ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002
Группа П85
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
Information technology. Software maintenance
ОКС 35.080
ОКСТУ 5001
Дата введения 2003-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, Московским научно-исследовательским центром (МНИЦ) Минсвязи России и Институтом радиотехники и электроники Российской академии наук (ИРЭ РАН)
ВНЕСЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 июня 2002 г. N 248-ст
3 Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО/МЭК 14764-99 "Информационная технология. Сопровождение программных средств"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт уточняет требования к процессу сопровождения программных средств. Сопровождение программных средств является одним из основных процессов их жизненного цикла, что описано в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Процесс сопровождения состоит из работ и задач, реализуемых персоналом сопровождения (сопроводителем). Настоящий стандарт является составной частью документов, в том числе рекомендаций (руководств), семейства ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Настоящий стандарт детализирует процесс сопровождения, установленный в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. В настоящий стандарт включены только пункты ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, содержащие обязательные требования. Данные пункты в тексте настоящего стандарта заключены в прямоугольные рамки. Номер соответствующего пункта ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 указан в этих рамках.
В большинстве проектов, особенно имеющих продолжительный жизненный цикл, сопровождение программных средств наверняка будет одним из основных рассматриваемых вопросов.
Из-за ограничений в стоимости и сроках разработки, а также отсутствия опыта в применении ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 программные средства нередко поставляют в "сыром" виде. Поэтому возникает необходимость в последующей корректировке ошибок, обнаруженных при их эксплуатации. Часто необходимо модернизировать программное средство, чтобы удовлетворить изменившимся требованиям пользователя. Сопровождение программного средства может в стоимостном выражении составлять наибольшую часть жизненного цикла.
Настоящий стандарт предназначен для пользователей, знакомых с сопровождением программных средств. Рекомендуется, чтобы пользователь, незнакомый с сопровождением программных средств, до практического применения настоящего стандарта изучил соответствующие учебники или прошел практическое обучение.
Сопровождение программных средств может быть проведено с использованием соответствующего конгломерата инструментальных (вспомогательных) программных средств, методов и технологий программной инженерии. Настоящий стандарт не определяет, как следует применять или выполнять работы и задачи в процессе сопровождения программного средства, поскольку это должно быть определено договорными или организационными условиями. Требования к сопровождению программных средств остаются постоянными безотносительно к инструментальным средствам реализации данного процесса.
Основная часть настоящего стандарта описывает основные требования к процессу сопровождения и условия его реализации. Текст основной части стандарта дополнен двумя приложениями: А - содержащим таблицу перекрестных ссылок между настоящим стандартом и ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, В - содержащим библиографию документов, связанных с настоящим стандартом.
В настоящем стандарте учтены обобщенные предложения по практическому применению концептуальных положений и понятий ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, представленные Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 "Информационные технологии".
В настоящем стандарте более подробно описано управление процессом сопровождения программных средств, установленным в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. В стандарте также установлены определения различных типов сопровождения. В стандарте приведены рекомендации по планированию и выполнению процесса сопровождения, контролю и надзору за ним, оценке и завершению (прекращению) указанного процесса. Область применения настоящего стандарта охватывает сопровождение различных программных средств при использовании одинаковых ресурсов сопровождения. Термин "сопровождение (maintenance)" в настоящем стандарте означает сопровождение программного средства, если не указан иной его смысл.
Настоящий стандарт устанавливает основную структуру, в пределах которой могут быть выполнены, оценены и практически реализованы общие и конкретные планы сопровождения применительно к области действия и объему заданных программных средств (продуктов).
Настоящий стандарт определяет основные положения, точную терминологию и процессы, позволяющие последовательно применять соответствующие технологии (инструментальные средства, методологии и методы) при сопровождении программных средств.
