа предусматривает разработку и практическое внедрение критических базовых технологий, необходимых для реализации этих проектов, а также для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня.
Для решения поставленных задач необходимо обеспечить создание и промышленное освоение технологий по следующим направлениям:
технологии новых материалов;
общемашиностроительные технологии;
базовые технологии энергетики;
технологии перспективных двигательных установок;
химические технологии и катализ;
технологии морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях;
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, диагностики и защиты человека от опасных заболеваний.
В состав Программы входят подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011-2016 годы и подпрограмма "Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения". Реализация подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы завершена в 2007 году (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 820 - см. предыдущую редакцию).
Абзац исключен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 - см. предыдущую редакцию.
Абзац исключен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 - см. предыдущую редакцию.
Мероприятия Программы сформированы с учетом необходимости обеспечения их взаимосвязи с таким расчетом, чтобы результаты, полученные в ходе реализации мероприятий по одним направлениям, могли использоваться в интересах решения проблем по другим направлениям, предусмотренным Программой (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 - см. предыдущую редакцию).