Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2005 года N 560


Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)" *

(с изменениями на 22 ноября 2012 года)

________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 1009; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию.


Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые:

подпрограмму "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)" (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 1009; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию);

изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 745 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 45, ст. 4265; 2004, N 44, ст. 4362; 2005, N 5, ст. 386) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 1009 - см. предыдущую редакцию).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 сентября 2005 года N 560
(в редакции постановления
 Правительства Российской Федерации
 от 31 декабря 2008 года N 1105
-
 см. предыдущую редакцию)

ПОДПРОГРАММА
"Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)" *

(с изменениями на 22 ноября 2012 года)

________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию.

     

ПАСПОРТ
подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)"

(наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации
 от 2 февраля 2010 года N 45
- см. предыдущую редакцию)

Наименование подпрограммы

-

подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)"

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию)

Основание для принятия решения о разработке подпрограммы

-

протокол заседания Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 30

Государственный заказчик - координатор подпрограммы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации

Государственный заказчик подпрограммы

-

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию)

Основной разработчик подпрограммы

-

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию)

Цели и задачи подпрограммы

-

создание условий обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество;

создание полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости; совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления;

создание единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости;

информационное наполнение государственного кадастра недвижимости;

развитие института налоговой оценки объектов недвижимости, проведение кадастровой оценки объектов недвижимости;

сокращение временных издержек при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости;

создание механизма доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости и развитие сервисных услуг на основе интернет- и интранет-технологий

Важнейшие индикаторы и показатели

-

создание государственного кадастра недвижимости в кадастровых округах Российской Федерации;

рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного и имущественных налогов;

количество кадастровых округов, в которых завершены работы по переносу сведений о ранее учтенных объектах в государственный кадастр недвижимости;

соотношение площади территории Российской Федерации, на которой создана инфраструктура пространственных данных государственного кадастра недвижимости, и общей площади территории Российской Федерации; доля территории Российской Федерации, на которой актуализированы результаты государственной кадастровой оценки земель;

доля территории Российской Федерации, на которой проведена массовая оценка объектов капитального строительства;

количество кадастровых округов, на территории которых проведена массовая оценка объектов капитального строительства;

количество обращений организаций и граждан по вопросам государственного кадастрового учета и предоставления сведений из государственного кадастра объектов недвижимости посредством портальных услуг;

количество обращений органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросу предоставления служебных каталогов, справочных и аналитических сведений об объектах кадастрового учета из государственного кадастра недвижимости

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 года N 105;  
в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 года N 982. - См. предыдущую редакцию)

Сроки и этапы реализации подпрограммы

-

2006-2012 годы, в том числе:

I этап - 2006-2007 годы;

II этап - 2008-2009 годы;

III этап - 2010-2012 годы

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию)

Объем и источники финансирования подпрограммы

-

на 2006-2012 годы - 52878,32 млн.рублей,
в том числе средства федерального бюджета - 42878,32 млн.рублей, средства Международного банка реконструкции и развития - 2586,71 млн.рублей, из них:

на 2006 год - 3725,82 млн.рублей,
в том числе средства Международного банка реконструкции и развития -711,27 млн.рублей;

на 2007 год - 7368,14 млн.рублей, в том числе средства Международного банка реконструкции и развития - 1137,88 млн.рублей;

на 2008 год - 8352,79 млн.рублей, в том числе средства Международного банка реконструкции и развития - 311,65 млн.рублей;

на 2009 год - 5255,25 млн.рублей, в том числе средства Международного банка реконструкции и развития - 251,3
млн.рублей;

на 2010 год - 5216,05  млн.рублей, в том числе средства Международного банка реконструкции и развития - 76,55 млн.рублей;

на 2011 год - 5098,06 млн.рублей, в том числе средства Международного банка реконструкции и развития - 98,06 млн. рублей;

на 2012 год - 7862,21 млн. рублей;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 10000 млн.рублей, из них:

на 2006 год - 782,04 млн.рублей;
на 2007 год - 654,3 млн.рублей;
на 2008 год - 2961,32 млн.рублей;
на 2009 год - 1157,05 млн.рублей;
на 2010 год - 2560,82 млн.рублей;
на 2011 год - 1431,61 млн.рублей;
на 2012 год - 452,86 млн.рублей  

