Принят
 на двадцать третьем
 пленарном заседании Межпарламентской
 Ассамблеи государств - участников СНГ
 (постановление N 23-5
 от 17 апреля 2004 года
)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О борьбе с терроризмом

(новая редакция)



Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом.

Глава 1. Общие положения

     

Статья 1. Основные понятия


В настоящем Законе используются следующие основные понятия.

Терроризм - наиболее опасная форма политического экстремизма, связанная с шоковым воздействием на массовое сознание и сознание государственных и общественных деятелей и заключающаяся в применении насилия либо угроз его применения, посредством чего через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели.

В качестве криминального явления терроризм (предусмотренный уголовным законодательством ряда государств - участников СНГ) трактуется как противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющееся в виде: насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц; уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающих опасность гибели людей; причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной и политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебное помещение либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой: совершения иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством, а также с международными правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом.

Терроризм может быть внутригосударственным и международным.

Международный терроризм - терроризм, акции которого, осуществляемые гражданами одной или нескольких стран, имеют цель подрыва конституционного строя иных государств либо международного правопорядка или международных отношений в целом.

Террористическая деятельность - деятельность, направленная на совершение преступлений террористического характера и включающая в себя любое из нижеследующих деяний:

- планирование, организацию, подготовку и совершение террористических акций;

- подстрекательство к осуществлению террористических акций, призывы к насилию в террористических целях;

- организацию незаконных военизированных формирований или преступных организаций с целью совершения террористических акций, а равно участие в них;

- вербовку вооружение или использование террористов в террористических акциях, а также обучение их террористическим навыкам;

- финансирование террористической организации или террористов;

- пособничество в подготовке и совершении террористических акций.

Террористическая акция - непосредственное совершение преступления террористического характера. Может осуществляться в форме: взрыва, поджога, применения или угрозы применения взрывчатых, радиоактивных, химических, биологических, токсических, отравляющих, сильнодействующих ядовитых веществ, ядерных устройств; уничтожения, повреждения, захвата транспортных средств и других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения людей; создания угрозы жизни либо условий для возникновения аварий и катастроф техногенного характера; распространения террористических угроз в любой форме; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Преступления террористического характера - преступления, предусмотренные соответствующими статьями уголовного кодекса государства. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные уголовным кодексом, если они совершены в террористических целях.

Террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме.

Террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности.

Террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов этой организации.

Борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению террористической деятельности и минимизации ее последствий.

Контртеррористическая операция - совокупность подчиненных единому замыслу оперативно-разыскных, оперативно-боевых, административно-правовых и иных мероприятий, направленных на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых производится указанная операция.

Заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условие освобождения удерживаемого лица.

Статья 2. Основные принципы борьбы с терроризмом


Борьба с терроризмом в государстве основывается на следующих принципах:

- законность;

- приоритет мер предупреждения терроризма;

- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

- сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

- комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

- приоритет защиты жизни, здоровья и прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

- недопустимость политических уступок террористам;

- единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

- минимальная огласка состава участников, технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций;

- организация и осуществление международного сотрудничества в борьбе с терроризмом в различных сферах и многообразных формах.

Статья 3. Правовые основы борьбы с терроризмом


Законодательство в сфере борьбы с терроризмом основывается на конституции государства и включает настоящий Закон, уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, другие национальные нормативно-правовые акты, а также международно-правовые соглашения, участником которых является государство.

Если международным договором установлены другие правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и иных актах национального законодательства о борьбе с терроризмом, то применяются правила международного договора.

Глава 2. Основы организации борьбы с терроризмом

     

Статья 4. Цели борьбы с терроризмом


Борьба с терроризмом в государстве осуществляется в целях:

- защиты личности, общества и государства от терроризма;

- предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;

- выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Статья 5. Государственные органы,
осуществляющие борьбу с терроризмом


Борьбу с терроризмом осуществляют предусмотренные национальным законодательством государственные органы в пределах предоставленных им полномочий.

В указанных органах могут создаваться специализированные подразделения по борьбе с терроризмом, в том числе антитеррористические боевые группы.

Органы, осуществляющие борьбу с терроризмом, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействии между собой и с другими государственными органами.

Формы взаимодействия между государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, определяются национальным законодательством.

Взаимодействие государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, с органами иностранных государств строится на основе двусторонних (многосторонних) международных соглашений, в том числе и межведомственного характера.

Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в соответствии с решениями государственных органов власти могут создаваться антитеррористические комиссии на общегосударственном, региональном (областном, местном) и межведомственном уровнях.

Общегосударственная антитеррористическая комиссия решает следующие основные задачи:

- вырабатывает основы государственной политики в области борьбы с терроризмом и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности;

- осуществляет постоянный сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории государства;

- координирует деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;

- принимает участие в подготовке международных договоров в области борьбы с терроризмом;

- вырабатывает предложения о совершенствовании законодательства в области борьбы с терроризмом;

- утверждает разрабатываемые соответствующими ведомствами положения о порядке организации и деятельности антитеррористических групп и подразделений.

Статья 6. Содействие органам, осуществляющим
борьбу с терроризмом


Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.

Передача гражданами правоохранительным органам ставших известными им сведений о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого.

Глава 3. Информационно-пропагандистское обеспечение
борьбы с терроризмом

     

Статья 7. Обязанности средств массовой информации по
содействию борьбе с терроризмом


Сотрудники средств массовой информации при освещении событий, связанных с террористическими акциями и антитеррористической деятельностью, обязаны учитывать, что право людей на жизнь и безопасность первично по отношению к праву на свободу доступа к информации и ее распространения.

При получении сотрудником средств массовой информации сведений о готовящейся террористической акции он обязан незамедлительно проинформировать об этом компетентные органы, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом.

При наличии у сотрудника средств массовой информации сведений или документальных материалов, которые могут служить вещественными доказательствами на суде по делам о преступлениях террористического характера либо могут быть использованы в интересах предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности, он обязан передать их в государственные органы, осуществляющие борьбу с терроризмом.

Статья 8. Осуществление мер профилактики терроризма с
использованием средств массовой информации


Руководители средств массовой информации обязаны принимать меры к тому, чтобы материалы, подготовленные в руководимых ими органах, не служили оправданием террористической и иной общественно опасной экстремистской деятельности, не призывали к ней, не провоцировали ее, а также не содержали пропаганды межрелигиозной, межнациональной, межэтнической, расовой вражды.

Государство и органы власти федерального, регионального и местного уровня обязаны всемерно поощрять и стимулировать участие средств массовой информации в профилактике террористических и иных опасных, особенно насильственных, экстремистских проявлений, а также активно участвовать в формировании антитеррористического сознания в обществе.

Субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом, обязаны своевременно предоставлять средствам массовой информации объективные сведения о фактах подготовки, осуществления и пресечения актов терроризма, при условии соблюдения положений статьи 2 настоящего Закона, а также всемерно способствовать процессу формирования в обществе антитеррористического сознания.

Статья 9. Ответственность средств массовой информации


Сотрудники и руководители средств массовой информации, нарушившие обязательства в части содействия борьбе с терроризмом, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством вплоть до привлечения к уголовной ответственности и принятия судебного решения о прекращении деятельности органа массовой информации.

Глава 4. Защита объектов возможных террористических посягательств

     

Статья 10. Общегосударственная система мер по защите
объектов возможных террористических посягательств


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»