(с изменениями на 4 апреля 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 22 июля 2012 года на основании
приказа ФСБ России от 18 мая 2012 года N 230
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ФСБ России от 4 апреля 2008 года N 149 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 21, 26.05.2008).
____________________________________________________________________
В целях реализации в органах федеральной службы безопасности требований Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст.2060.
приказываю:
1. Утвердить Инструкцию об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности (прилагается).
2. Признать утратившими силу приказы ФСБ России от 4 декабря 2000 года N 613 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 9 января 2001 года, регистрационный N 2521) и от 14 августа 2001 года N 432 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 23 августа 2001 года, регистрационный N 2890).
________________
Российская газета от 3 февраля 2001 года N 24.
Российская газета от 5 сентября 2001 года N 172.
Директор
Н.Патрушев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
22 марта 2007 года,
регистрационный N 9155
ИНСТРУКЦИЯ
об организации рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации в органах федеральной службы безопасности
(с изменениями на 4 апреля 2008 года)
1. Настоящая Инструкция определяет единый порядок приема, регистрации, рассмотрения письменных и устных обращений граждан Российской Федерации (далее - обращения, если не оговорено иное), проверки состояния работы с обращениями, контроля за их рассмотрением, анализа и обобщения содержащейся в обращениях информации, а также организацию приема граждан в органах федеральной службы безопасности.
________________
Под органами федеральной службы безопасности в настоящей Инструкции понимаются Федеральная служба безопасности Российской Федерации, подразделения ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности, если не оговорено иное).
Положения настоящей Инструкции распространяются на все обращения, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон).
Предложения, заявления и жалобы военнослужащих рассматриваются в соответствии с главой 6 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495 (далее - Устав) (абзац в редакции приказа ФСБ России от 4 апреля 2008 года N 149 - см. предыдущую редакцию).
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47 (часть I), ст.5749 (сноска в редакции приказа ФСБ России от 4 апреля 2008 года N 149 - см. предыдущую редакцию).
2. Рассмотрение обращений является должностной обязанностью руководителей (начальников) органов безопасности (далее - начальники) или по их письменному поручению - других должностных лиц в пределах компетенции. Начальники несут личную ответственность за правильную организацию работы по рассмотрению обращений и по приему граждан в органах безопасности.
3. Письменные обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа безопасности, направляются в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с письменным уведомлением гражданина о переадресации обращения, за исключением случаев, указанных в пункте 6 настоящей Инструкции (часть 3 статьи 8 Закона). Текст уведомления при этом должен содержать ссылку на соответствующую статью Закона. Второй экземпляр уведомления приобщается в дело органа безопасности.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам (часть 4 статьи 8 Закона). При необходимости копия обращения направляется также в иные органы безопасности.
4. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (часть 6 статьи 8 Закона).
Если в связи с этим запретом направление жалобы в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, невозможно, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд (часть 7 статьи 8 Закона).
5. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению (часть 4 статьи 11 Закона). Указанное обращение приобщается в дело органа безопасности.
6. На письменное обращение, не содержащее фамилии гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ не дается (часть 1 статьи 11 Закона). Такое обращение решением начальника органа безопасности признается анонимным и приобщается в соответствующее дело или уничтожается в установленном порядке. Если в указанном обращении содержится информация о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, обращение подлежит регистрации и проверке в соответствии с Инструкцией по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 16 мая 2006 года N 205 (зарегистрирован Минюстом России 9 октября 2006 года, регистрационный N 8364).
________________
Российская газета от 20 октября 2006 года, N 236.
7. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения (часть 2 статьи 11 Закона).
8. Если в поступившем обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица органов безопасности, а также членов его семьи, то оно может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов. В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом на обращение (часть 3 статьи 11 Закона). Обращение при этом направляется в соответствующий орган безопасности для принятия необходимых мер.
9. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, начальник органа безопасности вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган безопасности или одному и тому же должностному лицу (часть 5 статьи 11 Закона). О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение, а также, если обращение поступило в ФСБ России, информируется Управление делами ФСБ России.
