ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2008 года N 791



О федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)" *

(с изменениями на 28 февраля 2015 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 915 (Собрание законодательства Российской Федерации, N  46, 14.11.2011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2013 года N 1125 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.12.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 года N 1068 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.10.2014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 181 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.03.2015, N 0001201503040052).

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 915. - См. предыдущую редакцию.


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)".

(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 915 - см. предыдущую редакцию)

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период включать указанную в пункте 1 настоящего постановления Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2009-2014 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.

(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 915 - см. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства
Российской Федерации

     В.Путин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 октября 2008 года N 791

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)" *

(с изменениями на 28 февраля 2015 года)

________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 915. - См. предыдущую редакцию.

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)" *

________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 915. - См. предыдущую редакцию.

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)"

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 915 - см. предыдущую редакцию)     

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2008 года N 74-р

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственные заказчики Программы

-

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное медико-биологическое агентство

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2013 года N 1125. - См. предыдущую редакцию)

Основные разработчики Программы

-

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное медико-биологическое агентство

Цель и задачи Программы

-

целью Программы является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему.

Основными задачами Программы являются:

предупреждение возникновения источников и очагов химического и биологического поражения (заражения) путем систематического мониторинга опасных химических и биологических факторов;

совершенствование законодательства Российской Федерации и нормативных документов в области химической и биологической безопасности, а также контроля за их исполнением;

уменьшение масштабов потенциальных очагов химического и биологического поражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности;

повышение защищенности населения и среды его обитания от негативных влияний опасных химических веществ и биологических агентов, снижение уровня их воздействия путем внедрения современных средств защиты, разработанных с учетом мониторинга опасных биологических и химических факторов окружающей среды

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

эффективность реализации Программы оценивается с использованием групп целевых индикаторов и показателей, включающих в себя:

площадь территории, освобожденной от потенциального воздействия опасных объектов (снижение масштабов потенциальных очагов поражения);

доля опасных объектов и территорий, в зоне влияния которых будет обеспечен мониторинг состояния окружающей среды и здоровья населения, в общем количестве опасных объектов и территорий;

доля разработанных и внедренных современных методов, средств защиты и технологий производства для обеспечения защиты населения и окружающей среды от негативных влияний и угроз, вызванных факторами химического и биологического характера, в требуемом количестве указанных методов, средств и технологий;

количество модернизированных и технически перевооруженных опасных химических и биологических объектов (в рамках пилотных проектов);

количество ликвидированных (обезвреженных) источников химической и биологической опасности;

доля опасных химических и биологических объектов, имеющих паспорта и декларации промышленной безопасности, в общем количестве опасных химических и биологических объектов;

количество организаций, находящихся в ведении уполномоченных надзорных (контрольных) органов, оснащенных средствами контроля, современным оборудованием и расходными материалами для обеспечения химической и биологической безопасности;

количество центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами, созданных на базе организаций, дислоцированных в федеральных округах Российской Федерации;

количество коллекций патогенных микроорганизмов, которым будет обеспечена сохранность;

количество модернизированных объектов научно-промышленной базы, специализирующихся на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности;

количество средств защиты и разведки нового поколения;

количество обеспеченных современным оборудованием центров подготовки специалистов и руководителей в области обеспечения химической и биологической безопасности;

доля подготовленных специалистов, в должностные обязанности которых входит обеспечение химической и биологической безопасности, в общем количестве подготовленных специалистов

Сроки и этапы реализации Программы

-

Программа будет реализована в 2009-2014 годах в I этап. В течение 6 лет будет осуществлен ряд мероприятий, в том числе совершенствование государственного регулирования, контроля и координации взаимодействия на всех уровнях  законодательной и исполнительной власти, повышение уровня кадровой подготовки, развитие нормативно-методической, научно-производственной и материально-технической базы, а также разработка современных технологий и реализация пилотных проектов, направленных на решение широкого спектра проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности. В  рамках Программы предусмотрено проведение на территории Российской Федерации мониторинга опасных химических веществ и биологических агентов, а также разработка предложений по первоочередным мерам в отношении опасных химических и биологических объектов и территорий их дислокации

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 915 - см. предыдущую редакцию)    

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы составляет 36436,494 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 35082,922 млн. рублей,

из них:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 6560,048 млн. рублей;

капитальные вложения - 17424,033 млн. рублей;

прочие нужды - 11098,841 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1304,75 млн. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 48,82 млн. рублей.

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 915; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2013 года N 1125; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 года N 1068. - См. предыдущую редакцию)

     

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

в результате реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:

освобождение территории общей площадью 1351,93 кв.километров от потенциального воздействия опасных объектов (снижение масштабов потенциальных очагов поражения);

создание условий для обеспечения мониторинга состояния окружающей среды и здоровья населения в зоне влияния опасных объектов и территорий (до 90 процентов их общего количества);

разработка и внедрение современных методов, средств защиты и технологий производства для обеспечения защиты населения и окружающей среды от негативных влияний и угроз, вызванных факторами химического и биологического характера (до 80 процентов требуемого количества);

осуществление модернизации и технического перевооружения 24 опасных химических и биологических объектов;

сокращение количества источников химической опасности на 60 единиц;

укрепление материально-технической базы не менее 211 организаций, находящихся в ведении уполномоченных надзорных (контрольных) органов в области обеспечения химической и биологической безопасности;

обеспечение условий для осуществления деятельности 14 центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами на базе организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федерального медико-биологического агентства;

обеспечение сохранности и защищенности 9 коллекций патогенных микроорганизмов;

осуществление модернизации не менее 45 объекта научно-промышленной базы, специализирующегося на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности;

увеличение производственных мощностей по выпуску средств защиты и разведки нового поколения до 265 тыс.штук;

обеспечение условий для осуществления деятельности 12 центров подготовки специалистов и руководителей в области обеспечения химической и биологической безопасности, что позволит увеличить долю подготовленных специалистов, в должностные обязанности которых входит обеспечение химической и биологической безопасности (до 90 процентов общего количества подготовленных специалистов).

Ожидаемая величина социально-экономической эффективности за счет предотвращения социально-экономического и экологического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций на опасных химических и биологических объектах составит от 343 млрд.рублей до 474 млрд.рублей.

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 915; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2013 года N 1125; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 года N 1068; в редакции, введенной в действие с 12 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 181. - См. предыдущую редакцию)

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации (поручение Президента Российской Федерации от 4 декабря 2003 года  N Пр-2194) и перечнем поручений Президента Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации от 29 марта 2006 года N Пр-502 предусмотрены разработка и утверждение федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации".

Обеспечение химической и биологической безопасности на территории Российской Федерации может быть достигнуто в результате своевременного и эффективного выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организационных, санитарно-противоэпидемических, ветеринарных, фитосанитарных и инженерно-технических мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами и направленных на нейтрализацию (парирование) негативного влияния вредных и опасных химических и биологических факторов и (или) уменьшение их воздействия на население и окружающую среду.

Состояние дел в различных сферах обеспечения химической и биологической безопасности позволяет сделать вывод, что защищенность населения и окружающей среды на территории Российской Федерации от воздействия опасных биологических и химических факторов не доведена до уровня, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения им вреда. На фоне значительного ухудшения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки в Российской Федерации, а также упадка биотехнологической и химической промышленности появились новые биологические и химические угрозы для национальной безопасности страны. Стало очевидным, что опасность могут представлять следующие факторы:

трансграничные заносы на территорию Российской Федерации известных и неизвестных ранее неэндемичных патогенов и экопатогенов;

несанкционированное использование потенциально опасных генно-инженерно-модифицированных организмов, которые не прошли соответствующих испытаний и неизвестны специализированным службам государственного надзора Российской Федерации;

применение на территории Российской Федерации опасных и особо опасных биологических агентов и химических веществ в террористических целях;

применение против Российской Федерации различных видов химического и биологического оружия, предназначенного для смертельного поражения или причинения иного вреда, созданного за рубежом на базе новейших достижений в области геномики, протеомики, генной инженерии патогенов, экопатогенов, а также органической и неорганической химии.

Целью государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему.

Основу государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности составляют совершенствование и упрочение системы химической и биологической безопасности в Российской Федерации.

Реализацию государственной политики по обеспечению химической и биологической безопасности планируется осуществить путем создания единой государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации, предусматривающей категорирование, прогнозирование, предупреждение и парирование угроз химической и биологической природы, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды.

В Российской Федерации в настоящее время функционирует свыше 10 тыс. потенциально опасных химических объектов, относящихся к топливно-энергетическому комплексу, цветной и черной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей и перерабатывающей, пищевой и другим отраслям промышленности и сельского хозяйства (при этом 70 процентов из них расположены в 146 городах с населением более 100 тыс.человек).

Подавляющее большинство этих объектов было построено и введено в эксплуатацию 40-50 лет назад. При нормативном сроке эксплуатации до 15 лет химико-технологическое оборудование к настоящему времени многократно выработало свои ресурсы, морально устарело и физически изношено.

На территории Российской Федерации в атмосферный воздух ежегодно продолжает поступать около 20 млн.тонн химических веществ, а накопленные токсичные отходы составили более 84 млн.тонн. По данным международных организаций, 75 процентов всех смертельных случаев, возникающих в результате аварий, связаны с воздействием химических факторов. Тем не менее число потенциально опасных химических объектов, выработавших свой ресурс, неуклонно растет. Объемы затрат на модернизацию, реконструкцию, вывод их из эксплуатации могут достигать 7 процентов валового внутреннего продукта. Следует учесть, что затраты на ликвидацию последствий аварий и катастроф в 10-15 раз выше затрат, необходимых для осуществления превентивных мер.

Прогнозные оценки на ближайшую перспективу показывают, что тенденция повышения вероятности аварий химической природы в ближайшем будущем будет сохраняться. Без разработки и реализации комплексных превентивных мер количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами будет расти на 10 процентов ежегодно.

Загрязнение вредными химическими веществами атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды, почвы, продуктов питания и пищевого сырья свидетельствует о том, что проблема обеспечения химической безопасности является одной из важнейших в области охраны здоровья населения.

Необходимо отметить, что к числу наиболее значимых загрязнителей среды обитания человека (взвешенные вещества, оксиды азота, углерода, серы, полиароматические углеводороды и тяжелые металлы), за которыми ведется наблюдение, следует также отнести устойчивые экотоксиканты, например, полихлорированные бифенилы, бензофураны и диоксины. Несмотря на то что при проведении специальных исследований указанные стойкие органические загрязнители определяются в объектах внешней среды практически повсеместно, до сих пор в стране не создана необходимая методическая и материально-техническая база для их количественного определения и мониторинга.

Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время в Российской Федерации не разработаны единые для всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти критерии и методическая база по определению и категорированию уровней химической опасности объектов, территорий и природных явлений, на основе которых должны быть проведены инвентаризация химически опасных объектов, в том числе оценка их состояния, степень оснащенности, а также определение потребности в замене или обновлении запасов средств защиты от воздействия опасных химических факторов. В связи с этим требуют уточнения федеральные и региональные перечни опасных химических объектов.

Крупномасштабные аварии на зарубежных химических предприятиях, которые унесли жизни сотен тысяч человек (Бхопал, Фликсборо, Мехико, Ионава, Севезо) заставили изменить взгляды на  место химической опасности в ряду других видов техногенных угроз и приступить к формированию новых подходов к обеспечению химической безопасности в Российской Федерации.

Нормативные правовые акты в области обеспечения химической безопасности, в том числе отраслевого уровня, подлежат гармонизации с международными актами в этой области.

Население страны недостаточно обеспечено необходимыми средствами индивидуальной защиты от опасных химических веществ. Заложенные на хранение средства предназначены для защиты населения от боевых отравляющих веществ в военное время и могут быть лишь ограниченно использованы в мирное время (при техногенных авариях, природных катастрофах и террористических актах на потенциально опасных объектах).

Обеспечение химической безопасности нацелено прежде всего на решение проблем, связанных с антропогенным воздействием на население и окружающую среду. Основной подход к снижению химической опасности многочисленных объектов, включая повышение их антитеррористической устойчивости, базируется на принципе естественной безопасности, присущей самим объектам. Определены 4 стратегии обеспечения химической безопасности:

уменьшение объемов опасных веществ;

замена веществ менее опасными;

использование веществ в менее опасном состоянии;

проектирование объектов с наименьшим уровнем сложности, менее чувствительных к ошибкам или несанкционированным воздействиям.

