Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 апреля 2008 года N 440-р


[Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы]

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2013 года N 760-р
утверждена Концепция федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2014-2020 годы

____________________________________________________________________


1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы.

2. Определить:

государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы (далее - Программа) - Минобрнауки России;

государственными заказчиками Программы - Рособразование и Роснауку.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 68390 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минобрнауки России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 апреля 2008 года
N 440-р

КОНЦЕПЦИЯ
федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические
кадры инновационной России" на 2009-2013 годы


Концепция федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы (далее - Программа) разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N Пр-1321, от 16 января 2008 г. N Пр-78 и поручений Правительства Российской Федерации от 12 августа 2006 года N МФ-П7-3875, от 22 января 2008 года N ВЗ-П13-266, а также в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 93).

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы
приоритетным задачам социально-экономического развития
Российской Федерации

В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года государственный сектор науки и высшего образования должен в перспективе приобрести облик, основу которого составят технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и научно-образовательные организации.

В этот период произойдет реформирование системы управления государственным сектором науки и высшего образования, реструктуризация государственных научных учреждений и вузов, формирование организационно-правовой структуры государственного сектора науки и высшего образования, совершенствование системы государственных научных центров. В целом с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации, потребностей экономики, приоритетов научно-технической и инновационной политики, а также в интересах обеспечения эффективного функционирования государственных научных организаций и их взаимодействия с организациями частного сектора государственный сектор науки и высшего образования составит научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающую построение экономики, основанной на знаниях.

Указанные преобразования произойдут в течение переходного периода и потребуют активного участия современных научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, подготовку и закрепление которых в государственном секторе науки и высшего образования необходимо осуществлять одновременно со структурными преобразованиями.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, отмечается, что для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем кадрового обеспечения инновационной экономики. В поручении Президента Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. N Пр-2197 предлагается принять меры, обеспечивающие сохранение, подготовку и закрепление научных работников и квалифицированных кадров в оборонно-промышленном комплексе.

В период реструктуризации государственного сектора науки и высшего образования, перевода экономики на инновационный путь развития необходимо усилить роль государства в привлечении современных научных и научно-педагогических кадров в сферу науки, образования и высоких технологий, а также в закреплении их в этой сфере как основы для осуществления преобразований.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

В настоящее время невозможно эффективно решить проблему привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере, проблему эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, развития инновационного сектора экономики на федеральном уровне только за счет использования действующих рыночных механизмов. Это может быть осуществлено на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить решение проблемы и рационально использовать ресурсы. Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях привлечения талантливой молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере, достигнуть положительной динамики обновления кадрового состава в установленные сроки реализации Программы.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации в рассматриваемой сфере без использования
программно-целевого метода

Отсутствие программной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров со стороны государства в создавшихся условиях может привести к снижению инновационной направленности экономического роста Российской Федерации.

Одной из острейших проблем современной российской науки является сохранение научных традиций и широкого спектра направлений научных исследований. Из-за хронического недофинансирования научной сферы в 90-е годы прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства научных и научно-педагогических кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражается в абсолютном сокращении числа исследователей в государственном секторе науки и высшего образования, особенно в секторе оборонно-промышленного комплекса, быстром старении и изменении их качественного состава, нарушении преемственности научных и педагогических школ.

Двадцать первый век станет веком экономики, основанной на знаниях, одним из основных ресурсов которой является кадровый потенциал науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики. Мировой опыт организации науки свидетельствует о том, что потерю научных традиций, ученых высшей квалификации, даже при благоприятных экономических условиях, нельзя восполнить за короткий срок. Для создания полноценных научных школ необходимо 2-3 поколения.

За период с 1990 по 2005 год общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России, сократилась на 58 процентов. В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек.

Отток молодежи из сферы науки происходит прежде всего потому, что она является группой, наиболее уязвимой с социальной и экономической точек зрения. Старшее поколение ученых решает сегодня материальные проблемы, маневрируя на традиционном поприще науки и высшей школы, а для молодежи гораздо проще адаптироваться к неакадемическому рынку труда, нежели искать способы выживания в науке.

В настоящее время существуют различные меры поддержки молодых ученых, студентов и школьников, реализуемые на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. N 120 и 121 ежегодно на конкурсной основе выделяются по 500 грантов Президента Российской Федерации молодым кандидатам наук и их научным руководителям, а также 100 грантов Президента Российской Федерации - молодым докторам наук.

В среднегодовом исчислении размер гранта для кандидата наук составляет 150 тыс. рублей, а для доктора наук - 250 тыс. рублей.

