РЕКОМЕНДАЦИИ
по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в
сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров
Рекомендации по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Перспективным планом модельного законотворчества и сближения национального законодательства в Содружестве Независимых Государств на 2005-2010 годы, а также решениями Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ по вопросам обороны и безопасности и Объединенной комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ.
В процессе разработки Рекомендаций учтены требования международных антинаркотических конвенций: Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах, Конвенции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, рекомендации, содержащиеся в полученных из Управления ООН по наркотикам и преступности: Типовом законе, касающемся классификации наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также регламентации законных культивирования, производства и изготовления наркотиков и торговли ими; Типовом законе о борьбе с правонарушениями, связанными с наркотиками; Типовом законе о незаконном потреблении наркотических средств и психотропных веществ; Типовом законе о международном сотрудничестве судебных органов в связи с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Кроме того, в Рекомендациях учтены положения, содержащиеся в модельном законе - рекомендательном законодательном акте для государств - участников СНГ от 2 ноября 1996 года "О противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".
В современном мире злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами (далее - наркотики) является одной из наиболее острых социальных проблем. По данным Организации Объединенных Наций, в настоящее время общее число лиц, потребляющих наркотики, составляет около 185 миллионов человек, или 3% всего населения планеты.
Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков, остро стоят перед всеми без исключения странами, оказывают негативное влияние на их социальное, культурное, экономическое и политическое развитие. В полной мере это касается и государств - участников СНГ. Например, в Российской Федерации за десять лет количество регистрируемых преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось почти в два раза (с 79819 в 1995 году до 150096 в 2004 году). Рост количества подобных деяний характерен для всех государств - участников СНГ. Так, по сравнению с 1995 годом число преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков выросло в Республике Молдова в 3,5 раза, в Республике Беларусь - в 3 раза, в Республике Таджикистан - почти в 2 раза. В других странах СНГ также наблюдается рост количества регистрируемых наркопреступлений, однако не столь значительный: в Грузии - на 41%, Азербайджанской Республике - на 35%, Республике Казахстан - на 31%, Украине - на 25%, Кыргызской Республике - на 22%. Единственным государством - участником СНГ, в котором наблюдается тенденция снижения количества преступлений, связанных с наркотиками, является Республика Армения, где по сравнению с 1995 годом их число сократилось на 34%.
Возросшие масштабы незаконного распространения наркотиков в государствах - участниках СНГ представляют серьезную угрозу здоровью людей, безопасности общества и государства. Увеличение числа противоправных деяний, совершаемых потребителями наркотиков, взаимосвязь между незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью, легализацией денежных средств, полученных преступным путем, и коррупцией требуют решения данной проблемы на межгосударственном уровне, так как эффективная борьба с незаконным наркооборотом на постсоветском пространстве возможна только при тесном взаимодействии государств - участников СНГ. Основой такого взаимодействия являются международно-правовые нормы, направленные на создание механизмов глобального контроля, ограничивающего доступ к наркотикам и обеспечивающего противодействие их незаконному обороту.
Как отмечено в докладе Международного комитета по контролю над наркотиками ООН за 2004 год, основой для международных усилий по борьбе со злоупотреблением запрещенными наркотиками являются международные договоры, принятые в рамках Организации Объединенных Наций: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах; Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Важное значение в осуществлении международного сотрудничества в данной сфере имеют и многосторонние соглашения, принимаемые на основе и во исполнение указанных конвенций. Так, руководствуясь положениями указанных конвенций, правительства государств - участников СНГ 30 ноября 2000 года приняли Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В этом документе определены основные принципы, направления и формы сотрудничества, названы компетентные органы, уполномоченные на осуществление прямых контактов, установлен порядок сотрудничества на основании запросов об оказании содействия.
Развитие взаимодействия государств - участников СНГ в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков требует унификации их национальных законодательств.
В настоящее время контроль за оборотом наркотиков и противодействие их незаконному обороту в государствах - участниках СНГ осуществляются на основе системы национальных законов, включающей:
- Закон Азербайджанской Республики от 18 июня 1999 года N 686-1Г "О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров";
- Закон Республики Армения от 10 февраля 2003 года N ЗР-518 "О наркотических средствах и психотропных веществах";
- Закон Республики Беларусь от 22 мая 2002 года N 102-3 "О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах";
- Закон Грузии от 5 декабря 2002 года N 1831-Iс "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и наркологической помощи";
- Закон Республики Казахстан от 10 июля 1998 года N 279-1 "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими";
- Закон Кыргызской Республики от 22 мая 1998 года N 66 "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах";
- законы Республики Молдова от 6 мая 1999 года N 382-XIV "Об обороте наркотических, психотропных веществ и прекурсоров" и от 6 декабря 2001 года N 713-XV "О контроле и предупреждении злоупотребления алкоголем, незаконного потребления наркотиков и других психотропных веществ";
- Закон Республики Таджикистан от 10 декабря 1999 года N 873 "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах";
- Закон Туркменистана от 9 октября 2004 года "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту";
- Закон Республики Узбекистан от 19 августа 1999 года N 813-I "О наркотических средствах и психотропных веществах";
- законы Украины от 8 июля 1999 года N 863-XIV "Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров" и от 15 февраля 1995 года N 62/95-ВС "О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и злоупотреблению ими".