В настоящем стандарте даны рекомендации по сопровождению программных средств. Основой для описания в настоящем стандарте процесса сопровождения и его работ являются определения, установленные в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Данный процесс определяет работы (виды деятельности) и задачи (задания) по сопровождению программного средства и устанавливает требования к планированию сопровождения. Он не описывает эксплуатацию программного средства и эксплуатационные функции, например резервирования, восстановления, системного администрирования, которые обычно выполняет персонал, эксплуатирующий программное средство.
Настоящий стандарт, в основном, предназначен для организаций, сопровождающих программные средства (персонала сопровождения, сопроводителей), а также может быть использован субъектами, отвечающими за разработку и обеспечение качества этих средств. Стандарт может быть применен заказчиками и пользователями систем, содержащих программные средства, которые могут представлять исходные данные для плана сопровождения.
1.1 Назначение
Настоящий стандарт содержит рекомендации по управлению (или выполнению) процессом сопровождения. Стандарт определяет использование (привлечение) процесса сопровождения в процессах заказа и эксплуатации.
1.2 Применение
Настоящий стандарт содержит рекомендации по планированию сопровождения и сопровождению программных продуктов (средств) и услуг, выполняемому как внутри организации, так и вне ее. Стандарт не распространяется на эксплуатацию программных средств.
Стандарт позволяет обеспечить двусторонние отношения между организациями и может быть использован, когда обе стороны принадлежат к одной организации. Настоящий стандарт также может быть использован одной из сторон для решения задач самоконтроля (см. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207).
Настоящий стандарт не предназначен для применения пользователями готовых программных продуктов, не входящих в состав поставляемого продукта (см. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207). Например, организации могут захотеть применить настоящий стандарт при сопровождении шаблонов или макросов обрабатываемого текста, проходящего через данную организацию.
Настоящий стандарт не предназначен для временно или эпизодически используемых программных средств (продуктов).
Стандарт может быть использован разработчиками готовых программных продуктов для самоконтроля при сопровождении данных продуктов. Стандарт не предназначен для программных продуктов, заказанных пользователями, и продуктов, сопровождаемых конечными пользователями. Объектами сопровождения являются компьютерные программы, программы в машинных кодах, данные и соответствующие документы. Стандарт применяют к программным продуктам, создаваемым при разработке конкретного программного средства. В состав таких продуктов могут входить тестовые программные средства, тестовые базы данных, среда тестирования программного средства (СТПС, STE) или среда программной инженерии (СПИ, SEE).
Настоящий стандарт используют во всей деятельности по сопровождению независимо от модели жизненного цикла программного средства (каскадной, инкрементной, эволюционной) или применительно к методу разработки (например, ускоренная разработка приложений, прототипирование, макетирование).
1.3 Ограничения
Настоящий стандарт устанавливает основную структуру процесса сопровождения программных средств, но не определяет подробности реализации или выполнения работ и задач, входящих в данный процесс.
В стандарте приведен ряд перечислений (списков). Однако ни одно из них не является исчерпывающим. Эти перечисления приведены в качестве примеров.
Этапы применения настоящего стандарта указаны в ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271.
Соответствие настоящему стандарту обеспечивают при выполнении требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств
ИСО/МЭК 2382-1-93* Информационная технология. Словарь. Часть 1. Основополагающие термины
ИСО/МЭК 2382-20-90* Информационная технология. Словарь. Часть 20. Разработка систем
ИСО 8402-94* Управление качеством и обеспечение качества. Словарь
______________
* Оригиналы международных документов ИСО/МЭК (ИСО) - во ВНИИКИ Госстандарта России.
В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями по ИСО/МЭК 2382-1, ИСО/МЭК 2382-20, ИСО 8402 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, а также приведенные ниже:
4.1 адаптивное сопровождение (adaptive maintenance): Изменение (модификация) программного продукта после поставки, обеспечивающее его работоспособность в измененных или изменяющихся условиях (среде).
Примечание - Адаптивное сопровождение обеспечивает модернизацию, позволяющую вносить изменения в эксплуатационную среду программного средства. Данные изменения должны быть внесены для сохранения работоспособности продукта в изменяемой среде. Например, операционная система может быть модернизирована и некоторые изменения должны быть внесены в продукт для его адаптации к новой операционной системе.
