ПРИКАЗ
от 16 мая 2006 года N 205
1. Утвердить Инструкцию по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности (прилагается).
2. Признать утратившими силу приказы ФСБ России от 14 января 2004 года N 23 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2004 года, регистрационный N 5548) и от 5 апреля 2004 года N 224 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2004 года, регистрационный N 5753).
_______________
Российская газета от 2 марта 2004 года N 41.
Российская газета от 23 апреля 2004 года N 86.
Директор
Н.Патрушев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
9 октября 2006 года,
регистрационный N 8364
ИНСТРУКЦИЯ
по организации в органах федеральной службы безопасности приема,
регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации
о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности
1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 года N 39/1070/1021/253/780/353/399 (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2005 года, регистрационный N 7339) и регламентирует деятельность органов федеральной службы безопасности по организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности.
_______________
Российская газета от 25 января 2006 года N 13.
Далее - органы безопасности.
2. Действие Инструкции распространяется на следующие органы безопасности и должностные лица в части, касающейся:
органы дознания;
следователей;
дознавателей пограничных органов;
сотрудников органов дознания, в том числе штатных дежурных, их помощников либо сотрудников, назначенных на дежурство в установленном порядке.
3. В органах безопасности к органам дознания относятся:
ФСБ России и оперативные подразделения (в том числе оперативные подразделения служб) ФСБ России;
_______________
В настоящей Инструкции под оперативными подразделениями ФСБ России понимаются подразделения, ведущие дела оперативного учета.
управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности) и подчиненные им городские (окружные, районные) подразделения;
управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях (органы безопасности в войсках);
пограничные органы и подчиненные им подразделения, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность;
командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений.
4. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:
1) сообщение о преступлении - заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления (процессуальные и иные документы, предусмотренные ч.2 ст.20 и ст.ст.141-143 УПК России: заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовному делу частного обвинения; письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении (приложение 2 к ст.476 УПК России); протокол следственного действия, в который внесено устное сообщение о другом преступлении; протокол судебного заседания, в который внесено устное сообщение о другом преступлении; заявление о явке с повинной; протокол явки с повинной (приложение 3 к ст.476 УПК России); рапорт об обнаружении признаков преступления (приложение 1 к ст.476 УПК России);
2) иная информация о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, - соответствующие сведения, полученные органами безопасности по телефону, почте, телеграфу, факсимильной связи, электронной почте;
3) правомочное должностное лицо - начальник органа дознания и его заместитель, начальник следственного подразделения и его заместитель, следователь, дознаватель пограничных органов;
4) уполномоченное должностное лицо - сотрудник органа дознания, на которого начальником органа дознания или его заместителем (с учетом реальной потребности) возлагается реализация полномочий по приему сообщений о преступлениях, оформлению протоколов принятия устного заявления о преступлении и составлению рапортов об обнаружении признаков преступления в случаях и порядке, предусмотренных ч.ч.3, 5, 6 ст.141, ч.2 ст.142 и ст.143 УПК России, а также проверке сообщений о преступлениях;
_______________
Штатные дежурные, их помощники, а также сотрудники, назначенные на дежурство в установленном порядке, реализуют только полномочия по приему и регистрации сообщений о преступлениях.
5) проверка - действия, предусмотренные ч.1 и 2 ст.144 и ч.4 ст.146 УПК России, производимые правомочными и (или) уполномоченными на то должностными лицами по сообщению о преступлении;
6) приемная - специальное помещение в здании, в котором официально размещается орган безопасности, предназначенное для приема граждан и соответствующим образом для этих целей оборудованное.
5. Непосредственная организация в органах безопасности приема сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, осуществляется руководителями (начальниками) этих органов.
6. Прием сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, осуществляется:
6.1. В подразделениях ФСБ России - правомочными и (или) уполномоченными должностным лицами, а в круглосуточном режиме - штатными дежурными, их помощниками либо сотрудниками, назначенными на дежурство в установленном порядке. Решение организационных вопросов, связанных с приемом сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, непосредственно от граждан, в ФСБ России возлагается на Приемную ФСБ России Управления делами ФСБ России.