Несмотря на то что правовой основой для разработки указанных национальных законов были одни и те же международные правовые акты, в них имеются существенные расхождения, обусловившие появление ряда проблем. К числу таких проблем относятся:
1) отсутствие единой терминологии в сфере оборота наркотиков и области противодействия их незаконному обороту;
2) наличие расхождений в вопросах регулирования законного оборота наркотиков и противодействия их незаконному обороту, в частности:
- установления перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в соответствии с международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также порядка утверждения и изменения указанного перечня;
- разработки механизма определения крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовных законов государств - участников СНГ;
- установления порядка и мер контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ;
- передачи образцов наркотических средств и психотропных веществ для проведения экспертных исследований.
Имеющиеся противоречия в правовых системах государств - участников СНГ создают помехи для эффективной борьбы с наркопреступностью.
Установление и использование в законодательствах государств - участников СНГ единой терминологии и ее единообразное толкование имеют определяющее значение в правовом обеспечении совместной борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
В общих положениях национальных законов о наркотических средствах и психотропных веществах и их прекурсорах всех государств - участников СНГ содержится понятийный аппарат. Однако используемая в них терминология имеет существенные отличия по объему и содержанию.
Так, например, в Законе Республики Армения "О наркотических средствах и психотропных веществах" определено семь основных понятий, а в Законе Республики Молдова "Об обороте наркотических, психотропных веществ и прекурсоров" предусмотрено всего лишь пять основных понятий, из которых два понятия практически равнозначны: "наркотик" и "наркотическое вещество".
В Законе Азербайджанской Республики "О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров" имеются 23 основных понятия и их дефиниции; в Законе Республики Беларусь "О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах" - 12; в Законе Грузии "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и наркологической помощи" - 30; в Законе Республики Казахстан "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими" - 27; в Законе Кыргызской Республики "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах" - 27; в Федеральном законе Российской Федерации "О наркотических средствах и психотропных веществах" - 16; в Законе Республики Таджикистан "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах" - 18; в Законе Туркменистана "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту" - 15; в Законе Республики Узбекистан "О наркотических средствах и психотропных веществах" - 10; в Законе Украины "Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров" - 14.
Отдельные национальные законы содержат термины, не относящиеся к предмету правового регулирования закона о наркотических средствах и психотропных веществах, например: "токсикомания" (Закон Республики Казахстан, Закон Республики Молдова, Закон Республики Таджикистан, Закон Республики Узбекистан), "хронический алкоголизм" и "злоупотребление спиртными напитками" (Закон Республики Молдова).
Ряд понятий (терминов) в национальных законах трактуются неоднозначно, например "аналоги наркотических средств и психотропных веществ" и "прекурсоры".
Так, в соответствии с национальным законодательством ряда стран - участниц СНГ аналоги запрещены к обороту, и этот запрет вытекает из определения понятия "аналоги наркотических средств и психотропных веществ" (Закон Кыргызской Республики "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах", Федеральный закон Российской Федерации "О наркотических средствах и психотропных веществах", Закон Украины "Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров"), в то время как в законах других стран в определениях понятия "аналоги наркотических средств и психотропных веществ" такой запрет не предусмотрен (Закон Азербайджанской Республики, Закон Республики Казахстан); в некоторых государствах - участниках СНГ запрещение оборота аналогов наркотических средств и психотропных веществ установлено в иных положениях соответствующих национальных законов (статья 5 Закона Республики Узбекистан "О наркотических средствах и психотропных веществах").
Федеральным законом Российской Федерации "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлено, что прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Аналогичное или близкое по смыслу и содержанию определение приводится в Законе Республики Беларусь, Законе Республики Казахстан, Законе Республики Таджикистан и Законе Туркменистана, Законе Украины.
Вместе с тем в Законе Кыргызской Республики, Законе Республики Молдова и Законе Республики Узбекистан прекурсоры рассматриваются как вещества и их соли, используемые лишь для изготовления наркотических средств и психотропных веществ.
