ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2005 года N 560
Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)" *
(с изменениями на 22 ноября 2012 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 472;
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 1009;
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1105;
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45;
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 года N 105;
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 года N 982;
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 579;
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 1210.
____________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 1009; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию.
Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые:
подпрограмму "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)" (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 1009; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию);
изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 745 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 45, ст. 4265; 2004, N 44, ст. 4362; 2005, N 5, ст. 386) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 1009 - см. предыдущую редакцию).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
ПОДПРОГРАММА
"Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)" *
(с изменениями на 22 ноября 2012 года)
________________
* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию.
(наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию)
Наименование подпрограммы | - | подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)" |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию) | ||
Основание для принятия решения о разработке подпрограммы | - | протокол заседания Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 30 |
Государственный заказчик - координатор подпрограммы | - | Министерство экономического развития Российской Федерации |
Государственный заказчик подпрограммы | - | Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию) | ||
Основной разработчик подпрограммы | - | Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию) | ||
Цели и задачи подпрограммы | - | создание условий обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество; |
создание полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости; совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления; | ||
развитие института налоговой оценки объектов недвижимости, проведение кадастровой оценки объектов недвижимости; | ||
сокращение временных издержек при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости; | ||
создание механизма доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости и развитие сервисных услуг на основе интернет- и интранет-технологий | ||
Важнейшие индикаторы и показатели | - | создание государственного кадастра недвижимости в кадастровых округах Российской Федерации; |
рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов; | ||
количество кадастровых округов, в которых завершены работы по переносу сведений о ранее учтенных объектах в государственный кадастр недвижимости; | ||
соотношение площади территории Российской Федерации, на которой создана инфраструктура пространственных данных государственного кадастра недвижимости, и общей площади территории Российской Федерации; доля территории Российской Федерации, на которой актуализированы результаты государственной кадастровой оценки земель; | ||
доля территории Российской Федерации, на которой проведена массовая оценка объектов капитального строительства; | ||
количество обращений органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросу предоставления служебных каталогов, справочных и аналитических сведений об объектах кадастрового учета из государственного кадастра недвижимости | ||
(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 года N 105; | ||
Сроки и этапы реализации подпрограммы | - | 2006-2012 годы, в том числе: |
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию) | ||
Объем и источники финансирования подпрограммы | - | на 2006-2012 годы - 52878,32 млн.рублей, |
на 2006 год - 3725,82 млн.рублей, | ||
на 2007 год - 7368,14 млн.рублей, в том числе средства Международного банка реконструкции и развития - 1137,88 млн.рублей; | ||
на 2008 год - 8352,79 млн.рублей, в том числе средства Международного банка реконструкции и развития - 311,65 млн.рублей; | ||
на 2009 год - 5255,25 млн.рублей, в том числе средства Международного банка реконструкции и развития - 251,3 | ||
на 2010 год - 5216,05 млн.рублей, в том числе средства Международного банка реконструкции и развития - 76,55 млн.рублей; | ||
на 2011 год - 5098,06 млн.рублей, в том числе средства Международного банка реконструкции и развития - 98,06 млн. рублей; | ||
на 2006 год - 782,04 млн.рублей; | ||
(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 года N 105; в редакции
| ||
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели ее социально-экономической эффективности | - | создание нормативно-правовой и методологической базы по государственному кадастровому учету и кадастровой оценке объектов недвижимости; |
создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости на территории Российской Федерации, включая внедрение на территории Российской Федерации автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости; | ||
обеспечение информационного наполнения государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах недвижимости; | ||
организация доступа к государственному кадастру недвижимости органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также организаций и граждан; | ||
обучение специалистов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и подведомственных ей организаций; | ||
формирование налоговой базы для сбора земельного и имущественных налогов | ||
(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию) |
Подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)" (далее - подпрограмма) направлена на создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления национальной экономики, повышения благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию).
В настоящее время системы учета земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации прав на нее, а также при получении информации из систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем. Сведения об объектах недвижимости содержатся в базах данных систем государственного земельного кадастра, технического учета объектов капитального строительства. В то же время правовая основа для объединения учета земли и иной недвижимости определена Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 года N 982. - См. предыдущую редакцию)
В системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения данных, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах.
В настоящее время только 7,7 процента дел, находящихся в архивах организаций технической инвентаризации, переведены в электронный вид. Для создания государственного кадастра недвижимости Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии необходимо провести инвентаризацию и ввести в государственный кадастр недвижимости сведения о более чем 42 млн. земельных участков и 70 млн. иных объектов недвижимости (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию).
Отсутствие современной цифровой картографической основы при проведении государственного кадастрового учета недвижимости создает проблемы с определением географического положения и согласованием границ земельных участков и объектов недвижимости, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю.
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 года N 982. - См. предыдущую редакцию)
Указанные недостатки сказываются на инвестиционной политике и объемах ипотечного кредитования, поскольку не позволяют инвестору быть уверенным в надлежащем обеспечении исполнения обязательств, а также использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив.
Другой важнейшей проблемой в сфере земельно-имущественных отношений является неурегулированность вопросов, связанных с реформированием системы имущественных налогов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в 2006 году введен порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка. Следующим шагом должно стать реформирование действующих налогов на имущество физических и юридических лиц и введение единого налога на недвижимость.
Решение этой задачи невозможно без создания государственного кадастра недвижимости, содержащего сведения обо всех объектах недвижимости, облагаемых имущественными налогами.
Возможны 2 варианта создания государственного кадастра недвижимости.
Первым вариантом является переход к централизованному ведению государственного кадастра недвижимости на уровне органов кадастрового учета субъектов Российской Федерации по единому регламенту.
Преимуществами этого варианта по сравнению с действующей системой учета недвижимости являются:
объединение данных обо всех объектах недвижимости в едином информационном ресурсе на уровне субъекта Российской Федерации и обеспечение непротиворечивости сведений;
построение действенной системы контроля деятельности органов государственного кадастрового учета при проведении учетных операций, что существенно повышает гарантии прав граждан и юридических лиц при обороте недвижимости;
организационно-технологическое разделение мест непосредственной работы с клиентами и мест принятия решений по постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.
Ведение государственного кадастрового учета недвижимости на уровне субъекта Российской Федерации имеет следующие недостатки:
нерешенность задачи повышения эффективности выполнения на федеральном уровне отчетных, аналитических и контрольных функций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию);
отсутствие возможности передачи информации в Федеральную налоговую службу в целях ее оперативного использования для прогнозно-аналитических и контрольных функций налоговых органов;
потребность в дополнительных затратах на обработку в автоматизированном режиме экстерриториальных запросов и сложность предоставления сведений организациям и гражданам об объектах государственного кадастрового учета независимо от места их нахождения;
зависимость развития государственного кадастрового учета объектов недвижимости на уровне субъекта Российской Федерации в определенной степени от экономического состояния региона и, как следствие, - разные темпы развития кадастровых информационных систем регионов и различие в технических возможностях.