Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 3 февраля 2010 года N 183

Об утверждении Порядка организации процессов жизненного цикла программных средств информационных систем и информационных технологий таможенных органов

(с изменениями на 3 февраля 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФТС России от 13 марта 2015 года N 423
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах


В целях совершенствования организации создания, модернизации, внедрения, эксплуатации, сопровождения и вывода из эксплуатации программных средств информационных систем и информационных технологий таможенных органов, созданных по заказу ФТС России и на которые ФТС России имеет исключительное право,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации процессов жизненного цикла программных средств информационных систем и информационных технологий таможенных органов (далее - Порядок).

2. Начальникам структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, руководителям учреждений, находящихся в ведении ФТС России, обеспечить выполнение Порядка.

3. Признать утратившими силу приказы ГТК России:

1) от 23 декабря 2003 года N 1506 "О Типовых требованиях по защите информации от несанкционированного доступа, предъявляемых к специальному программному обеспечению";

2) от 16 января 2004 года N 16 "О создании системы сертификации";

3) от 19 марта 2004 года N 343 "Об утверждении общего порядка разработки и модернизации программных средств ЕАИС ГТК России".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М.Малинина.

Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов

Приложение
к приказу ФТС России
от 3 февраля 2010 года N 183

     
Порядок организации процессов жизненного цикла программных средств информационных систем и информационных технологий таможенных органов

(с изменениями на 3 февраля 2014 года)

     

     

I. Общие положения

1.1. Порядок организации процессов жизненного цикла программных средств информационных систем и информационных технологий таможенных органов (далее - Порядок) разработан в целях осуществления в ФТС России единого подхода в вопросах создания, модернизации, внедрения, эксплуатации, сопровождения и вывода из эксплуатации программных средств, на которые ФТС России имеет исключительное право, используемых в составе Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов, в других информационных системах таможенных органов или автономно.

1.2. Порядок предназначен для структурных подразделений ФТС России, учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее - учреждений ФТС России), деятельность и функции которых предусматривают решение задач обеспечения применения, развития и совершенствования информационных технологий, а также для должностных лиц системы таможенных органов, в функциональные обязанности которых входят вопросы организации создания, внедрения, эксплуатации, модернизации и (или) сопровождения программных средств информационных систем и информационных технологий таможенных органов.

1.3. Порядок определяет взаимодействие Главного управления информационных технологий ФТС России (далее - ГУИТ), структурных подразделений ФТС России, Центрального информационно-технического таможенного управления (далее - ЦИТТУ), учреждений ФТС России, таможенных органов и входящих в их состав информационно-технических служб (ИТС), информационно-технических подразделений (ИТП), при организации процессов жизненного цикла программных средств, а также типовые требования по безопасности информации, предъявляемые к программным средствам информационных систем и информационных технологий таможенных органов (приложение N 1 к Порядку).

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 14 февраля 2012 года N 261. - См. предыдущую редакцию)

1.4. Под программными средствами информационных систем и информационных технологий таможенных органов (далее - ПС) понимаются программы для средств вычислительной техники (далее - СВТ) и базы данных, созданные централизованно по заказу ФТС России или децентрализовано по заказу учреждений ФТС России.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 февраля 2014 года N 164. - См. предыдущую редакцию)

1.5. Жизненный цикл программных средств (ЖЦПС) - совокупность взаимосвязанных процессов, связанных с созданием, использованием по назначению и списанием ПС. К основным процессам ЖЦПС относятся: формирование заказа на создание ПС; создание ПС; эксплуатация и сопровождение ПС; модернизация (изменение функциональных возможностей) ПС; вывод из эксплуатации и списание ПС.

1.6. Процесс ЖЦПС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных работ, объединенных в этапы и стадии. Стадии и этапы процесса выделяются в целях рациональной организации работ для достижения заданного результата и осуществления контроля исполнения процесса.

1.7. Состав и содержание описанных в настоящем Порядке процессов ЖЦПС, составляющих их стадии, этапы и работы определены с учетом положений следующих стандартов:

Единая система программной документации (класс стандартов ГОСТ 19);

Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы (класс стандартов ГОСТ 34);

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002. Информационная технология. Сопровождение программных средств;

ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271-2002. Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005. Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем.

(Абзац дополнительно включен приказом ФТС России от 2 сентября 2013 года N 1643)

1.8. Требования к качеству ПС, составу и содержанию проводимых испытаний ПС, программной, отчетной и организационно-распорядительной документации отражены в следующих государственных стандартах и руководящих документах по стандартизации:

Единая система программной документации (класс стандартов ГОСТ 19);

Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы (класс стандартов ГОСТ 34);

РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов;

ГОСТ 16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Термины и определения;

ГОСТ 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения;

ГОСТ 28806-90. Качество программных средств. Термины и определения;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководство по их применению;

ГОСТ 7.32-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления;

ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 12182-2002. Информационная технология. Классификация программных средств;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15026-2002. Информационная технология. Уровни целостности систем и программных средств;

ГОСТ 2.051-2006. Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения;

ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества;

(Абзац дополнительно включен приказом ФТС России от 2 сентября 2013 года N 1643)

ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

(Абзац дополнительно включен приказом ФТС России от 2 сентября 2013 года N 1643)

1.9. Организация процессов ЖЦПС - комплекс организационно-технических мероприятий, выполняемых структурными подразделениями (учреждениями) ФТС России, таможенными органами и направленных на выполнение процессов ЖЦПС с учетом обеспечения информационной безопасности.