Подобное различие в определении понятия "прекурсоры" и предмета преступлений рассматриваемого вида приводит к тому, что деяния, признаваемые преступными в одних государствах СНГ, не признаются таковыми в других. Например, незаконное приобретение и хранение прекурсоров является преступлением по Уголовному кодексу Азербайджанской Республики (часть 3 статья 234), тогда как совершение аналогичного деяния в Российской Федерации не влечет за собой уголовной ответственности, если не будет доказано приготовление к совершению незаконного изготовления (производства) наркотиков (статьи 228 и 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Отсутствие в уголовном законодательстве государств - участников СНГ единообразия при решении вопроса о признании того или иного деяния преступлением является фактором, препятствующим эффективному сотрудничеству государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в частности при оказании правовой помощи по уголовным делам.
В целях сближения национального законодательства государств - участников СНГ в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, а также использования общей терминологии и единообразного толкования понятий, используемых в антинаркотическом законодательстве на пространстве государств - участников СНГ, предлагается при переиздании или внесении изменений в национальные законы о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах использовать следующие основные понятия:
наркотические средства - вещества синтетического или природного происхождения, препараты, растения, классифицированные как таковые в соответствующих международных конвенциях и включенные в национальные списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, гражданский оборот которых запрещен или ограничен и подлежит контролю на территории государства в соответствии с национальным законодательством государства;
психотропные вещества - вещества синтетического или природного происхождения, препараты, а равно любые природные материалы, классифицированные как таковые в соответствующих международных конвенциях либо включенные в национальные списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, гражданский оборот которых запрещен или ограничен и подлежит контролю на территории государства в соответствии с национальным законодательством государства;
прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ, внесенные в списки прекурсоров в соответствии с национальным законодательством государства и Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года;
аналитические образцы наркотических средств и психотропных веществ - произведенные (изготовленные) специально уполномоченными организациями препараты наркотических средств или психотропных веществ, состав которых подтвержден сертификатом соответствия, предназначенные для калибровки аналитического оборудования;
аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для гражданского оборота вещества, не классифицированные как наркотические средства или психотропные вещества в соответствующих международных конвенциях и не включенные в национальные списки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю на территории государства, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят;
национальный список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - перечень подлежащих контролю наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, объединенных в определенные списки на основе соответствующих международных конвенций и национального законодательства государства;
сводная таблица установления количества обнаруженных в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ - перечень наркотических средств и психотропных веществ с установленными в целях уголовного законодательства размерами обнаруженных в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ;
гражданский оборот наркотических средств и психотропных веществ - совокупность сделок и иных действий, предметом которых являются наркотические средства и психотропные вещества, не изъятые из законного оборота;
законный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - разрешенный и контролируемый в соответствии с национальным законодательством государства вид деятельности, связанной с культивированием растений, содержащих наркотические вещества, разработкой, производством, изготовлением, хранением, отпуском, реализацией, приобретением, перемещением (перевозкой и пересылкой, в том числе ввозом и вывозом), использованием, распределением, передачей образцов и уничтожением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, с целью удовлетворения медицинских, производственных, научных, учебных, экспертных и иных потребностей общества и государства;
незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - осуществляемый с нарушением национального законодательства государства вид деятельности, связанной с культивированием растений, содержащих наркотические вещества, разработкой, производством, изготовлением, хранением, сбытом, приобретением, перемещением (перевозкой и пересылкой, в том числе ввозом и вывозом), использованием (в том числе потреблением) и уничтожением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
профилактика наркомании - совокупность мероприятий политического, правового, социального, культурного, медицинского, экономического, педагогического и иного характера, направленных на выявление, предупреждение и устранение причин и условий, способствующих возникновению у человека заболевания, обусловленного зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;
антинаркотическая пропаганда - распространение и разъяснение взглядов и знаний, направленных на профилактику правонарушений, которые связаны с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, на формирование у граждан стремления к здоровому образу жизни и негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ;
международная квота на наркотические средства и психотропные вещества - лимит наркотических средств и психотропных веществ, ежегодно утверждаемый Международным комитетом по контролю над наркотиками ООН для государств - участников Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года и Конвенции о психотропных веществах 1971 года из расчета потребностей в наркотических средствах и психотропных веществах, представленных правительствами государств;
государственные квоты на наркотические средства и психотропные вещества - максимальное количество наркотических средств и психотропных веществ, устанавливаемое правительством государства в соответствии с международными договорами на основании рекомендаций уполномоченного органа государственной власти в области здравоохранения из расчета потребности государства в наркотических средствах и психотропных веществах, в пределах которого осуществляется их законный оборот;