Требуются повышение уровня и интенсификация проведения фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по созданию новых веществ и материалов, усовершенствованию существующих и созданию новых аналитических методов и систем мониторинга, предназначенных для методологического, технического и инструментального решения задач, связанных с обеспечением химической безопасности.

В течение длительного времени не проводились мероприятия по снижению вредного воздействия опасных химических объектов, расположенных в регионах Российской Федерации.

Так, в последние десятилетия у южных границ г.Волгограда сложилась неблагополучная экологическая ситуация, связанная с прудами-накопителями и испарителями сточных вод, принадлежащими открытым акционерным обществам "Химпром" и "Каустик". При площади прудов-накопителей 160 кв.километров общая зона загрязнения атмосферного воздуха, почвы и подземных вод составляет 720 кв.километров. В этой зоне идентифицировано более 50 химических соединений (хлор, фторорганические соединения, фенолы, мышьяк, свинец, хлористый винил и др.), в том числе 8 соединений первого класса опасности. В результате жители многих населенных пунктов Светлоярского района Волгоградской области лишились собственных источников питьевой воды и пользуются привозной водой, что может привести к социальной напряженности.

Определенную угрозу представляют собой бывшие производства взрывчатых веществ и порохов в г.Кемерове, г.Каменск-Шахтинском (Ростовская область), г.Красноярске, г.Красноуральске (Свердловская область), подлежит ликвидации производство на промышленной площадке г.Яровое (Алтайский край).

В настоящее время на территории Российской Федерации накоплено около 2 млрд.тонн токсичных отходов. Особую опасность загрязнения окружающей среды представляют отходы гальванических производств, а также отходы, содержащие ртуть и хлорорганику. Больше всего отходов накоплено в Приволжском федеральном округе (в среднем более 400 тонн на кв.километр). Высок уровень загрязнения токсичными отходами в Южном (267 тонн на кв.километр) и Центральном (211 тонн на кв.километр) федеральных округах. В Уральском федеральном округе он составляет 190 тонн на кв.километр, в Сибирском - 139 тонн на кв. километр, Северо-Западном - 70 тонн на кв.километр, Дальневосточном - 16 тонн на кв.километр.

Действуют несколько полигонов по хранению и переработке опасных промышленных отходов: полигон "Красный Бор" в Ленинградской области, где хранится более 1,8 млн.тонн ядовитых отходов, полигон по утилизации и захоронению опасных промышленных отходов 1-го и 2-го классов опасности под г.Красноярском общим объемом 12 тыс.кубометров, полигон промышленных отходов "Зубчаниновка" в Самарской области общей площадью 3,5 га, 3 полигона промышленных отходов в Ростовской области и другие. При этом отсутствуют эффективные технические решения по утилизации и обезвреживанию токсичных промышленных отходов. Технологии переработки опасных отходов часто базируются на методе термической деструкции, использование которого связано с дополнительным загрязнением атмосферного воздуха.

Отдельная проблема  -  отходы нефтеперерабатывающей промышленности, представляющие собой нефтесодержащие шламы  2-го и 3-го классов опасности. Так, в результате деятельности только государственных предприятий газового комплекса образуется более 10 тыс.тонн нефтесодержащих шламов в год.

Кроме того, в стране накоплено более 35 тыс.тонн полихлорированных бифенилов, применявшихся в качестве трансформаторного масла и растворителя в лакокрасочной промышленности.

Требует решения проблема утилизации запрещенных и непригодных к использованию в сельском хозяйстве пестицидов. Среди них присутствуют такие стойкие органические загрязнители, как дихлордифенилтрихлорметилметан (ДДТ), гексахлорциклогексан (линдан), гексахлорбензол и ряд других, обладающих сильными мутагенными и канцерогенными свойствами. На территории Российской Федерации хранится более 40 тыс.тонн таких пестицидов, из них только в Алтайском крае - более 4 тыс.тонн.

В промышленности интенсивно применяются технологии галогенирования с использованием элементного хлора и брома, представляющие высокую химическую опасность для персонала и окружающей природной среды, что связано с отсутствием альтернативных технологий, исключающих применение этих опасных реагентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»