Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 4 декабря 2000 года N 613


Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений,
заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности

(с изменениями на 14 августа 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 22 апреля 2007 года на основании
приказа ФСБ России от 22 января 2007 года N 21
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФСБ России от 14 августа 2001 года N 432 (Российская газета, N 172, 05.09.2001).

____________________________________________________________________

1. Утвердить Инструкцию о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности (прилагается).

2. Руководителям (начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, учебных заведений ФСБ России, руководителям предприятий, учреждений и организаций ФСБ России (далее - органы безопасности):

- при организации работы с обращениями граждан, поступившими в органы безопасности, исходить из того, что это направление служебной деятельности является одним из приоритетных и рассматривается как важный элемент связей органов безопасности с общественностью;

- принять надлежащие меры по повышению эффективности работы с обращениями граждан, обеспечению их всестороннего, объективного и оперативного рассмотрения и разрешения, выявления и устранения причин, порождающих повторные жалобы, укреплению исполнительской дисциплины. Обратить внимание руководящего состава на необходимость личного участия в рассмотрении и разрешении обращений граждан;

- организовать изучение и обеспечить неукоснительное выполнение требований настоящего приказа и прилагаемой Инструкции.

3. Управлению делами ФСБ России обеспечить строгий контроль за соблюдением в органах безопасности требований законодательных и иных нормативных правовых актов по работе с обращениями граждан. Оказывать органам безопасности необходимую методическую помощь.

4. Инспекторскому управлению ФСБ России обобщенные результаты работы с обращениями граждан отражать в годовых и квартальных отчетах ФСБ России, записках Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации.

5. Считать утратившими силу приказ ФСК России от 3 августа 1994 года N 280 (зарегистрирован в Минюсте России 13 сентября 1996 года, N 1163) и приказ ФСБ России от 15 июля 1999 года N 325 (зарегистрирован в Минюсте России 11 ноября 1999 года, регистрационный N 1971).

Директор
Н.Патрушев


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

9 января 2001 года,

регистрационный N 2521

     

Приложение
к приказу ФСБ России
от 4 декабря 2000 года  N 613

     
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан
в органах федеральной службы безопасности

(с изменениями на 14 августа 2001 года)

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет единый порядок учета, регистрации, рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб (далее - обращения) граждан Российской Федерации, иностранных граждан, подданных иностранных государств и лиц без гражданства (далее - граждане), а также организацию приема граждан в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, в территориальных органах безопасности и их подразделениях, в органах безопасности в войсках, на предприятиях, в учебных заведениях, научно-исследовательских, экспертных и военно-медицинских учреждениях и подразделениях, военно-строительных подразделениях, центрах специальной подготовки и подразделениях специального назначения ФСБ России (далее - органы безопасности, если не оговорено иное).

2. Рассмотрение и разрешение обращений является служебной обязанностью руководителей (начальников) органов безопасности (далее - начальники) или по их письменному поручению - других должностных лиц. Начальники несут личную ответственность за правильную организацию работы по рассмотрению и разрешению обращений и по приему граждан в органах безопасности.

При поступлении обращений начальники в установленном порядке решают вопрос о принятии их к рассмотрению либо направляют с учетом компетенции в другой орган безопасности. Основания пересылки обращения отражаются в сопроводительном письме, которое подписывается руководителем органа, его заместителем или другим должностным лицом, имеющим соответствующие полномочия.

Обращения, в которых поднимаются вопросы, не относящиеся к ведению органов безопасности, не позднее чем в пятидневный срок направляются по принадлежности. О направлении обращения извещается его автор.

3. Обращения, не содержащие личной подписи автора, его фамилии, имени и отчества, а также данных о месте его жительства (работы, учебы), признаются анонимными и не рассматриваются. Решение об этом принимает начальник органа безопасности или его заместители. Регистрация таких обращений осуществляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией, после чего они уничтожаются (за исключением тех анонимных обращений, в которых содержатся признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного общественно опасного деяния (преступления))* (абзац в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2001 года приказом ФСБ России от 14 августа 2001 года N 432, - см. предыдущую редакцию).

________________

* Анонимные обращения, в которых содержатся признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного общественно опасного деяния (преступления), направляются для проверки содержащейся в них информации и принятия мер по пресечению и раскрытию общественно опасного деяния (преступления) в соответствующие подразделения органов безопасности либо по подследственности (сноска в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2001 года приказом ФСБ России от 14 августа 2001 года N 432, - см. предыдущую редакцию).     