1.10. К основным мероприятиям по организации процессов ЖЦПС относятся:

определение и обоснование потребностей в развитии информационных технологий и ПС, предназначенных для реализации информационных технологий;

планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), модернизация, внедрение и сопровождение ПС, подготовке должностных лиц и работников к работе с ПС;

подготовка конкурсной документации для проведения торгов, разработка функциональных и технических требований к ПС, технического задания на создание ПС;

проведение торгов в форме конкурса на право заключения государственного контракта (далее - контракт), на выполнение работ и оказание услуг, составляющих и (или) обеспечивающих процессы ЖЦПС (этап, стадию процесса, процесс ЖЦПС);

контроль исполнения контракта, проведение испытаний ПС;

подготовка правовых актов ФТС России, других руководящих документов, регламентирующих разработку, модернизацию, приемку, внедрение, эксплуатацию, сопровождение и вывод из эксплуатации ПС, подготовку должностных лиц и работников к работе с ПС;

подготовка должностных лиц и работников к работе с ПС в качестве пользователей и администраторов;

сбор, анализ и обобщение замечаний по работе ПС, предложений по усовершенствованию ПС в целях изменения функциональности, интерфейса и сервисов ПС, устранения ошибок, возникающих в процессе эксплуатации;

контроль выполнения работ, а также контроль соблюдения должностными лицами и работниками требований руководящих документов.

1.11. ГУИТ осуществляет общее руководство организацией и реализацией работ, составляющих процессы ЖЦПС, координацию деятельности структурных подразделений (учреждений) ФТС России, ЦИТТУ, таможенных органов, связанной с развитием информационных систем и информационных технологий таможенных органов.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 14 февраля 2012 года N 261. - См. предыдущую редакцию)

1.12. ЦИТТУ осуществляет деятельность по вопросам внедрения, эксплуатации, модернизации и сопровождения ПС, подготовки должностных лиц и работников к работе с ПС.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 14 февраля 2012 года N 261. - См. предыдущую редакцию)

1.13. Структурные подразделения ФТС России:

1) представляют в ГУИТ:

а) заявки о включении в план НИОКР проведение научно-исследовательских работ (далее - НИР);

б) предложения о рассмотрении на заседаниях научно-технического совета ФТС России технических требований на выполнение НИР, результатов выполненных работ и форм их реализации (внедрения) по наиболее значимым и технически сложным НИР;

в) информацию о должностных лицах структурного подразделения (должность, фамилия, имя, отчество, контактный телефон), принимающих участие в сопровождении НИР и последующей реализации результатов работ, в недельный срок после заключения контрактов на выполнение НИР;

г) сведения о реализации (внедрении) результатов НИР в месячный срок после завершения работ по реализации (внедрению);

д) предложения по созданию, модернизации, внесению изменений в ПС;

2) формируют и представляют в Главное управление тылового обеспечения обращение о размещении заказа на выполнение НИР;

3) разрабатывают проекты правовых актов ФТС России, определяющих порядок приемки результатов НИР;

4) принимают участие:

а) в формировании обращения о размещении заказа на создание (модернизацию) ПС в части, касающейся функциональных требований к ПС;

б) в работе комиссии по приемке ПС (новых версий ПС);

5) осуществляют эксплуатацию ПС, предназначенных для реализации возложенных на них функций, а также методическое руководство эксплуатацией ПС, относящихся к компетенции структурного подразделения ФТС России, в таможенных органах, учреждениях ФТС России;

6) представляют в ГУИТ и ЦИТТУ по ПС, относящимся к компетенции структурного подразделения ФТС России:

а) предложения по внедрению, сопровождению и выводу из эксплуатации;

б) замечания по работе;

в) информацию о нештатных ситуациях в структурном подразделении ФТС России (таможенных органах), источником которых являлись сбои в работе ПС, и результатах их анализа (при необходимости).

(Пункт 1.13 в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 февраля 2014 года N 164. - См. предыдущую редакцию)

1.14. Таможенные органы осуществляют эксплуатацию и сопровождение ПС (только в части, касающейся) на своих объектах, готовят предложения по созданию, внедрению, эксплуатации, модернизации, сопровождению, выводу из эксплуатации ПС, замечания по работе ПС и представляют их через региональные таможенные управления (РТУ), таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, в структурное подразделение ФТС России, к компетенции которого относится информационная технология, реализуемая ПС.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»