10. В целях своевременного обнаружения и обезвреживания взрывчатых, ядовитых и других опасных вложений, возможно имеющихся в поступивших почтовых отправлениях, проводится их внешний осмотр. В случае обнаружения таких вложений или возникновения подозрения об их наличии всякая дальнейшая работа с почтовыми отправлениями немедленно прекращается и вызывается специалист соответствующего подразделения органа безопасности. Одновременно с вызовом специалиста должны быть приняты меры безопасности с обязательной изоляцией почтового отправления.
При получении письменных обращений, содержащих угрозы совершения террористических актов и других преступлений, принимаются меры для сохранения возможно имеющихся на них следов, которые могут быть использованы при проведении оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий.
11. Все письменные обращения регистрируются в Книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) (приложение 1) в течение трех дней со дня поступления в орган безопасности.
Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена начальником органа безопасности (статья 120 Устава).
Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) ведется в каждом органе безопасности, а также в территориально обособленных подразделениях органов безопасности.
(Пункт в редакции приказа ФСБ России от 4 апреля 2008 года N 149. - См. предыдущую редакцию)
12. Прием и регистрацию письменных обращений, адресованных в ФСБ России, директору ФСБ России, заместителям директора ФСБ России и руководителям служб ФСБ России, осуществляет отдел писем Управления делами ФСБ России. Такие обращения направляются в органы безопасности для решения по существу поставленных в обращениях вопросов или переадресовываются по компетенции в другие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
13. Каждому обращению присваивается регистрационный индекс, который состоит из начальной буквы фамилии автора обращения и порядкового номера (например, "Д-19", "С-63"), индекс коллективных и анонимных обращений содержит, соответственно, буквы "Кл" и "Ан". Обращениям с пометками "Лично" или "Конфиденциально" дополнительно присваивается буквенный индекс "Лп" ("Личный пакет", например, "Лп-В-15", при отсутствии на конверте данных об авторе - "Лп-15").
Штамп с регистрационным индексом проставляется на свободном месте первой страницы обращения. Обращения с пометками "Лично" или "Конфиденциально" не вскрываются, штамп с регистрационным индексом проставляется на конверте.
В каждом новом календарном году нумерация вновь поступивших обращений начинается с первого номера.
14. Резолюции к письменным обращениям оформляются на отдельных листах. Лист резолюции должен содержать наименование органа безопасности, индекс письменного обращения, текст резолюции (при необходимости - с конкретными предписаниями и датой исполнения), подпись и дату.
15. Начальники и другие должностные лица органов безопасности:
а) обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
б) запрашивают необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц;
в) принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
г) дают письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в разделе I настоящей Инструкции;
д) уведомляют гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (часть 1 статьи 10 Закона).
16. Обращения военнослужащих органов безопасности, получивших при исполнении обязанностей военной службы увечья (ранения, травмы, контузии), а также обращения членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, незамедлительно докладываются начальникам органов безопасности и рассматриваются ими или их заместителями в максимально короткий срок.
17. Обращения с пометками "Лично" или "Конфиденциально" рассматриваются теми начальниками, которым они адресованы, или другими должностными лицами по их поручению.
18. Обращение, поступившее в орган безопасности по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящей Инструкцией (часть 3 статьи 7 Закона).
19. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не подлежит также разглашению информация о факте обращения гражданина в органы безопасности и о результатах его рассмотрения лицам, не имеющим прямого отношения к рассмотрению обращений в органах безопасности. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (часть 2 статьи 6 Закона).
20. Письменные обращения (в том числе обращения военнослужащих, изложенные в форме рапорта) рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации.
В исключительных случаях, а также когда для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, срок разрешения обращения может быть продлен начальником или его заместителем не более чем на 30 дней с уведомлением об этом автора обращения.
(Пункт в редакции приказа ФСБ России от 4 апреля 2008 года N 149. - См. предыдущую редакцию)
21. Началом срока рассмотрения обращений, поступивших в ФСБ России и переданных для исполнения в подразделения ФСБ России, считается день их регистрации в отделе писем Управления делами ФСБ России.
Окончанием срока рассмотрения обращений считается дата подписи ответа автору обращения.
22. Справки, заключения и другие документы по результатам рассмотрения обращений подлежат обязательной регистрации как подготовленные документы в соответствии с требованиями делопроизводства в органах безопасности.