Коллективными обращениями признаются обращения, поданные от имени двух и более лиц.

4. Если в поступивших обращениях не содержится изложения существа конкретных предложений, заявлений или жалоб, относящихся к компетенции органов безопасности либо других государственных органов, то они по решению начальника органа безопасности могут быть возвращены их авторам либо помещены в соответствующее дело для хранения в течение установленного срока.

II. Порядок учета, регистрации, рассмотрения и разрешения обращений

     

5. Все поступающие в органы безопасности письменные обращения, в том числе сообщения о преступлениях, учитываются и регистрируются в секретариатах* в день их поступления в книге предложений, заявлений и жалоб (образец - приложение 1), которая ведется в каждом органе безопасности, а также в каждом расположенном в отдельном населенном пункте подразделении территориального органа безопасности и органе безопасности в войсках.

________________

* Под секретариатами в настоящей Инструкции понимаются Управление делами ФСБ России, секретариаты органов безопасности и должностные лица, выполняющие обязанности секретарей.


Аналогичным образом в секретариатах регистрируются обращения, получаемые сотрудниками непосредственно от граждан, обратившихся к ним как к представителям органов безопасности.

Обращения граждан, принятые по телефону, оформляются справками, которые в свою очередь также подлежат регистрации в порядке, установленном для обращений в письменной форме.

Общий учет обращений, поступающих в адрес ФСБ России и ее руководства, осуществляется отделом писем Управления делами ФСБ России.

6. Каждому обращению присваивается регистрационный номер. Штамп с регистрационным номером проставляется на свободном месте первой страницы обращения. Обращения с пометкой "Лично", "Только лично" или "Конфиденциально" не вскрываются, штамп с регистрационным номером проставляется на конверте.

Регистрационный номер состоит из начальной буквы фамилии автора и порядкового номера поступившего обращения (например, "Д-19", "С-63"), коллективные и анонимные обращения - содержат буквы "Кл" или "Ан" и номер (например, "Кл-137", "Ан-65"). Обращениям с пометкой "Лично", "Только лично" или "Конфиденциально" дополнительно присваивается буквенный индекс "Лп" (Личная почта, например, "Лп-В-15", при отсутствии на конверте данных об авторе - "Лп-15").

В каждом новом календарном году нумерация вновь поступивших обращений начинается с первого номера.

7. Повторным обращениям* при их поступлении присваивается очередной регистрационный номер.

________________

* Под повторными обращениями в настоящей Инструкции понимаются обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени направления первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения или заявитель был не удовлетворен данным ему ответом.

8. Сопроводительные письма к обращениям регистрируются как отдельные документы в установленном порядке*.

________________

* Управление делами ФСБ России направляет в органы безопасности, а также в другие государственные органы, учреждения и организации поступившие в ФСБ России обращения за присвоенными им регистрационными номерами.

     Резолюции к письменным обращениям оформляются на отдельных листах (типовые формы листа резолюции - приложение 2).

9. Справки, заключения и другие документы по результатам рассмотрения обращений подлежат обязательной регистрации как подготовленные документы в соответствии с требованиями делопроизводства в органах безопасности.

Данное требование распространяется также на направляемые военнослужащими и гражданским персоналом органов безопасности обращения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.

10. Делопроизводство по обращениям ведется отдельно от других видов делопроизводства в соответствии с требованиями по обеспечению режима секретности в работе с документами в органах безопасности.

11. Обращения, копии ответов на них и материалы, связанные с их рассмотрением, а также документы по приему граждан формируются в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой.

Документы в этих делах располагаются в хронологическом порядке. Листы резолюций и конверты (если они подлежат хранению вместе с обращениями) нумеруются и вносятся в опись как листы дела.

При формировании дел проверяется правильность направления документов в дело, их полнота (комплектность). Неразрешенные обращения, а также неправильно оформленные документы подшивать в дела запрещается.

12. Сроки хранения обращений и материалов, связанных с их рассмотрением, определяются в соответствии с перечнями документальных материалов и сроков их хранения, действующими в органах безопасности. В необходимых случаях постоянно действующими экспертными комиссиями органов безопасности может быть принято решение об увеличении сроков хранения наиболее ценных обращений и материалов по их рассмотрению.

