В настоящее время решение отдельных вопросов развития химической и нефтехимической промышленности нашло отражение:
1) в программах федерального уровня:
а) по разделу "Развитие инфраструктуры"
Программа "Жилище" на 2002-2010 годы (Подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации");
б) по разделу "Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды"
Президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации";
в) по разделу "Новая экономика"
"Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы";
Программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы (подпрограмма "Создание авиационно-космических материалов и развитие специальной металлургии России с учетом восстановления производства стратегических материалов (СМ) и малотоннажной химии на 2005-2008 годы". Мероприятия по реализации федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы);
Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" на 2007-2012 годы;
Программа "Электронная Россия" (2002-2010 годы);
2) в национальных проектах: успешная реализация национальных проектов непосредственно зависит от участия в них химического комплекса России.
Наиболее весомый вклад химический комплекс должен внести в обеспечение выполнения национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Реализация проекта потребует прежде всего резкого увеличения производства изделий из полимерных материалов для строительства - профильно-погонажных изделий, а из них - оконных переплетов, труб для водо- и газоснабжения, линолеума, отделочных панелей, листов, пленок и др. изделий.
Реализация проекта "Здоровье" потребует со стороны химического комплекса - увеличения производства биоразлагаемых полимеров и волокон; коагулянтов и дезинфицирующих средств (для очистки и обеззараживания питьевой воды и сточных вод).
3) в инвестиционных проектах отдельных корпораций и предприятий: инвестиционные проекты развития компаний (в основном экспортеров), являются составной частью стратегии, однако в большинстве своем они носят корпоративный (прикладной) характер и не решают проблемы комплексного развития отрасли в целом.
Участие химических предприятий и научных организаций в данных программах и проектах носит локальный характер, как правило, речь идет о разработке какого-либо продукта или технологии и не связано с развитием химической отрасли в целом.
Разделяя риски с бизнесом, государство должно сосредоточиться на развитии таких направлений, которые обладают наукоемкими технологиями, дают возможность сохранить накопленный научно-технический и производственный потенциал. К ним относятся такие направления, как малотоннажная химия, химические волокна и нити, катализаторы и каталитические технологии, химические реактивы и особо чистые вещества, ингибиторы, модификаторы и другие, без которых невозможно функционирование, как самого химического комплекса, так и всех других секторов экономики.
Координацию комплексного развития химической и нефтехимической промышленности предлагается осуществлять посредством разработки и реализации ведомственных целевых программ, в том числе:
1. "Ведомственная целевая программа по организации производства крупнотоннажных полимерных материалов нового поколения (полипропилен особой чистоты, линейный полиэтилен, полиуретаны, поликарбонаты), полимерных композиций и биоразлагаемых полимеров, имеющих широкую сферу применения - от медицинской промышленности до автомобилестроения, с использованием широкой сырьевой основы".
2. "Ведомственная целевая программа по организации импортозамещающих производств изделий из пластмасс и лакокрасочных материалов на базе гибких модульных технологий, обладающих повышенными потребительскими свойствами".