В рамках национального приоритетного проекта "Образование" и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 325 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 29 февраля 2008 г. N 283) осуществляется поддержка талантливой молодежи. Этот проект предусматривает ежегодное определение 5350 юных талантов во всех регионах России, из которых 1250 юношей и девушек (победители всероссийских олимпиад, победители и призеры международных олимпиад) получают премии в размере 60 тыс. рублей и 4100 молодых дарований (победители региональных и межрегиональных олимпиад и призеры всероссийских олимпиад) получают премии в размере 30 тыс. рублей.

Осуществляются программы по привлечению к научной деятельности талантливой молодежи, по поддержке научно-технического творчества школьников в гг. Москве и Санкт-Петербурге, в Самарской, Белгородской и Челябинской областях, в Красноярском крае и некоторых других регионах Российской Федерации, а также грантовые программы бизнеса по поддержке молодых талантливых ученых и специалистов.

В рамках ряда федеральных целевых программ до 2007 года выполнялись мероприятия, направленные на решение вопросов подготовки кадров. В частности, в рамках федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы выполнялось мероприятие "Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы". Однако в федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы не предусмотрено решение вопросов подготовки кадров.

На втором этапе реализации федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы предусматривались мероприятия по проведению молодыми учеными научных исследований по приоритетным направлениям науки, высоких технологий и образования, по развитию системы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы аспирантов и студентов в ведущих научных и образовательных центрах, развитию системы стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, развитию системы ведущих научных школ как среды генерации знаний и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. В федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" указанные мероприятия не включены, так как ее основной целью является получение научного продукта вне зависимости от состава исполнителей, а мероприятия по сохранению и развитию кадрового потенциала науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики целесообразно реализовывать в рамках отдельной программы.

Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области воспроизводства и изменения возрастной структуры научных и научно-педагогических кадров показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и закреплению кадров является недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации.

Принципиальным является отсутствие единой программы, поддерживающей научные исследования молодых ученых в период выбора ими жизненного пути, в первую очередь сразу после защиты кандидатской диссертации. Важнейшим элементом является элемент привлекательности карьеры исследователя для молодых, начиная со школьной скамьи. Необходимо осуществлять поддержку ученых и научно-педагогических коллективов, которые выполняют двойную роль, - во-первых, демонстрируют успешность профессии ученого и преподавателя, во-вторых, осуществляют эффективную подготовку молодых научных и научно-педагогических кадров.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Вариантами решения проблемы являются:

реализация в рамках действующих федеральных и ведомственных целевых программ, а также в рамках программ грантовой поддержки мероприятий, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и привлечением к их исполнению на конкурсной основе научных и научно-педагогических кадров всех возрастных групп;

создание единого программного механизма повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий при сохранении существующей системы государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ.

Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.

Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленной актуальной задачи. Этот вариант не предполагает исследований и выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.

Основным преимуществом второго варианта является реализация механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров с возможностью анализа результативности всей совокупности работ по решению проблемы.

Основные риски второго варианта связаны с длительностью и сложностью ведомственных согласований, процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы для создания нового комплексного механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в сфере науки, высшего образования и высоких технологий.

Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта реализации Программы.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом

Реализацию Программы предлагается осуществить в 2009-2013 годах в один этап, обеспечивающий непрерывность решения проблемы.

Предполагаемый срок получения значимых результатов по привлечению молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закреплению ее в этой сфере, эффективному воспроизводству научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования, - 2013 год.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам
и показателям, позволяющим оценивать ход реализации
Программы по годам

Целью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в указанной сфере.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;

создание системы стимулирования притока и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности);

создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы представлены в приложении N 1.


VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

Финансирование реализации мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников.

Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию Программы определен в ценах соответствующих лет исходя из необходимости выполнения различных проектов в рамках Программы, в том числе исходя из параметров этих проектов (стоимость проекта, планируемое число проектов и срок реализации).

Основной объем средств федерального бюджета планируется направить на реализацию мероприятия по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это связано с необходимостью создания эффективной системы мотивации научного труда, стимулирования выполнения государственного заказа жизнеспособными научными коллективами, в которых молодые ученые, аспиранты и студенты работают с исследователями старших поколений, имеющими наиболее высокие результаты научного труда.

Уровень внебюджетного обеспечения Программы, составляющий примерно 13 процентов общего объема ее финансового обеспечения, определяется тем обстоятельством, что мероприятия Программы ориентированы в основном на решение кадровой проблемы государственного сектора науки, образования и высоких технологий, поскольку в частном секторе экономики указанная проблема решается путем обеспечения конкурентоспособного на рынке уровня заработной платы и социального обеспечения.

Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 2.

Реализация Программы осуществляется в установленном порядке на основе государственных контрактов.

При недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета.

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Предварительная оценка ожидаемой эффективности Программы основывается на системе целевых индикаторов и показателей реализации Программы, приведенной в приложении N 1 к настоящей Концепции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»