6.2. В территориальных органах безопасности, органах безопасности в войсках и пограничных органах - правомочными и (или) уполномоченными должностными лицами, а в круглосуточном режиме - штатными дежурными, их помощниками либо сотрудниками, назначенными на дежурство в установленном порядке.
7. Если преступление, о котором сообщено по телефону, не требует выезда на место происшествия, принятия мер к предотвращению или пресечению преступления, а также к закреплению следов преступления, то лицо, принявшее такую информацию, предлагает заявителю прибыть для подачи заявления или направить заявление по почте.
Отказ заявителя прибыть или направить письменное заявление по почте не освобождает лицо, принявшее такую информацию, от обязанности реагировать на нее.
8. Прием сообщений о преступлениях непосредственно от граждан осуществляется в приемных.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
Устное заявление о преступлении заносится в протокол (приложение 2 к ст.476 УПК России), который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
Заявитель предупреждается лицом, принявшим заявление о преступлении, об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст.306 УК России, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде (ст.142 УПК России). Устное заявление принимается и заносится в протокол (приложение 3 к ст.476 УПК России) в порядке, установленном ч.3 ст.141 УПК России.
9. Лица, принявшие в соответствии со своими полномочиями сообщение о преступлении непосредственно от гражданина, обязаны выдать заявителю под роспись на корешке уведомления документ (приложение 1) о принятии этого сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
_______________
Далее - уведомление.
10. Заполненные корешки уведомлений сдаются лицом, принявшим сообщение о преступлении, лицу, ответственному за ведение книги регистрации сообщений о преступлениях (приложение 2), для отчета и организации их хранения в течение одного года с момента выдачи уведомления заявителю.
_______________
Далее - Книга N 1.
11. В приемных на стендах размещаются: выписки из положений УПК России, межведомственных и (или) ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок приема сообщений о преступлениях; образцы письменного заявления о преступлении, заявления о явке с повинной и требования по их составлению, а также служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о преступлениях.
12. Прием иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, поступающей в органы безопасности, осуществляется в соответствии с установленными правилами делопроизводства. Принятая информация докладывается незамедлительно соответствующему руководителю (начальнику), который в зависимости от ее содержания дает письменное указание о регистрации и о порядке проверки. Если иная информация о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, поступила в письменном виде, то соответствующая резолюция налагается, как правило, непосредственно на поступившем документе.
13. Для регистрации и учета сообщений о преступлениях, поступивших в органы безопасности, заводится Книга N 1.
Лицо, принявшее сообщение о преступлении, докладывает об этом по команде соответствующему руководителю (начальнику) и по его указанию принимает меры к незамедлительной регистрации в Книге N 1 принятого сообщения о преступлении.
Об обстоятельствах, требующих неотложного реагирования, указанному руководителю (начальнику) докладывается незамедлительно.
Сообщения о преступлениях, совершенных в воинских частях и соединениях, военных учреждениях (п.4 ч.2 ст.157 УПК России), регистрируются в Книге N 1, заведенной в этих частях и учреждениях.
При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно сдать на регистрацию сообщение о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.п.), регистрация такого сообщения в Книге N 1 может быть осуществлена на основании сведений, переданных (полученных) по различным каналам связи.
14. Сообщения о преступлениях, поступившие в органы безопасности по подследственности, регистрируются в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
15. Сообщения о преступлениях, направленные по подследственности с учетом территориальности в другой орган безопасности, повторно регистрируются по месту получения.
16. Для регистрации и учета иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, требующей проверки и оперативного реагирования, поступившей в органы безопасности, заводится Книга N 2 (приложение 3).
17. Книга N 1 и Книга N 2 ведутся в органах дознания, Следственном управлении ФСБ России и при необходимости в следственных подразделениях органов безопасности.
Листы указанных книг должны быть пронумерованы, прошиты, концы нитей опечатаны бумажными наклейками с оттисками печати "Для пакетов", приклеенными силикатным клеем.
18. Сотрудники, ответственные за ведение указанных в пунктах 13 и 16 настоящей Инструкции книг, назначаются приказами соответствующих руководителей (начальников), наделенных правом издания приказов по личному составу.