13. Дела после завершения делопроизводства по ним и по истечении установленных сроков хранения в секретариатах сдаются в архивы органов безопасности.

     14. Начальники и другие должностные лица при рассмотрении обращений обязаны:

а) своевременно и всесторонне разбираться в существе обращения, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять сотрудников на места для проверки указанных в обращении фактов, принимать другие меры с целью объективного рассмотрения поступивших обращений;

б) принимать в пределах компетенции законные и обоснованные решения по обращениям и обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;

в) сообщать гражданам о решениях, принятых по их обращениям, мотивировать случаи отказа в удовлетворении просьб и разъяснять порядок их обжалования.

Решения по обращениям, рассмотренным в установленном порядке, не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

15. Обращения военнослужащих органов безопасности, пострадавших при выполнении воинского долга, а также обращения членов семей военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга, незамедлительно докладываются начальникам органов безопасности и рассматриваются ими или их заместителями.

16. Обращения с пометкой "Лично", "Только лично" или "Конфиденциально" рассматриваются теми начальниками, которым они адресованы, или другими сотрудниками по их поручению.

17. В целях своевременного обнаружения и обезвреживания взрывчатых, ядовитых и других опасных вложений, возможно имеющихся в почтовых отправлениях, проводится их внешний осмотр. В случае обнаружения закладки или возникновения подозрения о ее наличии всякая дальнейшая работа с ними немедленно прекращается и вызывается специалист оперативно-технического подразделения. Одновременно с вызовом специалиста должны быть приняты меры безопасности с обязательной изоляцией почтового отправления.

Прием посылок (крупногабаритных бандеролей) с обобщениями возможен только после специальной проверки их содержимого сотрудниками оперативно-технических подразделений. В случае невозможности проведения проверки такие почтовые отправления не принимаются.

18. При получении обращений, содержащих угрозы совершения террористических действий и иных преступлений, принимаются меры для сохранения возможно имеющихся на них следов, которые могут быть использованы при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

19. Запрещается направление обращений на рассмотрение тем должностным лицам, действия которых обжалуются.

20. Сотрудникам органов безопасности, принимающим участие в работе с обращениями, запрещается разглашать ставшие им известными сведения об обстоятельствах личной жизни (службы, работы, учебы и т.п.) авторов обращений и связанных с ними лиц.

Не подлежит также разглашению посторонним лицам информация о факте обращения гражданина в органы безопасности и о результатах рассмотрения обращения.

21. Обращения рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в ФСБ России (орган безопасности).

Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления в орган безопасности.

Решения по обращениям военнослужащих и членов их семей принимаются:

а) в подразделениях ФСБ России, учебных заведениях, учреждениях и на предприятиях ФСБ России, в территориальных органах безопасности, в органах безопасности в войсках - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;

б) в Федеральной службе безопасности Российской Федерации - в срок до 15 дней со дня поступления.

22. Выступления и опубликованные в средствах массовой информации материалы, связанные с обращениями, рассматриваются в порядке и в сроки, предусмотренные настоящей Инструкцией и другими актами ФСБ России.

23. Началом срока рассмотрения обращений, поступивших в ФСБ России, считается день их регистрации в Управлении делами ФСБ России, а обращений, поступивших непосредственно в другие органы безопасности, - день их регистрации в соответствующих секретариатах. Окончанием срока рассмотрения считается дата направления письменного ответа или устного сообщения автору с изложением принятого решения по обращению.

24. В тех случаях, когда для рассмотрения и разрешения обращения необходимо проведение сложной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, сроки могут быть в порядке исключения продлены: по обращениям граждан - не более чем на один месяц, а по обращениям военнослужащих и членов их семей - не более чем на 15 дней.

25. Продление срока рассмотрения обращения производится начальником органа безопасности или его заместителем по мотивированному рапорту исполнителя. О продлении срока рассмотрения обращения сообщается его автору.

26. Если по обращениям, поступающим неоднократно от одного и того же лица и по одним и тем же вопросам, проводились проверки и были приняты обоснованные решения, о чем сообщалось автору, начальником органа безопасности может быть принято решение о прекращении в дальнейшем проверок по таким обращениям, при этом автору направляется ответ о рассмотрении каждого обращения.

В случае выявления в указанных обращениях новых (дополнительных) обстоятельств, по ним проводятся проверки в установленном порядке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»