4.2 базовая линия (baseline): Официально принятая версия элемента конфигурации, независимая от среды, формально обозначенная и зафиксированная в конкретный момент времени жизненного цикла элемента конфигурации (3.5 ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207).
Примечание - Иногда новую базовую линию рассматривают как новую версию (редакцию).
4.3 корректирующее сопровождение (corrective maintenance): Реактивное изменение программного продукта, выполняемое после его поставки для корректировки обнаруженных проблем (несоответствий, ошибок).
Примечание - Подобные изменения исправляют программный продукт для того, чтобы он соответствовал установленным требованиям.
4.4 план сопровождаемости (maintainability plan): Документ, излагающий соответствующие методы обеспечения сопровождаемости, описывающий необходимые для этого ресурсы и работы применительно к программным средствам.
Примечание - План сопровождаемости готовит разработчик.
4.5 сопровождаемая модернизация (maintenance enhancement): Сопровождаемая модернизация является изменением программного средства, не связанным с корректировкой самого программного средства.
Примечание - Различают два типа модернизации программного средства: адаптивную и полную.
4.6 план сопровождения (maintenance plan): Документ, излагающий соответствующие методы сопровождения, описывающий необходимые ресурсы и работы применительно к сопровождению программного продукта.
Примечание - План сопровождения готовит соответствующая организация (персонал сопровождения, сопроводитель). Данный план должен быть реализован сразу после передачи продукта на сопровождение.
4.7 процесс сопровождения (maintenance process): Работы (виды деятельности) и задачи (задания), выполняемые организацией, осуществляющей сопровождение (персоналом сопровождения, сопроводителем).
Примечание - Данный процесс активизируют при внесении изменений в программные коды и документы конкретного программного средства вследствие обнаруженных в нем несоответствий или необходимости его практического применения в условиях соответствующей среды. Целью данного процесса является модификация существующего программного продукта, обеспечивающая его целостность.
4.8 программа сопровождения (maintenance program): Организационная структура, обязанности, процедуры, процессы и ресурсы, используемые при выполнении плана сопровождения.
Примечание - Термин "программа" синономичен термину "инфраструктура".
4.9 предложение о модификации (ПР) (modification request [MR]): Общий термин, используемый для определения предполагаемых изменений в сопровождаемом программном продукте.
Примечание - Конкретное ПР может быть далее классифицировано как коррекция (correction) или модернизация (enhancement) и определено как корректирующий, профилактический, адаптивный или полный тип сопровождения (см. рисунок 1). ПР может также быть названо предложением об изменении.
Рисунок 1 - Предложение о модификации (изменении)
4.10 полное сопровождение (perfective maintenance): Модификация программного продукта после поставки для повышения его рабочих характеристик или улучшения сопровождаемости.
Примечание - Полное сопровождение обеспечивает модернизацию (усовершенствование) продукта в интересах пользователя, уточнение соответствующих программных документов и его перепрограммирование для улучшения рабочих характеристик, сопровождаемости и других атрибутов программного средства.
4.11 профилактическое сопровождение (preventive maintenance): Модификация программного продукта после поставки в целях обнаружения и корректировки имеющихся в нем скрытых ошибок для предотвращения явного проявления этих ошибок при эксплуатации данного продукта.
4.12 отчет о проблеме (ОП) (problem report [PR]): Термин, используемый для определения и описания проблем, обнаруженных в программном продукте.
4.13 среда программной инженерии (СПИ) (software engineering environment [SEE]): Набор автоматических инструментальных средств, программно-аппаратных и технических средств, необходимых для выполнения объема работ по программной инженерии.
Примечание - Автоматические инструментальные средства могут включать в себя компиляторы, ассемблеры, компоновщики, загрузчики операционных систем, отладчики, средства моделирования, эмуляторы, тестовые инструментальные средства, средства документирования и системы управления базами данных, а также другие средства.