РЕКОМЕНДАЦИИ
совещания-семинара руководителей комитетов (комиссий) парламентов
государств - участников СНГ по вопросам обороны и безопасности
"О взаимодействии профильных комитетов (комиссий) парламентов
государств - участников СНГ с Антитеррористическим центром
государств - участников СНГ"
(26 апреля 2006 года, Санкт-Петербург, Таврический дворец)
Участники семинара руководителей комитетов (комиссий) парламентов государств - участников СНГ по вопросам обороны и безопасности "О взаимодействии профильных комитетов (комиссий) парламентов государств - участников СНГ с Антитеррористическим центром государств - участников СНГ",
будучи глубоко обеспокоены эскалацией актов терроризма на территориях государств - участников СНГ и по всему миру, что делает объективной необходимостью согласованные совместные действия государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма,
ссылаясь на Совместную декларацию Международного парламентского коллоквиума "Правовое регулирование в области борьбы с международным терроризмом и гармонизация национальных законодательств" (Брюссель, 2004 год), Итоговый документ международной научно-практической конференции "Перспективы организации борьбы с терроризмом на пространстве Содружества Независимых Государств" (Москва, 2005 год) и Рекомендации международной парламентской конференции "Место и роль парламентов в борьбе с международным терроризмом" (Москва, 2005 год),
учитывая ведущую роль Организации Объединенных Наций в борьбе с терроризмом и одобряя существующие международные правовые акты, касающиеся различных аспектов борьбы с терроризмом, в том числе принятые в рамках ООН Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма, Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, резолюции Совета Безопасности ООН N 1269 (1999), N 1368 (2001), N 1373 (2001), N 1377 (2001), N 1566 (2004), N 1617 (2005) и N 1624 (2005), и рассматривая их в качестве основы международного сотрудничества по противодействию международному терроризму,
принимая во внимание цели и принципы Устава ООН, касающиеся поддержания международного мира и безопасности, поощрения добрососедских и дружественных отношений и сотрудничества между государствами и в то же время подтверждая неотъемлемое право каждой страны на собственную защиту согласно статье 51 главы VII Устава ООН,
отмечая, что нормативная правовая база СНГ и законодательная база государств - участников СНГ по вопросам борьбы с терроризмом стала существенным вкладом стран Содружества в формирование международных и национальных правовых основ антитеррористической деятельности,
учитывая, что межгосударственные нормативные правовые акты в рамках СНГ по вопросам антитеррористической деятельности согласованы с аналогичными документами мирового сообщества и отражают объективную реальность, сложившуюся как в Содружестве в целом, так и в каждом из его участников, а реализация межгосударственных программ по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, создание межгосударственной базы гармонизации законодательства государств - участников СНГ в данной сфере, учреждение Антитеррористического центра государств - участников СНГ создают предпосылки достижения качественно нового уровня международного сотрудничества в вопросах противодействия терроризму на пространстве Содружества,
призывая правительства государств - участников СНГ к оценке действий террористов как угрозы международному миру и безопасности, осознанию объективной необходимости согласованных совместных действий в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма,
выражая волю и стремление народов государств - участников СНГ к безопасной и достойной жизни,
считают целесообразным:
1. Дальнейшее укрепление сотрудничества парламентариев и правоохранительных органов, в том числе специализированных международных органов, в целях предотвращения актов терроризма и экстремизма в любых формах и проявлениях, при неукоснительном соблюдении провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН принципа об обязанности каждого государства воздерживаться от организации подстрекательства, оказания помощи или участия в террористических актах в другом государстве или от попустительства организованной деятельности по совершению таких актов в пределах своей территории.
2. Подтвердить, что международные действия против терроризма могут быть эффективными лишь в том случае, если они пользуются максимальной поддержкой парламентов государств на основе тесного сотрудничества на глобальном, региональном и двустороннем уровнях.
3. Всесторонне развивать сотрудничество профильных комитетов (комиссий) парламентов государств - участников СНГ и Антитеррористического центра государств - участников СНГ с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН в выработке и осуществлении совместных действий в сфере борьбы с терроризмом.
4. Считать заслуживающим одобрения опыт взаимодействия Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ с Антитеррористическим центром СНГ. Отметить, что деятельность Объединенной комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ, в том числе при участии представителей Антитеррористического центра государств - участников СНГ, явилась оптимальной формой организации сотрудничества законодательных, исполнительных органов власти стран Содружества и международных органов в противодействии терроризму.
5. Отметить необходимость активизации законотворческой деятельности по вопросам противодействия терроризму, иным насильственным проявлениям экстремизма, перекрытию каналов доступа террористических организаций к источникам их финансирования, противодействию незаконному обороту наркотиков и иным видам преступлений с учетом принятых и разрабатываемых Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ модельных законодательных актов и рекомендаций в данной области.
_______________
Модельные законы "О борьбе с терроризмом" (новая редакция и поправки к новой редакции), "О противодействии организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление актов терроризма на территориях других государств", "О контроле за оборотом радиоактивных материалов", проекты модельных законов "О противодействии финансированию терроризма", "О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах", модельных законов "О безопасности авиационного транспорта" и "О безопасности на транспорте", Рекомендаций по унификации и гармонизации национального законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом, Рекомендаций по гармонизации и унификации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изменений и дополнений в модельный Уголовный кодекс государств - участников СНГ и в модельный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" по вопросам, касающимся борьбы с терроризмом и экстремизмом.
6. Рекомендовать профильным комитетам (комиссиям) парламентов при осуществлении законодательной деятельности по созданию максимально гармонизированных организационно-правовых основ противодействия современным вызовам и угрозам на пространстве Содружества Независимых Государств активнее использовать экспертно-правовые и консультативно-правовые возможности Антитеррористического центра СНГ.
7. Считать своевременной инициативу Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ по созданию Единой информационной базы нормативно-правовых актов государств - участников СНГ в сфере противодействия терроризму, незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ, их прекурсоров и иным видам преступлений и поддержать ее усилия в данном направлении. Предложить Совету Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ довести мнение участников семинара по вопросу создания Единой информационной базы до сведения Исполнительного комитета СНГ и Совета глав государств СНГ.
8. Рекомендовать парламентам государств - участников МПА СНГ принятие законодательных мер по оказанию содействия Антитеррористическому центру СНГ в пресечении деятельности международных террористических и экстремистских организаций на территориях государств - участников МПА СНГ. Совместными усилиями решать с учетом национальных законодательств проблемы экстрадиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений террористического характера, их пособников, обеспечивающих финансирование указанных преступлений.
9. В вопросах укрепления межгосударственного сотрудничества в сфере противодействия современным вызовам и угрозам на пространстве СНГ содействовать осуществлению мер по созданию в национальных парламентах эффективных механизмов реализации достигнутых межгосударственных соглашений, совершенствованию норм, регулирующих внутрипарламентскую деятельность по ратификации, проведению других внутригосударственных процедур и установлению парламентского контроля за их выполнением. Рекомендовать разработчикам проектов многосторонних соглашений государств - участников МПА СНГ по вопросам сотрудничества в сфере безопасности предусматривать при их подготовке нормы, касающиеся обязательств сторон по синхронизации ратификации и выполнению других внутригосударственных процедур.
Участники международного семинара предлагают проинформировать об итогах его работы Совет Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, другие уставные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ, парламенты государств - участников СНГ.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ,
N 39, Часть 1, 2007 год