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 года N 105; в редакции
постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 года N 982; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 579. - См. предыдущую редакцию)

     

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

создание нормативно-правовой и методологической базы по государственному кадастровому учету и кадастровой оценке объектов недвижимости;

создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости на территории Российской Федерации, включая внедрение на территории Российской Федерации автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости;

обеспечение информационного наполнения государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах недвижимости;

организация доступа к государственному кадастру недвижимости органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также организаций и граждан;

обучение специалистов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и подведомственных ей организаций;

формирование налоговой базы для сбора земельного и имущественных налогов

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию)

     

     

I. Характеристика проблемы и возможные варианты ее решения


Подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)" (далее - подпрограмма) направлена на создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления национальной экономики, повышения благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию).

В настоящее время системы учета земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации прав на нее, а также при получении информации из систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации об объектах недвижимости необходимо обратиться в каждую из систем. Сведения об объектах недвижимости содержатся в базах данных систем государственного земельного кадастра, технического учета объектов капитального строительства. В то же время правовая основа для объединения учета земли и иной недвижимости определена Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 года N 982. - См. предыдущую редакцию)

В системах учета имеют место дублирование функций и наличие погрешностей в сведениях об объектах недвижимости вследствие многократного ручного введения данных, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах.

В настоящее время только 7,7 процента дел, находящихся в архивах организаций технической инвентаризации, переведены в электронный вид. Для создания государственного кадастра недвижимости Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии необходимо провести инвентаризацию и ввести в государственный кадастр недвижимости сведения о более чем 42 млн. земельных участков и 70 млн. иных объектов недвижимости (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию).

Отсутствие современной цифровой картографической основы при проведении государственного кадастрового учета недвижимости создает проблемы с определением географического положения и согласованием границ земельных участков и объектов недвижимости, что является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю.

(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 года N 982. - См. предыдущую редакцию)

Указанные недостатки сказываются на инвестиционной политике и объемах ипотечного кредитования, поскольку не позволяют инвестору быть уверенным в надлежащем обеспечении исполнения обязательств, а также использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив.

Другой важнейшей проблемой в сфере земельно-имущественных отношений является неурегулированность вопросов, связанных с реформированием системы имущественных налогов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в 2006 году введен порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка. Следующим шагом должно стать реформирование действующих налогов на имущество физических и юридических лиц и введение единого налога на недвижимость.

Решение этой задачи невозможно без создания государственного кадастра недвижимости, содержащего сведения обо всех объектах недвижимости, облагаемых имущественными налогами.

Возможны 2 варианта создания государственного кадастра недвижимости.

Первым вариантом является переход к централизованному ведению государственного кадастра недвижимости на уровне органов кадастрового учета субъектов Российской Федерации по единому регламенту.

Преимуществами этого варианта по сравнению с действующей системой учета недвижимости являются:

объединение данных обо всех объектах недвижимости в едином информационном ресурсе на уровне субъекта Российской Федерации и обеспечение непротиворечивости сведений;

построение действенной системы контроля деятельности органов государственного кадастрового учета при проведении учетных операций, что существенно повышает гарантии прав граждан и юридических лиц при обороте недвижимости;

организационно-технологическое разделение мест непосредственной работы с клиентами и мест принятия решений по постановке объектов недвижимости на государственный кадастровый учет.

Ведение государственного кадастрового учета недвижимости на уровне субъекта Российской Федерации имеет следующие недостатки:

нерешенность задачи повышения эффективности выполнения на федеральном уровне отчетных, аналитических и контрольных функций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 года N 45 - см. предыдущую редакцию);

отсутствие возможности передачи информации в Федеральную налоговую службу в целях ее оперативного использования для прогнозно-аналитических и контрольных функций налоговых органов;

потребность в дополнительных затратах на обработку в автоматизированном режиме экстерриториальных запросов и сложность предоставления сведений организациям и гражданам об объектах государственного кадастрового учета независимо от места их нахождения;

зависимость развития государственного кадастрового учета объектов недвижимости на уровне субъекта Российской Федерации в определенной степени от экономического состояния региона и, как следствие, - разные темпы развития кадастровых информационных систем регионов и различие в технических возможностях.