МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О противодействии финансированию терроризма
Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы государственной политики, направленной на обеспечение государственной, общественной и международной безопасности, путем создания правовых механизмов по перекрытию каналов и ликвидации источников финансирования терроризма.
Настоящий Закон регулирует отношения граждан государства, постоянно проживающих на его территории лиц без гражданства, иностранных граждан, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих деятельность, связанную с противодействием финансированию терроризма.
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
террористическая деятельность - деятельность физических лиц и организаций, направленная на совершение деяний, определяемых нормами национального законодательства как преступления террористического характера;
финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из деяний, определяемых нормами национального законодательства как преступления террористического характера, либо для обеспечения террористической организации;
террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации;
операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
уполномоченный орган - государственный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию финансированию терроризма и координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти в соответствии с национальным законодательством;
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с финансированием терроризма;
обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемому на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с национальным законодательством.
Правовое регулирование в области противодействия финансированию терроризма осуществляется конституцией государства (основным законом), настоящим Законом, законами и иными нормативными правовыми актами государства, международными договорами государства, общепризнанными принципами и нормами международного права. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом и другими актами национального законодательства в сфере противодействия финансированию терроризма, то применяются правила международного договора.
1. Основными принципами государственной политики в сфере противодействия финансированию терроризма являются:
- соблюдение требований национального законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права, установление ответственности за их нарушение;
- признание финансирования терроризма тяжким уголовным преступлением;
- неотвратимость наказания за деятельность, связанную с финансированием терроризма, независимо от мотивов ее осуществления;
- рассмотрение деятельности по противодействию финансированию терроризма как одного из наиболее эффективных путей предупреждения преступлений террористического характера;
- сочетание гласных и негласных методов в организации работы по противодействию финансированию терроризма;
- развитие международного сотрудничества в сфере противодействия финансированию терроризма;
- применение соразмерных и эффективных уголовных, гражданско-правовых или административных санкций (включая финансовые) в отношении лиц и организаций, причастных к финансированию терроризма;
- осуществление мер по активизации работы национальных средств массовой информации по освещению проблем противодействия финансированию терроризма.
2. В соответствии с принципами государственной политики и национальным законодательством в сфере противодействия финансированию терроризма государством принимаются необходимые меры, позволяющие обнаруживать, идентифицировать, блокировать и конфисковывать любые средства, используемые для совершения преступлений террористического характера, а также средства, полученные в результате таких преступлений.
К мерам, направленным на противодействие финансированию терроризма, относятся:
- процедуры внутреннего контроля;
- обязательный контроль;
- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах по противодействию финансированию терроризма;
- приостановка финансовых операций, блокирование активов и наложение арестов на финансовые счета и иное имущество лиц и организаций, причастных к финансированию терроризма;
- конфискация активов лиц и организаций, причастных к террористической деятельности;
- иные меры, предусмотренные национальным законодательством.
Правительство государства в сфере противодействия финансированию терроризма:
- определяет государственную политику по противодействию финансированию терроризма, в том числе по вопросам предупреждения, выявления, блокирования и конфискации финансовых и иных активов, связанных с террористической деятельностью;
- устанавливает порядок предоставления уполномоченному органу информации и документов, необходимых для осуществления его функций, и ответственность за отказ в их предоставлении;
- принимает нормативно-правовые акты, утверждает правила контроля за операциями с денежными средствами и иным имуществом, а также порядок приостановки операций и сделок, блокирования и конфискации активов организаций и лиц, причастных к террористической деятельности и финансированию терроризма;
- устанавливает порядок формирования и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня организаций и лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности и в финансировании терроризма;
- организует выполнение обязательств государства по многосторонним международным договорам в сфере противодействия финансированию терроризма, по двусторонним договорам с государствами, не участвующими в международном сотрудничестве и в работе организаций, специализирующихся в данной области;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные национальным законодательством.
1. Государство в соответствии с национальным законодательством определяет орган исполнительной власти, специально уполномоченный противодействовать финансированию терроризма и координировать деятельность иных органов государственной власти в этой сфере.
Полномочия, функции, права и ответственность специально уполномоченного органа в сфере противодействия финансированию терроризма устанавливаются в соответствии с национальным законодательством, нормами международного права и отражаются в специальном правовом акте, утверждаемом главой государства или правительством.
2. Специально уполномоченный орган:
- осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами требований национального законодательства в области противодействия финансированию терроризма и привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение указанных требований;
- осуществляет сбор, обработку и хранение информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии с национальным законодательством;
- осуществляет проверку полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом;
- осуществляет запросы и получает по запросам от финансово-кредитных организаций, юридических и физических лиц необходимые документы и разъяснения по проверке представленной информации;
- осуществляет контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом, выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с финансированием терроризма, проводит анализ и проверку таких операций;
- получает информацию (в том числе по запросам) по вопросам, отнесенным к сфере противодействия финансированию терроризма, от иных органов государственной власти и центрального (национального) банка;
- формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности и финансировании терроризма, и вносит в него изменения;
- издает обязательные для исполнения постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, имеющих признаки финансирования терроризма (на срок не более пяти дней), и направляет материалы в прокуратуру для безотлагательного рассмотрения и принятия решения о блокировании финансовых и материальных активов (до вынесения решения суда) или в суд - для вынесения решения о конфискации;
- координирует деятельность иных органов исполнительной власти в данной сфере;
- взаимодействует с центральным (национальным) банком и кредитными организациями по вопросам внутреннего и обязательного контроля и проверки деятельности лиц и организаций, подозреваемых в причастности к финансированию терроризма;
- в установленном порядке взаимодействует с иными органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами;
- в соответствии с международными договорами взаимодействует с компетентными в установленной сфере деятельности международными организациями и органами иностранных государств и осуществляет с ними информационный обмен, представляет интересы государства в указанных международных организациях;
- в соответствии с национальным законодательством представляет информацию в правоохранительные органы по их запросам, а при получении достаточных данных о том, что операция или сделка связана с совершением уголовного преступления, направляет информацию в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией;
- создает единую информационную систему, формирует и ведет общегосударственный банк данных, обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в сфере противодействия финансированию терроризма;
- обеспечивает хранение и защиту полученной в процессе деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну и тайну связи, а также иной конфиденциальной информации;
- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены национальным законодательством.
3. Специально уполномоченный орган обеспечивает соблюдение прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства в процессе осуществления свой деятельности.
Ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа в связи с выполнением им своих функций, подлежит возмещению за счет средств государственного бюджета в соответствии с законодательством государства.
Государственные органы исполнительной власти, их территориальные подразделения, кредитные организации, юридические и физические лица по запросам уполномоченного органа предоставляют документы и информацию, необходимые для осуществления им своих функций, в порядке, установленном правительством государства.
Центральный (национальный) банк предоставляет уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном между центральным (национальным) банком и уполномоченным органом.
Предоставление по запросу уполномоченного органа информации органами государственной власти и управления, центральным (национальным) банком, финансово-кредитными организациями, юридическими и физическими лицами в целях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи.
Отказ или немотивированное затягивание сроков предоставления информации уполномоченному органу по его запросу или предоставление заведомо ложной информации влекут за собой ответственность в соответствии с национальным законодательством.
Государственные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции и в порядке, согласованном ими с соответствующими надзорными органами, предоставляют организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории государства представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов.
1. Суммы и виды операций, подлежащих обязательному контролю, устанавливаются центральным (национальным) банком и регламентируются национальным законодательством.
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает сумму, эквивалентную 20000 долларов США (или меньшую, установленную национальным законодательством сумму), а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов:
1) операции с денежными средствами в наличной форме: